Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 5 страница



2015-12-07 503 Обсуждений (0)
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Однако в цивилизационном подходе, делающем акцент на вид культуры, недостаточно точных критериев для классификации государств в зависимости от характера государственной власти, а такие критерии особенно важны для определения типа государства как политического института, политической организации.

В научной литературе имеются и другие представления о типах государства, в которых смешиваются социальные и иные элементы. Французский автор М.Тропе в работе «Юридическая теория государства» называет три типа: монархию, аристократию, демократию. В данном случае следует отметить, что в зарубежных изданиях необходимой чёткости в употреблении слов «тип», «форма», «разновидность» нет.

Имеется много типологий в зависимости от социального характера государства. Выделяют демократическую и аристократическую рабовладельческие республики в античном мире. В условиях феодализма различались, в частности сословно-представительная и абсолютная монархии.

В западной литературе исследователи также проводят различия между либерально-индивидуалистическим капиталистическим государством XIX века и социальным капиталистическим государством ХХ века, а внутри последнего - между государством благоденствия (60-70е годы XXв.) и работающим государством, «государством поддержки труда» (workfare state), концепция которого стала распространяться в 90-х годах XX века. В свою очередь, существующее государство благоденствия — классифицируют по трём принципам в зависимости от того, насколько государство способствует снижению бедности, достижению равенства, социальной интеграции, стабильности и автономии. При этом первенство отдаётся не количественным, а качественным факторам, что очень важно для нас при выделении социальных разновидностей государства внутри типа. Выделяют три разновидности государства благоденствия: либеральное (пример - США), социал-демократическое (Нидерланды), корпоративное (Германия).

Ни один тип государства не остаётся неподвижным. Представление о типе государства как о застывшей модели цивилизации - это только научная абстракция. Любое государство развивается. Конкретные направления этого развития могут быть неодинаковы, но в целом, на очень долгом отрезке времени, несмотря на все колебания, это прогрессивное, поступательное развитие. В рабовладельческом типе государства в последние его столетия возникли существенные феодальные элементы (например, рабы, посаженные на землю, самостоятельно хозяйствующие и платившие своему владельцу по существу оброк, как впоследствии крепостные крестьяне в условиях феодализма). В феодальном обществе зародились капиталистические отношения, так же повлиявшие на характер государства.

Государства, переходные от одного исторического типа к другому, подвергались частичному изучению в Российской и ещё в меньшей степени в зарубежной литературе. В частности рассматривались формы государства диктатуры пролетариата как государства переходного периода. Конечно, исследования, проведённые в тот период в советской литературе, характеризовались чрезмерной идеологизацией, все явления рассматривались только с позиций марксизма.

В конце 90-х годов, после крушения тоталитарных режимов в СССР и зарубежных странах (в т.ч. социалистической ориентации в Африке и Азии), когда стал очевиден поворот стран тоталитарного социализма на иной путь развития, появились первые журнальные статьи о характере и формах государства, переходного от тоталитарного социализма на новый, по существу капиталистический путь развития.

Этому эпохальному сдвигу в мировой истории посвящено большое количество работ в западной литературе. В российской литературе проблемам такого перехода посвящены лишь отдельные статьи. Необходим, видимо, более длительный промежуток времени, чтобы в ретроспективе оценить явления переходности в сущности постсоциалистического государства и его форм.

Своеобразие современного переходного постсоциалистического государства состоит, прежде всего, в том, что оно возникло и развивается (в ряде стран этот процесс продвинулся далеко вперёд, например, в Венгрии, Польше, Чехии, в других, как в некоторых бывших советских республиках Средней Азии, заторможен, в третьих - находится где-то на середине пути, в том числе в России) на основе национальной (в рамках страны) и вместе с тем глобальной демократической антитоталитарной революции (она захватила и Африку), совершенной в сфере решения вопроса о власти в основном мирным путём.

