Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Атмосферный воздух как окружающая среда



2015-12-07 1251 Обсуждений (0)
Атмосферный воздух как окружающая среда 0.00 из 5.00 0 оценок




ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА

ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного факультета

 

 

 

 

Казань, 2008


Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

Составители:

Профессор кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, д.м.н. Галлямов А.Б.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Растатурина Л.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Габидуллина С.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Идиятуллина Ф.К.

 

Рецензенты:

 

Профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, д.м.н. Мингазова Э.Н.

Доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, к.м.н. Тафеева Е.А.

 

Гигиеническая оценка микроклимата лечебных учреждений /А.Б. Галлямов, Л.Н. Растатурина, С.Н. Габидуллина, Ф.К.Идиятуллина. – Казань: КГМУ, 2008. – 22 с.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам лечебного факультета для изучения гигиенических требований к микроклимату помещений различного назначения в ЛПУ. Представлены методы исследования и оценки температурного режима, влажности и подвижности воздуха.

© Казанский государственный медицинский университет, 2008


Введение

 

Воздух является одним из важнейших элементов среды, окружающей человека. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных, растений. Она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты обмена веществ.

При гигиенической оценке воздуха учитывают физические свойства: температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность, напряженность солнечной радиации; химический состав - содержание нормальных составных частей и посторонних примесей, механические примеси - содержание пыли, дыма; микроорганизмы — число бактерий, их патогенность. Каждый из перечисленных факторов способен оказать непосредственное влияние на организм, однако в природе они действуют одновременно и можно говорить лишь о преимущественном значении одного из них.

 

Цель занятия:ознакомить студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров.

 

Студент должен знать: влияние микроклиматических условий на организм человека, критерии гигиенической оценки параметров микроклимата, устройство и порядок работы приборов для определения атмосферного давления, температуры, влажности и подвижности воздуха.

 

Студент должен уметь: определять основные параметры состояния воздушной среды, давать гигиеническую оценку и разрабатывать профилактические мероприятия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Строение атмосферы.

2. Виды терморегуляции.

3. Пути теплоотдачи.

4. Понятие об акклиматизации.

5. Какие показатели являются сезонными?

6. Понятие о погоде.

7. Климат и климатообразующие факторы.

8. Перечислите физические показатели воздуха.

9. Какими приборами измеряется температура воздуха?

10. Понятие о влажности воздуха.

11. Какими приборами измеряется влажность воздуха?

12. Какими приборами измеряется подвижность воздуха на улице и в помещениях?

13. Какими приборами измеряется атмосферное давление?

Атмосферный воздух как окружающая среда

Физические свойства атмосферного воздуха связаны с климатическими особенностями географического региона. Газообразные и пылеобразные примеси воздушной среды зависят от характера, источника их поступления, условий разбавления и процессов самоочищения в атмосфере.

Давно известна связь ряда электрометеорологических факторов с определенными изменениями в организме человека. Полагают, что наиболее важное биологическое значение по постоянству действия принадлежит ионизации воздуха. Это процесс расщепления газовых молекул и атомов под влиянием ионизаторов на электроны и остатки, заряженные равным количеством положительного электричества. Таким образом, появляется пара противоположно заряженных первичных легких атмосферных ионов, которые затем превращаются в тяжелые, участие которых в электропроводности воздуха ничтожно. Повышенная концентрация легких ионов, особенно отрицательных, может иметь оздоровительное и терапевтическое значение.

Источником радиоактивности воздушной среды являются космические лучи и излучения, возникающие при радиоактивном распаде естественных и искусственных радиоактивных элементов.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автотранспорт, промышленные предприятия и в сельской местности ядохимикаты.

 

Погода - это состояние физических процессов, происходящих в атмосфере в данный момент времени на ограниченном участке земной поверхности. Важнейшими элементами метеорологического комплекса, составляющего погоду, является солнечная радиация, температура, влажность, атмосферные осадки и ряд оптических и электрических явлений в атмосфере.

Существуют периодические и апериодические изменения погоды. Пе­риодические изменения погоды происходят постепенно в течение дня или года. Апериодические изменения погоды связаны с течением воздушных масс.

Смена погоды обусловлена заменой воздушной массы над той или иной территорией. В зависимости от происхождения воздушные массы делятся на арктический воздух, воздух средних широт, тропический воздух. Наиболее резкие изменения погоды отмечают при прохождении над территорией так называемого фронта, т.е. пограничного слоя между двумя разными по своим особенностям воздушными массами. В участках с пониженным атмосферным давлением возникают циклоны. Антициклоны образуются в участках с повышенным атмосферным давлением.

Различают несколько типов погоды: жаркая, сухая, теплая, облачная, дождливая. Выделено 4 климатических района по признаку средних температур января и июля: холодный, умеренный, теплый и жаркий.

Климат- это многолетний режим погоды, обусловленный климатообразующими факторами или обычное, ежегодно повторяющееся состояние погоды в данной местности. Климатообразующими факторами являются: географическая широта и долгота, характер подстилающей поверхности, рельеф местности, деятельность человека.

