Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы правового воспитания



2015-12-07 709 Обсуждений (0)
Методы правового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

· на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

· устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

82. Понятие, сущность, содержание и принципы законности. Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1) единство законности;

2) верховенство законности;

3) связь законности с культурой;

4) связь законности с целесообразностью;

5) всеобщность законности;

6) гарантирование прав и свобод личности;

7) неотвратимость наказания за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов.

Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.

83. Понятие и виды правопорядка, его соотношение с обще­ственным порядком. Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

1) правовые нормы;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.

84. Правовая система общества: понятие, структура, классификация. Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.

Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.

Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

 

Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу о классификации правовых систем. Однако в настоящее время при классификации правовых систем современности опираются в совокупности на следующие три критерия:

1) этно-географический,

2) технико-юридический,

3) религиозно-этический.

При этом в рамках теории государства и права при изучении понятия «правовая система» выделяют следующие правовые категории: национальная правовая система, правовая семья и группа правовых систем.

Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельно взятой страны. Итак, национальная правовая система — это элемент того или иного конкретного общества, отражающий социально-экономические, политические и культурные особенности данного общества. В настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Однако далеко не все государства имеют развитые и особенно в правокультурном смысле самобытные и целостные национальные юридические (правовые) системы.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Если взять за основу следующие три критерия: 1) юридический, 2) духовный (религия, этика и т. п.), 3) культурно-исторический, — то можно выделить следующие пять основных видов правовых семей, существующих в современном мире:

1. Семья общего (англосаксонского) права. Общее право исторически сложилось в Англии и действовало на всей ее территории в течение X—XIII вв. Данная форма права существовала в виде законодательства и судебных обычаев. Специфика общего права состояла в отсутствии кодифицированных отраслей права, а также в наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов).

Под судебным прецедентом понимался образец аналогичного судебного дела, рассматриваемого аналогичным судом. Ввиду такого распространения судебного прецедента почти все нормы общего (англосаксонского) права носили казуистический (индивидуальный) характер. В рамках общего права особое внимание уделялось процессуальным нормам, форме судопроизводства, источникам доказательств.

Важным отличительным признаком данной правовой семьи является полная самостоятельность судебной власти от любой иной государственной власти, вследствие этого в странах англосаксонского права отсутствовали такие государственные органы, как прокуратура и административная юстиция.

Следует отметить, что помимо общего права в структуру английского права в настоящее время также входят статутное право — законодательство и «право справедливости».

2. Романо-германская правовая семья. Исторические корни данной правовой семьи уходят в эпоху римского права (I век до н. э. — VI век н. э.). В качестве основного источника права в этом случае выступает именно писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства.

Практика использования судебного прецедента у этой правовой семьи весьма своеобразна. Так, судья, по общему правилу, не обязан, но имеет право следовать решению другого суда по аналогичному делу. Однако этот же судья обязан при разбирательстве дела опираться на решения Верховного и (или) Конституционного Суда. Но и при этом даже высшие судебные инстанции не имеют права создавать новые нормы права в своих решениях, они могут осуществлять лишь толкование уже созданных правовых норм. Таким образом, при романо-германской правовой семье судебные решения одного суда не являются образцами для другого суда.

3. Обычно-традиционная правовая семья. К числу стран, входящих в данную правовую семью, относятся: Япония, государства Тропической Африки и др. Отличительной особенностью правовой системы этих стран является традиционное и религиозное регулирование всех сфер общественной жизни.

Иными словами, в странах обычно-традиционной правовой семьи право рассматривается не как результат деятельности государства, а как нечто само собой существующее, созданное Богом либо обществом. При этом в основе обычно-традиционной правовой семьи лежит система обычаев, по которым живет общество, либо какая-либо система вероучения.

4. Религиозная правовая семья. В рамках данной правовой семьи можно выделить две ее разновидности — мусульманская и индусская.

Мусульманская правовая семья. Вообще, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — это священная книга ислама и всех мусульман, которая состоит из высказываний пророка Магомета. Коран содержит как религиозные наставления, так и нормы нормативно-юридического характера. Сунна — это мусульманское священное предание о жизни пророка, которое состоит из норм-традиций. Иджма — это сборник комментариев либо толкований норм ислама, которые становятся уже юридическими нормами. Характерными чертами мусульманской правовой семьи являются ее архаичность, казуистический характер норм, отсутствие писаного права и систематизированных правовых отраслей.

Индусская правовая семья. Данная правовая семья охватывает практически все народы, имеющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией — индуизмом. Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические ценности — мораль, философия. Особенное внимание при регулировании общественного поведения уделяется институтам семьи, наследства, социальному положению человека.

5. Славянская правовая семья. Данная правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. Славянская правовая семья характеризуется органической целостностью, единством права и государства, коллективным характером ведения хозяйства. Право этой семьи тесно связано с православным христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно с содержанием Библии.

Ведущим элементом славянской правовой семьи является российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими источниками современного российского права выступают два противоположных законодательных массива: право Российской империи и советское право. В результате слияния этих правовых массивов российское право пришло в сложное состояние, которое является переходным этапом в процессе эволюции.

Сферой влияния российской правовой системы продолжает оставаться территория бывшего Союза Советских Социалистических Республик. При этом право Российской Федерации — это сердцевина своеобразной юридической экосистемы.

В рамках той или иной конкретной правовой семьи могут существовать более дробные элементы — группы правовых систем. Так, например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы правовых систем: романское, каноническое и германское право. В рамках англосаксонской правовой семьи существуют правовая система Англии, США и группа правовых систем бывших колониальных владений Великобритании. И наконец, в состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем: российское право и западно-славянское право.

85. Характеристика основных правовых семей: романо-германской, англо-саксонской, ре­лигиозной, традиционной.В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

86. Особенности российской правовой системы.Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.
Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественной правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.
Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.
Характеризуя отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.
Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.
К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие :
1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.
2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.
3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.
4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие).
Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким "кружным" путем примыкают к романо-германской правовой семье. Но, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модель законодательной правовой семьи.

87. Механизм правового регулирования: понятие и струк­тура. Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) правовые нормы;

2) правоприменительные акты;

3) правовые отношения;

4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;

2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования:

1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;

2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются:

1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;

2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;

3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:

1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;

2) юридической значимости: основные; вспомогательные;

3) функционального назначения: регулятивные;

охранительные;

4) характера права: материальные; процессуальные;

5) времени действия: однократные; многократные;

6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;

7) предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;

8) предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Таким образом, механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.



2015-12-07 709 Обсуждений (0)
Методы правового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы правового воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)