Ещё одним вариантом современной типологии государства является типология, построенная на основе философского понятия «идеального». Категории «идеальное» и «материальное» отражают мир умозрительный и реальный. Соответственно умозрительными, идеальными типами являются государство правовое и государство полицейское. Следует особо подчеркнуть, что идеальный тип государства - это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальное ограничение власти правом, является исторически развивающаяся реальность государства. То, что считалось максимальным

ограничением власти правом в Германии в середине XIX в., когда возникло понятие правового государства, сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом государстве постоянно обогащается. Так что правовое государство - это нормативная модель, предполагающая достаточно высокий уровень развития права и государственности, достигнутый в наиболее развитых странах. Иначе говоря, правовое государство - это наиболее развитое, с сегодняшней точки зрения, подчинение власти правовым законам.

Противоположностью правового является полицейское государство. В полицейском государстве законы дозволяют административной власти практически всё, что не нарушает права человека, а нередко и более того. Поскольку власть всегда стремится вырваться из правовых рамок, то в полицейском государстве отдельные законы чрезмерно ограничивают права человека (под предлогом защиты нравственности, общей пользы, государственной безопасности и т.п.), дозволяют административной власти вторгаться в сферу минимальной неотъемлемой свободы. Типичными являются неправомерные ограничения законом свободы слова и средств массовой информации, свободы передвижения, неприкосновенности жилища и частной жизни, свободы создания политических партий и профсоюзов, свободы собраний и демонстраций, а также свободы предпринимательства. Формально полицейское государство не отрицает эти права и свободы, но дозволяет административной власти контролировать их осуществление. Например, собрания и демонстрации не запрещаются, но для их проведения требуется получить разрешение административных (полицейских) органов. Гражданам не запрещается выбирать место жительства, но переехать можно только с разрешения тех же административных органов. В сфере предпринимательства административная (полицейская) власть по закону разрешает, регулирует, контролирует, квотирует, лицензирует и т.д. деятельность частных лиц.

В результате в полицейском государстве получается следующая картина. С одной стороны, государство гарантирует определённый набор прав и свобод. С другой стороны, законы не только прямо запрещают почти любую деятельность, не контролируемую государством, запрещают делать что-либо без разрешения соответствующих полицейских органов. Полицейское государство сводит к минимуму действие принципа «не запрещённое разрешено». Оно как бы исходит из презумпции, что граждане склонны злоупотреблять свободой, а поэтому нуждаются в контроле. Полицейским органам запрещается всё, что не разрешено законом. Но иногда законы разрешают им слишком многое, дозволяют вторгаться в сферу минимальной неотъемлемой свободы. Полицейское государство более или менее эффективно защищает свободу и безопасность граждан от посягательств частных лиц, но не от властного вмешательства.

В отличие от полицейского законы правового государства дозволяют осуществление административной (полицейской) власти лишь за пределами максимальной меры свободы. Понятие правового государства дополняется понятиями либерального и социального государства.

В либеральном государстве власть считает граждан автономными субъектами, способными самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют полицейской или судебной защиты свободы, безопасности и собственности от посягательств других лиц. В таком государстве власть, как правило, не вмешивается в экономику или сферу культурной жизни общества, не ставит задачу оказывать помощь неимущим гражданам за счёт богатых.

Наоборот, в социальном государстве власть максимально вмешивается в жизнедеятельность подвластных, точнее до тех пор, пока такое вмешательство не нарушает естественные права и свободы человека и гражданина. Оно оказывает все возможные социальные услуги, причём

неимущим бесплатно (естественно, за счёт богатых). Однако и в либеральном и в социальном государстве власть связана правом.

В классическом понимании правовое государство - это либеральное, минимальное государство, или «государство - ночной сторож». Здесь по закону полиция может вмешиваться в деятельность граждан лишь тогда, когда они выходят за пределы незапрещённого, т.е. нарушают правовые запреты. В правовом государстве граждане максимально руководствуются принципом «не запрещённое разрешено». Права и свободы человека и гражданина в правовом государстве тоже могут быть ограничены законом, но только в той мере, в какой это необходимо ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод одного не должно нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, повторимся, правое и полицейское государство - это идеальные типы. Реальные современные государства лишь ориентируются на них. Идеальный тип государства это лишь цель, к которой стремятся те или иные социальные группы.

