Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие государственного устройства государства и его формы



2015-12-07 1357 Обсуждений (0)
Понятие государственного устройства государства и его формы 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма гос. устройства -национально-территориальная организация гос. власти, показывающая на какие составные части поделена территория гос-ва и каково взаимоотношение этих частей м/у собой и каждой отдельной части с гос. целым в лице своих центральных и местных органов.

Основные формы государственного устройства:

1. простое – унитарное (централизованное и децентрализованное).

2. сложное – федеративное/конфедеративное.

Унитарные гос-ва (Италия, Испания, Франция) – единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают.

Характеризуется:

1) Единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами.

2) На территории действует 1 конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

3) Составные части такого государства государственным суверенитетом не обладают

4) Все внешние государственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене

5) Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами власти

Уни­тарные гос-ва подразделяются централизованные (гос-ва, в ктрх региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Казахстан, Узбекистан) идецентрализованные (гос-ва, в ктрх региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Испания, Италия).

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных гос. образований в одной союзное государство.

Общие принципы:

1) Территория состоит из отдельных субъектов (штаты, кантоны, земли). Верховная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается конституцией

2) Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют право создавать собственные высшие органы; в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (гражданин СССР и гражданин России)

3) При федеральном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации

Федерация строится по национальному или территориальному принципу. Национально-территориальный принцип – СССР (15 национальных республик); административно-территориальный принцип – США, Германия; Россия – национально-административный принцип (смешанный).

Конфедерация – временный юр. союз суверенных гос-в, созданный их общих интересов. При конфедеративном устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права во внутренних и во внешних делах. Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848), США.

Характеризуется:

1) Конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов

2) Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого бюджета

3) Сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе. Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах на время существования союза.

4) Выход из членов конфедерации носит уведомительный характер (в отличие от федерации)

5) Если при федерации решения принятые являются общеобязательными для всех субъектов федерации (независимо от согласия), то решения в конфедерации принимаются в случае достижения консенсуса.

Если решения, принятые в федерат/ государстве, исполняются и реализуются посредством федеративных органов и государственных органов субъектов, то решения, принятые конфедерации, реализуются только органами S.

13.Форма гос. устройства -национально-территориальная организация гос. власти, показывающая на какие составные части поделена тер-рия гос-ва и каково взаимоотношение этих частей м/у собой и каждой отдельной части с гос-ным целым в лице своих центральных и местных органов.

Унитарные государства (Италия, Испания)– единое гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают. Подразделяются на: централизованные -региональные органы возглавляются д.л. из центра (Узбекистан); децентрализованные - региональные органы формируются независимо от центральных - Испания

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных гос. образований в одной союзное гос-во.

Общие принципы: Территория из отдельных субъектов (штаты, земли), ктр обладают правом принятия собственной конституции, создавать собственные высшие органы; Строится по национальному принципу – СССР; территориальному– США; смешанному – РФ.

Конфедерация – временный юр. союз суверенных гос-в, созданный из общих интересов. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права во внутренних и во внешних делах.

14. Монархии виды понятие:

. монархия – вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак - отсутствие каких-либо ГО, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая(ОАЭ, Монако, Австро-Венгрия в 19-20 веке) власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.

б) парламентарная (Великобритания, Испания) конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет представительскую или церемониальную роль. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии - становится главой правительства. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Конституция формально относит к компетенции монарха широкий круг вопросов, но он не вправе решать их самостоятельно.

Существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.

В современных условиях есть нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в 5 лет.

Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Складывается в условиях политической централизации. Различные сословия представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты и т.п.)

15.Республика и ее виды – форма правления, в ктрой органы верховной гос. власти, формируются на основе принципов срочности, выборности и сменяемости.

Классификация:

1) президентские – США. Президент является и Главой государства и Главой исполнительной власти. Действует жёсткая модель разделения властей. Парламент может отстранить Президента от должности. Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

2) парламентарные - Италия, Германия. Исполнительная власть формируется Парламентом. Правительство подотчётно Парламенту. Глава государства – Президент по поручению Парламента.

3) смешанные - полномочия по формированию Правительства и контролю его действий в той или иной степени разделяются между Президентом и Парламентом.

 

16.Унитарные гос-ва виды. (Италия, Испания, Франция) – единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают.

Характеризуется:

6) Единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами.

7) На территории действует 1 конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

8) Составные части такого государства государственным суверенитетом не обладают

9) Все внешние государственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене

10) Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами власти

Уни­тарные гос-ва подразделяются централизованные (гос-ва, в ктрх региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Казахстан, Узбекистан) идецентрализованные (гос-ва, в ктрх региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Испания, Италия

 

17. Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США,Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССРи Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.



2015-12-07 1357 Обсуждений (0)
Понятие государственного устройства государства и его формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие государственного устройства государства и его формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)