Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знание и опыт в медитации



2015-12-07 484 Обсуждений (0)
Знание и опыт в медитации 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы решить какую–либо практическую задачу, необходимы хорошие базовые знания. Для решения сложных задач, таких как, например, овладение компьютером, требуются знания на уровне внушительных размеров пользовательской инструкции или помощь опытного человека. Только с такой поддержкой мы сможем совершить действие, необходимое для решения задачи, и не наделать ошибок. Это в полной мере относится и к медитации — здесь нам тоже необходимо хорошее знание основ, благодаря которому мы без лишних проблем преодолеем каждую ступень, избежим ошибок и придем к подлинному опыту.

Эти базовые знания могут иметь разные источники.

• Желающему выяснить всё самостоятельно придется долго и кропотливо учиться, и он не будет застрахован от ошибок в практике.

• Другая возможность — учиться с помощью опытных друзей в центрах медитации или посредством книг и видеозаписей,

которые содержат необходимые теоретические познания. Однако из этих источников можно почерпнуть только общую информацию — все нюансы индивидуального опыта работы с умом они передать не могут.

Лучше всего положиться на квалифицированного учителя — настоящего эксперта. Его пример ясно показывает цель медитации. Прямая связь со знаниями и опытом такого учителя очень полезна, и, кроме того, в своих наставлениях он всегда учитывают индивидуальные особенности практикующего. Такое непосредственное руководство — самый быстрый и прямой способ научиться медитации. Оно поможет, не сбиваясь с пути, прийти к постижению вневременной истины в собственном потоке ума.

К сожалению, существует очень мало по–настоящему квалифицированных учителей, поэтому, особенно вначале, у нас может не быть возможности работать в тесном контакте с мастером медитации. Но, к счастью, между местной буддийской группой и учителем существует близкая связь, что позволяет развиваться, даже не имея постоянного контакта с ним. Для первого ознакомления будет достаточно общих инструкций по медитации, которые можно получить в буддийских центрах, прочесть в книгах или посмотреть на видео. Здесь очень важно, чтобы информация была как можно более точной и подробной, потому что только уверенность в правильном представлении о медитации и ее функции позволяет с полным доверием начать практиковать ее и быстро достичь результата.

 

Неуверенность и сомнения не позволяют работать в полную силу, они могут очень сильно затормозить духовное развитие. Это можно сравнить с ездой на автомобиле на ручном тормозе — даже если вкладываешь много энергии, вряд ли сдвинешься с места. Тот, кто постоянно сомневается и слишком всё обобщает вместо того, чтобы концентрироваться на ключевых моментах и искать решение, не получает уверенности в уже достигнутом — и поэтому вынужден поневоле начинать всё сначала.

Однако конструктивные сомнения (как и возможность не заставлять себя понимать всё с самого начала, но оставлять возникающие вопросы открытыми), напротив, позволяют нам развиваться намного эффективнее. Мы с безначальных времен следуем нашим привычкам и поэтому, как правило, обманываемся насчет сути вещей. Только тот, кто с открытым умом ищет вневременную истину за пределами иллюзий, сможет развить настоящую мудрость. Задавать «правильные» вопросы очень важно. Когда с помощью подробного изучения проясняются базовые понятия, возникает глубокое доверие к работе с умом, и мы медитируем с большей радостью и усердием.

Есть три аспекта знания, необходимого для медитации:

1. Знание о цели и пути медитации.
Это означает, что нужно получить информацию об общем контексте, в котором находится медитация, и особенно о той системе, на которой она базируется.

2. Знание о различных формах медитации.
Здесь речь идет о развитии правильного взгляда, необходимого для соответствующей медитации и для каждого уровня опыта, возникающего в ходе практики.

3. Точные инструкции по медитации.
Это одна из важнейших предпосылок собственно для практики, и, что особенно разумно, даются эти указания только в связи с конкретным применением. Первые два аспекта не связаны непосредственно с практикой.

В этой книге даются основные знания о медитации в буддизме — прежде всего в Алмазном пути тибетского буддизма. Она описывает общие основы буддийской практики, правильный взгляд на различных стадиях медитации, а также специальные условия, которые необходимы для той или иной практики. Кроме того, в книге содержатся объяснения о фазах медитации и о том, как перенести в повседневную жизнь опыт, полученный в процессе формальной практики. Таким образом, в ней показано, почему взгляд и медитация должны быть неразделимы. Знание и опыт имеют одну и ту же природу — но только тогда, когда они превратились в мудрость.

 


 
 

Часть 1. Основы и цели
медитации



Любая практика медитации обязательно включена в определенный контекст. Медитации есть во всех мировых религиях и входят во многие системы мировоззрения. Эти системы объединяет одно — поиск счастья. В зависимости от мировоззрения, под счастьем могут подразумеваться приятные переживания, глубокое расслабление, мистические опыты или соединение с базовым принципом данной системы.