Последняя рассматриваемая типология государств - это типология по их отношению к религии. По данному критерию можно выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

 

Лекция 3. «Форма государства» как набор основных параметров, характеризующих государство.

5. Факторы, влияющие на форму государства.

6. Современное состояние монархической формы правления.

7. Республика и ее разновидности в условиях современного цивилизационного развития.

8. «Политический режим» и «государственный режим» как динамические характеристики политической системы и государства.

 

Форма государства как конкретная реальность и как теоретическое понятие складывается из составляющих её «физических» или понятийных элементов. В литературе обычно выделяют три таких элемента (форма правления, форма государственного устройства и государственный режим).

Элементный подход необходим для анализа, он продуктивен для учебных целей, но, акцентируя внимание на разных сторонах, он как бы оставляет в стороне целостное представление о форме государства как таковой. В государствоведческом понятии формы государства важно учитывать политику государства, деятельность по управлению, связи управляющих и управляемых. Это значит, в частности, что исследовать ту или иную форму государства, существующую в конкретной стране, нельзя, используя только правовые методы.

Помимо элементного подхода необходимы более общие критерии для того, чтобы дать комплексное понятие формы государства как определённой государственной реальности. Такими критериями должны быть организационный, функциональный и коммуникативный факторы.

Первый – это организация государственной власти, находящая своё концентрированное выражение в единстве и разделении ветвей государственной власти. Второй фактор – методы осуществления власти, третий – связи управляющих (органов и должностных лиц) с населением.

Форма государства – это не только понятие государствоведения. Это также институт государственности и реальность, конкретное явление каждого государства. Как институт она характеризуется обобщением родовых признаков. Как конкретное явление она присуща любому государству: нет государства, которое не имело бы уникальной во всех деталях присущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт и явление однотипны, они не только имеют главные общие черты, они имеют в виду один и тот же феномен. Поэтому мы можем сказать, что форма государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, это – способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых и обратных связей ветвей власти с населением.

Поскольку в теории государства сложились две основные точки зрения относительно целостности формы государства (одни заявляют, что она не представляет собой целостного явления, а другие утверждают диаметрально противоположное), постольку одни считают, что применительно к форме государства не могут быть выделены виды. В противовес этим взглядам В.Е.Чиркин выдвигает обобщающую классификацию, позволяющую выделить три вида формы государства: монократический («единовластный»), поликратический («многовластный») и сегментарный (форма, которая как бы складывается из отрезков целого, отдельных сегментов). Монократическая государственная форма имеет высокоцентрализованный характер. Она существовала при фашизме в Германии, Италии и других странах; существует в мусульманских монархиях, в странах тоталитарного социализма.

Органы государства, существующие институты государственности, отношения между ними обеспечивают сосредоточение власти в руках одного центра. В условиях данного вида прямые и обратные связи государства и населения приобретают искажённый характер. Политический и идеологический плюрализм отвергается. Этот вид формы закрыт для давления со стороны населения. Основные его разновидности: 1) теократическая (в странах мусульманского фундаментализма); 2) экстремистская (при фашизме); 3) милитаристская (в условиях военных переворотов); 4) партократическая (при тоталитарном социализме). Все эти разновидности совместимы с республикой и монархией (за исключением партократической, которая предусматривает только республику), с федерацией и унитарным государством. Любая из них может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать конституции, выборные органы, но они не имеют реального значения.

