Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос: государство в политической системе общества



2015-12-07 539 Обсуждений (0)
Вопрос: государство в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М, Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

 

Правовой статус

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса.

Виды правового статуса. Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Политические права и свободы: право гр-н участвовать в управлении гос-м; равный доступ к гос службе; право собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; право на объединение и др.

Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права - избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.

Специальные права - это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д.

 

вопрос: государство в политической системе общества.

Под политической системой общества понимается совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в государственной и общественно-политической жизни страны. Эти органы и организации подразделяются на три группы:

1. Собственно-политические - государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Непосредственной целью их создания выступает политическая цель.

2. Несобственно-политические объединения (профсоюзы, кооперативные и иные организации, осуществляющие свою деятельность не в политической, а в производственной, социально-бытовой и др. сферах деятельности, но в той или иной мере влияющих на работу правительства). Политическая цель не является основной целью их создания и деятельности.

3. Организации, имеющие в содержании своей деятельности лишь незначительный политический аспект ( общество нумизматов, автолюбителей и др.)

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство сосредотачивает в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни с помощью права, играет особую - центральную роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость.

Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, так как оно:

 

ü Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных единиц по признаку гражданства;

ü Является единственным носителем суверенитета;

ü Обладает специальным аппаратом (публичной властью); предназначенным для управления обществом;

ü Обладает «силовыми» структурами (вооружёнными силами, милицией и др.);

ü Обладает монополией на правотворчество;

ü Обладает специфическим набором материальных ценностей; (государственная собственность, бюджет, валюта и др.).

 

Как системное образование, политическая система имеет свою нормативную, институциональную, идеологическую, коммуникативную и культурную подсистемы

Нормативная основа политической системы общества – это важнейшая форма регулирования политических отношений, обеспечивающая нормативную базу существования политической системы общества

Структура нормативной основы политической системы общества:

1. Правовые нормы (конституция, законы, подзаконные н.а.);

2. Нормы деятельности общественных организаций;

3. Неписаные обычаи, традиции;

4. Этико-моральные нормы.

Институциональная основа политической системы общества включает в себя государство, политические партии, общественно-политические организации, группы давления. Эти институты и отношения между ними часто называют политической организацией общества.

Структура институциональной основы политической системы общества:

1. Государство: законодательные, исполнительные, судебные органы.

2. Политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы.

3. Средства массовой информации: телевидение, радио, печать и др.

4. Церковь.

Идеологическая основа политической системы включает в себя совокупность политических идей, теорий (политическая сознание, политическая культура).

Структура идеологической основы политической системы общества:

1. Индивидуальные идеи и взгляды;

2. Классовые (групповые) воззрения;

3. Общечеловеческие (межличностные, межгрупповые) представления.

Коммуникативная основа политической системы общества –совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, соц. группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти с выработкой и проведением в жизнь политики.

Основные виды (по социальной направленности) отношений, составляющих коммуникативную основу политической системы общества:

1. политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя;

2. политические отношения, выражающие интересы оппозиционных сил или революционных сил.

Культурная основа политической системы общества - выступает интегрирующим фактором политической системы, представляет собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.

Функции политической системы:

1. Определение целей, задач, путей развития общества;

2. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3. Распределение материальных и духовных ценностей;

4. Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

5. Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе, и т.д.

Каждая функция удовлетворяет определённую потребность системы, а все вместе они обеспечивают её сохранность и развитие.

 

 



2015-12-07 539 Обсуждений (0)
Вопрос: государство в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос: государство в политической системе общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)