В буддизме различают два вида счастья:

• обычное, мирское, к которому относятся все виды приятных переживаний;

• абсолютное, постоянное, необусловленное счастье постижения природы ума — то есть Освобождение и Просветление, окончание всех страданий.

Когда в какой–нибудь системе на пути к достижению высшей цели не все шаги могут подтверждаться доказательствами, часть пути объясняется верой или мистическим откровением. В этом случае мы имеем дело с религиями веры — к ним относятся христианство, иудаизм, ислам, частично индуизм и т.д. Но уверенным в достижимости цели для каждого можно быть лишь тогда, когда учат полному и систематическому пути. Это подход религий опыта — буддизма, даосизма и некоторых школ индуизма. Только в той системе, где ясно показаны причины страдания и где учат, каким образом их можно искоренить, достигается абсолютное, постоянное счастье. Именно на это нацелена буддийская медитация.

Будда собственным совершенным примером развития и Просветления дает гарантию, что абсолютное освобождение от всех страданий действительно существует, и что каждый, кто прилагает усилия, может его достичь. Будда был человеком, который создал причины для Просветления, довел до совершенства сочувствие и мудрость и благодаря этому достиг результата — состояния Будды, состояния всеведения. Он дает эту уверенность также посредством своего Учения, которое содержит все методы — безупречный путь, позволяющий преодолеть страдание вместе с его причинами. Тот, кто следует примеру Будды и его учеников, пожавших с помощью этих методов свою истинную природу, наверняка достигнет той же цели.

Слово медитация происходит от латинского mederi — исцелять, помогать, делать целостным; и от meditari — размышлять, измерять, найти правильную меру, упражняться, идти к середине, позволять происходить. Индогерманский корень med изначально означает «путешествовать, отмерять, измерять». Так, «медик», в соответствии с данной этимологией, — «умно взвешивающий советчик». Важен и корень medius — середина.

Медитировать в буддийском смысле означает «привести ум в уравновешенное состояние, свободное от всех крайностей; без усилий пребывать в том, что есть». Другое значение — «тренироваться, к чему–то привыкать», что содержится и в тибетском слове «том», эквиваленте «медитации». Если соединить различные значения друг с другом, то получится, что практика медитации позволяет найти собственную середину, понять истинную природу вещей, без усилий пребывать в естественном состоянии ума. Без привязанности или отвращения, без малейшей искусственности — зеркало за картинками и океан под волнами осознают себя, как истинную суть всего.

В толковых словарях медитация чаще всего объясняется как «размышление, созерцание, глубокое размышление». Другие религии вкладывают в это понятие скорее молитвы, пожелания, самоанализ и т.д. Буддизм же характеризует медитацию как контемпляцию — то есть глубокое размышление на определенную тему. При помощи данного упражнения ум успокаивается и может глубоко расслабиться. В этом мирном состоянии ума часто всплывают решения проблем, поскольку в нём появляется больше пространства для свободной игры интуиции.

Другие методы, которые часто объединяют понятием «медитации», больше работают с силой воображения. Мы позволяем появляться различным картинкам на внутреннем экране ума, часто в сопровождении музыки, и таким образом уходим в отпуск от напряженной повседневности. Подобные упражнения в контролируемой форме применяются и в терапевтических целях: влияние определенных изображений на определенные состояния ума способствует улучшению здоровья и самочувствия.

 

Глубокое размышление или создание мысленных образов и понятий может быть первой ступенью медитации, если затем это превращается в непосредственный опыт, который оказывает влияние на самого воспринимающего и таким образом выходит за пределы понятий. Однако если остановиться на общих пожеланиях, понятиях и представлениях, то будет невозможно полностью удалить источник страдания. Мы останемся по–прежнему захваченными картинками в зеркале ума и не сможем узнать того, кто их переживает.

Осознать природу ума — значит освободиться от цепляния за картинки и воспринимать само зеркало: то, что прямо сейчас смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами.


Буддизм — мировая религия.
Происхождение и развитие

2500 лет назад Будда явил Просветление и показал, что можно полностью освободиться от всякого неведения, дав всем своим последователям ключ к высшему, непреходящему счастью. Кроме того, собственное освобождение от всех страданий обусловленного существования посредством узнавания истинной природы всех явлений означало и неограниченную способность помогать другим на этом пути. Фантастическим подарком Будды мы можем пользоваться до сих пор. Благодаря практике его Учения и поддержке друзей и помощников на пути, можно, как и во времена Будды, преодолеть присущее неведение ума и достичь Освобождения и Просветления.