Поликратическая разновидность формы государства типична для многих государств в развитых странах (Австралия, Западная Европа, Канада, США и др.). Она складывается в отдельных развивающихся странах (например, в Индии). Данная форма существует в условиях, когда действует соревновательная (как в США) или социоприминительная система (как в Скандинавии). Она характеризуется разделением ветвей государственной власти, размежеванием ролей по управлению государством, обособлением (но отнюдь не полным разрывом) государственной власти и местного самоуправления, реальной автономией государственно-территориальных образований (субъектов федерации в Австралии, Германии, Канаде и других странах, единиц политической автономии в Великобритании, Дании или Франции. Управление ими децентрализовано в той степени, в какой это не нарушает единой природы государственной власти.

Поликратическая разновидность формы государства также совместима с различными способами управления, с неодинаковой организацией государственно-территориального устройства. Она сочетается и с республиканской формой правления (Германия) и парламентарной монархией (Великобритания), с простым унитарным государством (Швеция), со сложным унитарным государством (Франция), с регионолистским государством (Италия), с федерацией (Швейцария).

Промежуточным вариантом является сегментарная разновидность формы государства. Она существует в большинстве стран мира и в самых разных условиях, когда совершается переход от тоталитаризма к демократии, когда в стране существует достаточно широкий слой бюрократической номенклатуры, нет влиятельного «среднего класса», наблюдается довольно большой разрыв между 10 % «верхних» слоёв населения и 10 % «нижних» слоёв, значительный разрыв между управляющими и управляемыми. Эта разновидность наблюдается и в Венесуэле, и в Египте, Марокко. Сюда же относятся государства из постсоциалистического пространства. Государственная власть только частично открыта для давления на неё со стороны определённых групп населения, хотя в отличие от монократической государственной формы массовые выступления, как об этом свидетельствуют события в Индонезии, на Филиппинах, могут привести к существенным сдвигам. Политический плюрализм при данной системе существует, но в ограниченном виде.

Данная форма государства предполагает разделение властей, существует избираемый парламент, частичная автономия административно-территориальных единиц, ограниченное местное самоуправление.

Однако хотя признаётся разделение властей, не существует их баланса, системы сдержек и противовесов. Главенствует исполнительная власть, монарх, президент, реже – правительство. Значительную, иногда определяющую роль в политике государства играет нередко армия. Судебная власть слаба, иногда – очень слаба. По сложившейся практике полномочия органов государства распределены так, что на всех ступенях управления решающую роль играют не выборные, а единоличные назначенные чиновники. Доминируют авторитарные методы управления: требования, запреты, принуждения. Демократические права и свободы граждан в конституциях признаются, но на практике есть множество ограничений. Обратные связи органов и должностных лиц в какой-то мере существуют. Иногда общественное мнение оказывает давление на политику государства и в редких случаях приводит при массовых выступлениях народа, поддержанных армией, даже к замене президентов, но здесь имеет место также сильная централизация, и деятельность органов государства определяется «сверху», а не «снизу».

После рассмотрения формы государства как целостного явления следует перейти к рассмотрению составляющих формы государства: формы правления, формы государственно-территориального устройства, форме государственного режима.

В научной литературе иногда смешивают форму, тип, разновидность государства, но в общем существуют два основных подхода к форме правления: узкий и широкий. Сторонники узкого подхода связывают форму правления только или, прежде всего, с правовым положения главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государства с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.

В современной литературе понятие формы правления традиционно определяется в связи со структурой и взаимоотношениями высших органов государства – главы государства, парламента и правительства. Однако в некоторых странах нет парламента. Во многих президентских республиках нет правительства как коллегиального органа. Иными словами система отношений: глава государства – парламент – правительство – существует не всегда.

К этому следует добавить, что при рассмотрении формы правления нельзя ограничиваться анализом роли только трёх названных органов. Большое значение в государстве имеют органы конституционного контроля. Немалую роль во многих странах играют прокуратура, генеральные контролёры, омбудсмены. Нельзя исключать из общей системы и губернаторов, префектов.

Наконец, в управлении государством важны не только прямые, директивные связи, но и обратные связи органов государства с населением. Поэтому представляется, что форма правления может быть определена как целостная система органов, функций и способов управления государством, включающая прямые и обратные связи органов государства с населением.

