Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 12 страница



2015-12-07 418 Обсуждений (0)
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование права является достаточно емким понятием, включающим в себя несколько самостоятельных моментов. Факт принадлежности права определенному лицу еще не свидетельствует о намерении его обладателя воспользоваться возможностью определенного поведения. Субъективное право может быть осуществлено путем фактических действий (принятие ребенка на воспитание), юридических действий (усыновление), через предъявление требований (не препятствовать воспитанию ребенка) и в форме притязания, то есть обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (обращение в суд с иском о взыскании алиментов).

Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права можно определить как государственно-властную творческую деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания, либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, устройство на работу и т.п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую-либо деятельность и т.п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации:

1) правоприменение – это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

2) правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

3) правоприменение имеет творческий и организующий характер;

4) оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах;

5) правоприменение завершается вынесением актов применения права.

Применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. В связи с этим правоприменительная деятельность должна строиться в соответствии с принципами законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов. Принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.

Главное назначение правоприменения – это обеспечение реализации норм права путем принятия актов применения. Из этого вытекают функции применения права. Это правообеспечительная функция и функция индивидуального (казуального) правого регулирования.

Правообеспечительная функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т.е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказание за данное преступление, не будет реализовано. Таким образом, применение права в силу этой функции является способом организации фактического поведения по реализации права.

Функция индивидуального (казуального) правового регулирования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Так в приговоре суда на основе нормы права устанавливается конкретная мера наказания, которой должен быть повергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нормы права применительно к конкретным случаям.

В зависимости от исполнительных государством функций выделяют две формы применения права: 1) оперативно-исполнительную и 2) правоприменительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкретных правоотношений, то есть издания индивидуальных актов.

Правоохранительная форма применения права выражается в деятельности компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т.д.) по охране и защите права от нарушений.

Процесс применения права состоит из трех основных стадий: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права; 3) принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, то есть устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативно-правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт. Документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издает) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

Общее между нормативно-правовым и правоприменительным актом состоит в том, что тот и другой являются правовыми актами, властными документами принимаются и обеспечиваются компетентными органами.

Однако, в отличие от нормативно-правового, правоприменительный акт создается именно на основе нормативно-правового, имеет персонифицированный характер, реализует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте в конкретных ситуациях и не является источником права, так как рассчитан только на однократное применение. В то же время акт применения права является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Таким образом, правоприменительный акт – это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

1) вводная часть – включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т.д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издающего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию;

2) описательная часть – содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии;

3) мотивировочная часть – включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняется смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4) резолютивная часть – содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

1. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

2. По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права и так далее.

3. По характеру решения правоприменительные органы подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

4. По значению в правоприменительной процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

5. По целям акты правоприменения выделяют правоустановительные (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные (например, постановление по делу об административном правонарушении).

6. По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

7. По наименованию все правоприменительные акты делятся на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Официальный характер акта применения права накладывает определенный отпечаток на его внешнее оформление. В начале акта дается его наименование, а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок. Другие необходимые атрибуты акта – дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акты, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода.

В процессе правоприменения возникают такие ситуации, когда невозможно принять решение на основе существующих норм права, поскольку они для данного случая отсутствуют. Такая ситуация свидетельствует о пробеле в законодательстве или праве.



2015-12-07 418 Обсуждений (0)
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.065 сек.)