Установлена определенная связь между резкими изменениями погоды и состоянием здоровья определенных больных. Значительное понижение давления часто с одновременным выпадением осадков, повышением влажности и подъемом температуры воздуха оказывают неблагоприятное влияние на лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, особенно гипертонической болезнью, вызывая у них приступы стенокардии, одышку, головную боль. Отмечена зависимость сосудистых кризов при гипертонической болезни от изменения геомагнитного поля и перемен в ионизационном состоянии атмосферы. Низкие температуры воздуха, высокая влажность, колебания барометрического давления и электрического потенциала атмосферы рассматриваются как факторы, вызывающие приступы бронхиальной астмы. С резкими изменениями погоды связывают также появление спастических приступов боли у больных язвенной, желчно-каменной и почечно-каменной болезнями.

В период резких колебаний метеофакторов возникают "сезонные заболевания". К сезонным относятся такие простудные заболевания как грипп, катар верхних дыхательных путей, ангина и другие.

Неблагоприятные реакции организма, связанные с изменениями погодных условий называют метеотропными. Эти реакции возникают у людей определенной предрасположенности, метеолабильность которых зависит от состояния их физиологических систем.

Акклиматизация - процесс активного приспособления организма к непривычным для него климатическим условиям. При акклиматизации привычный уровень равновесия организма с внешней средой перестраивается и постепенно, в различные сроки, вновь устанавливается более или менее устойчивое равновесие.

В физиологическом отношении акклиматизация есть способность организма осуществлять для себя наиболее выгодные соотношения с новыми климатическими условиями, связанные с образованием нового динамического стереотипа, который возникает путем установления временных и постоянных рефлекторных связей с внешней средой через ЦНС.

Основными адаптивными реакциями на севере являются увеличение теплопродукции, возрастание размеров грудной клетки, увеличение гемоглобина в крови. Относительное увеличение гамма-глобулинов и уровня минерализации скелета также можно рассматривать как факторы, повышающие выносливость организма в условиях низких температур.

Акклиматизация на Севере проходит в три фазы (по Данишевскому Г.М.): 1)начальная, для которой характерны физиологические сдвиги; 2) перестройка динамического стереотипа, реализующаяся по благоприятному и неблагоприятному вариантам; 3) стойкая акклиматизация.

К жаркому климату человек приспосабливается тяжелее. Процесс адаптации протекает также в три фазы:

1) подготовительная (предохранительная) - происходит соответствующее распределение воды и солей в организме для обеспечения потребностей в терморегуляции;

2) напряжения – данная фаза характеризуется сгущением крови, увеличением ее вязкости, количества эритроцитов и содержанием гемоглобина;

3) восстановительно-адаптационная - характеризуется восстановлением или приближением к исходным величинам некоторых показателей крови и ряда других функций организма.

В процессе акклиматизации к жаркому климату наблюдаются реакции со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем (урежение пульса, снижение уровня артериального давления на 15-25 мм рт. ст., уменьшение частоты дыхательных движений, более равномерное распределение по поверхности тела кожного сала, более интенсивное и равномерное испарение пота). Процесс адаптации облегчается при рациональной одежде, жилье, питании, питье.

Организм человека обладает совершенными механизмами терморегуляции – физической и химической, которые позволяют ему приспосабливаться к различным температурным условиям и кратковременно переносить без ущерба для здоровья значительные колебания температуры. В соответствии с внешней температурой вступает в действие, как механизм выработки тепла, так и механизм, регулирующий его потерю.

Химическая терморегуляция -выработка тепла организмом за счет окислительных процессов. При высокой температуре воздуха окислительные процессы снижаются, и теплообразование уменьшается, при низкой – происходит обратное. Температура тела человека при этом остается постоянной.

Физическая терморегуляция обеспечивает увеличение или уменьшение теплоотдачи. При высокой внешней температуре кожные сосуды расширяются, увеличивается выделение воды потовыми железами, повышается температура кожи и в результате этого отдача тепла с поверхности тела возрастает; при низкой температуре кожные сосуды сужаются, кровь перемещается к внутренним органам, кожа охлаждается и поэтому разница между температурой кожи и воздуха становится меньше, отдача тепла уменьшается.

Пути теплоотдачи. Физическая терморегуляция осуществляется следующими путями:

1) радиация - излучение тепла в сторону более холодных предметов и поверхностей;

2) испарение влаги путем потоотделения;

3) конвекция - нагревание прилегающего к поверхности тела слоя воздуха с последующим его смещением;

4) кондукция – теплопроведение за счет разности температуры поверхности тела и соприкасающихся с ним поверхностей.

Вместе с тем лишь испарение может рассматриваться как теплоотдача в чистом виде, в то время как другие пути могут явиться и путями накопления тепла в организме. Если температура среды будет выше температуры поверхности тела, пути конвекции, радиации и проведения превращаются в факторы тепловой нагрузки.

Однако, возможности терморегуляции не безграничны и нарушение теплового равновесия может стать причиной глубоких патологических сдвигов. При особо неблагоприятных условиях может наступить тепловой удар (высокая температура и влажность, безветрие), а при действии прямых солнечных лучей на открытую голову возникает солнечный удар. В условиях низкой температуры воздуха возникает опасность переохлаждения организма вследствие усиленной теплоотдачи.

 

 



2015-12-07 1251 Обсуждений (0)
Атмосферный воздух как окружающая среда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Атмосферный воздух как окружающая среда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)