В современном мире принято различать две основные формы правления – монархию и республику.

Монархическая форма правления и в наши дни имеет три варианта: абсолютный, дуалистический и парламентарный.

В чистом виде абсолютная монархия существует в Султанате Оман, Королевстве Саудовская Аравия, Бахрейн, Катаре. В Кувейте парламент избирается, но всё равно полновластным хозяином является эмир. В ОАЭ, где главой государства и законодателем является коллегия семи эмиров (Высший совет). Национальное собрание существует как совещательный орган при правительстве. Таким образом, в условиях абсолютной монархии – глава государства – средоточие власти. Правда, его может иногда подменять верхушка правящей семьи (как в Саудовской Аравии).

В XVII – XIX вв. в Европе возникла дуалистическая монархия, ставшая воплощением компромисса между буржуазией и дворянством. В дуалистической монархии создаётся парламент, который обладает законодательной властью. Король формирует правительство, ответственное только перед ним и имеет право роспуска парламента. За ним остаётся и право абсолютного вето.

Такая форма правления возникла в Англии и существовала в Германии, Ливии, Таиланде. Сегодня она наблюдается в Бутане, Брунее, Тонга, Иордании, Марокко. В них наблюдается появление двойной ответственности правительства и перед монархом и перед парламентом (следует отметить, что в принципе установление такой двойной ответственности, причём не только в монархиях, - одна из тенденций в развитии государственности в наше время). Однако на деле в дуалистической монархии реален лишь первый вид ответственности – перед главой государства. Кроме того, и подлинного дуализма, соответствующего разделения ролей парламента и короля в названных государствах не существует.

Укрепление позиций буржуазии, рост численности и влияния «среднего класса», требования народных масс приводят к установлению парламентарной монархии. Монарх является главой государства, символом нации, но он не возглавляет государственное управление и не занимается им. Правительство он назначает по указанию парламента (из состава партии или коалиции партий, имеющих большинство в парламенте или его нижней палате), права вето по отношению к актам парламента он не имеет и не применяет его в течение длительного времени.

Процессы современного развития свидетельствуют о сокращении числа монархий. После Второй мировой войны провозглашены республикой в рамке монархических Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции, Италии, Афганистане, Эфиопии и некоторых других странах. Восстановление монархии в Испании, Камбодже является не исключением из общего процесса. Однако и сейчас, несмотря на общую тенденцию развития, монархиями являются одна шестая часть государств мира.

Время от времени вопрос о восстановлении монархии поднимается в некоторых странах (Албания, Бразилия, Болгария). Достоинством данной формы правления нередко считают то, что монарх является беспартийным, его положение не зависит от политических событий.

Республиканская форма правления появилась в античном мире. Республиками были Афины, Карфаген, Рим. В Средние века – Венеция, Генуя, Дубровин, Новгород, Псков. Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой связанной с такими революциями, стала США.

Главное отличие республики от монархии заключается в президентуре (единоличной или коллегиальной). Иными словами, главой государства, как правило, является единоличный президент, избираемый на определённый срок (от 3 до 7 лет). Следует отметить, что современные тенденции развития формы правления свидетельствуют о стремлении к сокращению сроков полномочий президента и во введении порядка не более чем двукратного избрания одного лица президентом.

Коллегиальная президентура существует редко. Раньше в некоторых странах тоталитарного социализма коллегиальным президентом, считался постоянно действующий орган парламента, избираемый им президиум. В настоящее время по существу коллегиальная президентура действует в Швейцарии (Федеральный совет). Иногда президентские советы (из трёх – пяти человек) создаются как временные органы после государственных или военных переворотов.

Принято различать две основные формы республики: президентскую и парламентскую. В обеих главой государства является президент, но в первой правительство и отдельных министров он назначает по своему усмотрению и они несут ответственность перед ним.

