Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое гос-во: теория и практика



2015-12-07 490 Обсуждений (0)
Правовое гос-во: теория и практика 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое гос-во – демократическое гос-во,где обеспечивается господство права, верховенство закона,равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации гос-ной вл. положен принцип разделения З,И,С властей. В правовом гос-ве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формироаании и функционировании политических парий,общественныхобъединений,в политическом плюрализме, в свободе прессы.

Признаки:1)Верховенство права и зак-на(закон должен соответств.общепризнан.принципам и нормам междун.права, опираться на идеи естеств.права)2)Реальность и гарантированность прав личности,

обеспечение её свободного развития(соц.защищенность,соц.справедливость)

3)Высокая правовая и полит.культура граждан(стабильность правопорядка)

4)соблюдение принципа разделение властей (З.И.С.)5)Четкое разграничение ф-ий общ-ва и гос-ва, взаимная от-ть гос-ва и личности,6)это всегда демократическое гос-во(источник власти народ)7)наличие гр-го общества

Взаимная ответственность государства и личности.

Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, можно отнести следующие:

· преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

· выработка высокой политико-правовой грамотности;

· появление действенной способности противостоять произволу;

· разграничение партийных и государственных функций;

· установление парламентской системы управления государством;

· торжество политико-правового плюрализма;

· выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

· а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

· б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

· в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

· г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

· Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

32.происхождение и ранние формы права. Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов.

1.Тео­рия естественного пра­ва.Серединв 16 – начало 19вв, Авторы: Гуго Гроцкий, Локк, Руссо, Радищев.

Суть:-право и закон не одно и тоже,

-право существует само по себе и имеет естественный характер,

- право- совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство),

- фактически прово и мораль едины,

- права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Недостатки: прямое отождествление права и морали, преувеличение роли неписанного права, различное понимание людьми идей справедливости.

2.Ис­то­ри­че­ская шко­ла пра­ва.Конец 18 – начало 19вв, Авторы: Пухта, Савиньи – австрийские и немецкие юристы.Суть:- право возникает само по себе и формируется постепенно,

- основу права составляют сложившиеся обычаи,

- официальные законы являются юридическим оформлением уже сложившихся обычаев.

Недостаток: обращенность теории в прошлое, непризнание естественной природы прав человека.

3. Нормативистская теория права. Начало 20в, Авторы: Кельзен – австр.политик, Новгородцев – русский ученый.Суть:- право является пирамидой норм, во главе конституция,

- каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей,

- сила права зависит от разумности построения правовой системы,

- право живет только в кодифицированных юр.нормах.

Недостаток: повышенное внимание к формальной стороне права.

4. Психологическая теория права. Начало 20в, Авторы: Росе, Тард.Суть:

-причины появления права коренятся в психике людей,

- субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо,

- юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо,

- право делится на интуитивное (на личных переживаниях) и позитивное (установленное государством).

Недостаток: недостаточный учет других факторов, кроме психологического.

5. Социологическая теория права. 20в, Авторы: Эрлих, Муромцев.

Суть:

- право и закон не тождественны между собой,

- закон – писанное право,

- право – реализация закона.

Недостаток: в фактическом отождествлении права и правопорядка.

6. Марксистская теория права. Конец 19в – начало 20в.Суть:

- в основе теории лежит классовый подход,

- право – возведенная в закон воля правящего класса,- право отражает существующие производственные отношения,

- право устанавливается и охраняется законом.

Недостаток: преувеличение роли класса.

Примерно с XVII в. все более активное влияние на развитие позитивного права начинают оказывать ученые-правоведы, т.е., формируются определенные научные правовые воззрения, в том числе по вопросам происхождения права. К настоящему времени известны следующие основные направления:

Историческая школаправа (XVIII-XIX вв.) рассматривает право как выражение духа народа, складывающегося постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от воли гос. органов, которые издают нормы права. Государство лишь фиксирует то, что уже исторически сложилось. Представители этой школы Гуго Гроций, К.Савиньи, Ф.Пухта.

Нормативистская школа права (XIX – первая половина XX вв.) предполагает развитие права из самого права. Право не подчинено правилу причинности и черпает силу и действенность в самом себе (Г.Кельзен). Существует некая «суверенная» норма, из которой выводятся все другие нормы. Государство так же, как и отдельный индивид, обязано следовать правовым предписаниям. Представители Р.Штаммлер, П.И.Новгородцев.

Психологическая школаправа (конец XIX – начало XX в.) – право принадлежит прежде всего миру психики и представляет собой обязательно-притязательное переживание людей. А законы, издаваемые государством, лишь отражают и фиксируют эти переживания. При этом позитивное право основывается на чужом авторитете, что его отличает от права интуитивного, которое носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Разработал Л.И.Петражицкий.

Реалистическая школа права (середина XX в.) – право есть защищенный государством интерес. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других, однако при этом должны соблюдаться принятые в обществе принципы справедливости. Основатель этого направления Р.Иеринг.

Марксистская школа права (XIX – XX вв.) была доминирующей в советском государстве. Право выражает и закрепляет волю экономически господствующего класса. Применительно к нашей стране эту теорию преломили следующим образом: в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества. Эта школа предполагает исчезновение права с исчезновением государства при коммунизме. Основатели К.Маркс, Ф.Энгельс. Развил В.И.Ленин.

Социологическая школа права (XX в.) – право как результат воздействия различных социальных факторов на содержание правовых норм. Достаточно широкий диапазон концепций. Согласно одной из них необходимо выделять «живое право», применяя которое, человек и реализует заложенный в праве потенциал. Эта школа права большое внимание уделяет правовым отношениям, видя именно в них собственно действие права. Представители школы К.Эрлих, С.М.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич, Л.Дюги.



2015-12-07 490 Обсуждений (0)
Правовое гос-во: теория и практика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое гос-во: теория и практика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)