Президентская республика отличается стабильностью системы управления. Президент избирается независимо от парламента и может быть смещён только в крайних случаях посредствам импичмента. Парламент также не в праве сместить правительство, но и президент не может распустить избранный парламент. Таким образом, на период полномочий президента страной управляют лидеры из его партии, хотя в парламенте большинство может принадлежать другой партии или партиям. В развитых странах такая система работает на базе установившихся десятилетиями, а то и столетиями процедур, поисков компромиссов и консенсуса.

Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем президентских и полупрезидентских. Их насчитывается в мире не более одной пятнадцатой части всех государств с республиканской формой правления. Наиболее крупными государствами среди них являются Индия, ФРГ, Италия. При данной форме правления правительство лишь формально назначается президентом, а на деле оно формируется партией (партиями), располагающей большинством мест в парламенте. Соответственно и политическую ответственность правительство несёт перед парламентом.

Достоинством этой формы является то, что состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте – органе народного представительства. Однако это же становится крупным недостатком: при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии и появлении фракции (фракций), голосующей вместе с её противниками, правительство утрачивает стабильность. Его часто отправляют в отставку путём вотуму недоверия, принятого парламентом. За последние полвека в Италии сменилось 60 составов правительства, каждое управляло страной в среднем менее года.

Для того чтобы преодолеть недостатки парламентарной формы правления, во многих из таких государств предусматривается по примеру ФРГ «конструктивный вотум» недоверия правительству (Болгария, Польша, Венгрия и др.). В предложении о недоверии должен быть обязательно назван преемник главы правительства: смещая одного, парламент одновременно утверждает другого. Что же касается министров, то их судьбой распоряжается не президент и не парламент, а премьер-министр или канцлер (Германия).

Однако в современных условиях «чистые» формы президентских и парламентских республик сравнительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров, с другой стороны, возникают гибридные формы полупрезидентских, полупарламентарных республик. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки, где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание.

Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (1975 г.), Португалией (1976 г.) и рядом развивающихся стран. Такая форма получила в литературе название полупрезидентской республики, имеющей две разновидности: президентско-парламентскую, где черты президенциализма доминируют, и парламентско-президентскую, где они выражены слабее. В обеих из них есть коллегиальный орган – правительство с собственными полномочиями, парламент участвует в формировании правительства в какой-либо форме, а правительство несёт двойную ответственность: перед парламентом и президентом.

Единство действий президента и правительства иногда обеспечивается правилом контрасигнатуры (но в отличие от парламентарной республики – только по некоторым вопросам), подчинение министров непосредственно президенту (наряду с подчинением премьер-министру коллегии правительства), а некоторых министров, занимающих особенно важные посты (обороны, внутренних дел, иностранных дел и др.) – только непосредственно президенту.

Таким образом, создание смешанных и гибридных форм республики призвано соединить позитивные качества президентской и парламентарной форм.

Гибридные формы республики обладают определёнными позитивными чертами: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурам, партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам.

С другой стороны, есть и определённые минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и противовесов, усиливается президентская власть, и её носители иногда обнаруживают тенденции к авторитаризму.

Тем не менее, создание смешанных форм и начатое Францией создание гибридных разновидностей – устойчивая тенденция развития в течении последних десятилетий. Более того, соединение различных качеств распространения не только на однородные формы и действует внутри них (монархии и республики), но иногда республиканские элементы проникают в монархию (например, выборная монархия), а монархические – в республику (пожизненные президенты и др.). Характер этих элементов, их значимость в сочетаниях неоднородны. Всё это приводит к огромному разнообразию конкретных форм правления в современных государствах.

Если форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами, то реальных же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок иногда именуется государственным режимом.

Государственный режим более или менее тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и противоположен ей. Поэтому необходимо рассматривать государственный режим одновременно с формой правления и политическим режимом.

Сам термин режим (от лат. Regimer – управление) в широком смысле означает установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей. В узком смысле – это совокупность правил поведения, система мер.



2015-12-07 503 Обсуждений (0)
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)