На своем собственном примере Будда показал, как важно избегать крайностей и идти Срединным путем. В начале жизни он, будучи принцем, был окружен всевозможными удовольствиями, которыми мог свободно наслаждаться. Только в возрасте 29 лет, столкнувшись с болезнью, старостью и смертью, Будда отверг стиль жизни, ориентированный на приятные переживания, осознав, что в круговороте существования невозможно найти непреходящую радость. Затем, на протяжении шести лет, он упражнялся в строгом аскетизме, который настолько ослабил его тело, что и ум его больше не мог функционировать как следует. Так он обнаружил, что обе крайности — цепляние за мирские радости и отказ от насущных потребностей, необходимых для физического и умственного здоровья, — не могут привести к Освобождению. Он следовал Срединному пути — вне привязанности и неприязни, благодаря чему в возрасте 35 лет достиг полного Просветления.

Достигнув цели, Будда из глубокого сочувствия давал своим ученикам руководство к каждому последующему шагу на пути, используя для этого слова, символы или собственный пример — в зависимости от их жизненных ситуаций. Так как у него были ученики с очень разными способностями и менталитетом — от простых людей до королей, от начинающих до архатов и высоких Бодхисаттв (т.е. продвинутых практикующих) — из его советов возник безупречный путь, который через все ступени практики ведет к цели. В целом известно 84000 различных поучений, которые действуют, как противоядие против такого же количества возможных омрачений и помех. Учение Будды подобно огромной аптеке, в которой найдется нужное лекарство от каждой болезни.

 

Три группы поучений

Группа Очищает Содержание поучений Тексты Тренировка
Поучения Винайи Привязанность Правила поведения Сутра Позитивное поведение
Поучения Сутры Отвращение Указания к практике медитации Сутра и Тантра Медитация
Поучения Абхидхармы Неведение Знания о Вселенной и осознающем уме Сутра Мудрость

 

Поучения Будды объединены в три группы (так называемые «три корзины»):

1) Поучения Винайи — касаются правил поведения, этики или дисциплины;

2) Поучения Сутры — указания к практике медитации. Сюда входят также Поучения Тантры — мощные методы медитаций Алмазного пути;

3) Поучения Абхидхармы — касаются мудрости, знания о Вселенной и осознающем уме.

Эти три группы работают как противоядие для одного из трех главных мешающих чувств: Винайя устраняет привязанность, Сутра — отвращение и Абхидхарма — неведение. Поучения Тантры, которые подразделяются на четыре класса, направлены против всех возможных комбинаций мешающих чувств.

 

Будда учил в течение 45 лет и за это время передал своим ученикам все уровни своего Учения. При этом он встречался с большинством наиболее образованных людей своего времени. В Индии уже тогда существовало девять высокоразвитых индуистских философских школ, самой древней из которых, школе Самкья, согласно некоторым историческим источникам, уже около 20 тысяч лет. Здесь важно ясно понимать разницу между буддизмом и индуизмом. Некоторые историки определяют буддизм как продолжение индуизма, как своего рода «новый индуизм». Однако это не соответствует действительности. Основное содержание Учения Будды — суть Освобождения и Просветления и методы, ведущие к достижению цели — не имеет отношения ни к одной из пяти больших или четырех малых индуистских традиций (см. глоссарий и статьи по индийской философии). Многие будущие ученики Будды искали истину выше того уровня, которого пни уже достигли в индуизме.

 

На санскрите Учение Будды обозначается термином Дхарма, который имеет десять различных значений. Два главных значения: «явления» (или «вещи») и «Учение Будды». То есть, Учение Будды, Дхарма, описывает природу вещей. Будда учит природе всех явлений, и показывает, как ее можно постичь. Это содержание Дхармы — письменных поучений, объединенных в три группы и четыре класса тантры. На практике эти поучения применяются посредством Дхармы постижения — трех видов тренировки позитивного поведения, медитации и мудрости (см. главу 8 моей книги « Термины буддизма»).

После смерти Будды его ученики, в соответствии со своими возможностями, использовали различные части обширного Учения, чтобы сделать следующий шаг в развитии. Из этого опыта за две с половиной тысячи лет истории буддизма возникли различные традиции. Из Индии они распространились но всем странам Азии, а оттуда, в свою очередь, по остальным частям света. Сейчас центры различных буддийских традиций существуют во всём мире.

Общее число буддистов в мире (в соответствии с большинством данных) составляет около 400 миллионов. К ним нужно прибавить многих людей, которые по различным причинам не могут официально заявить о том, что они буддисты. Только в коммунистическом Китае живет около 150 миллионов буддистов, которые в существующих условиях вряд ли могут открыто практиковать. В то время как в Азии ситуация для буддизма стала сложнее, интерес к нему сильно возрос на Западе. Однако, несмотря на то, что поток информации в СМИ по всему миру чрезвычайно увеличился, получить общее представление о буддизме довольно сложно, потому что за долгое время существования он стал очень многогранным. Самая простая модель для обзора буддийских традиций — это классификация в соответствии с тремя Поворотами колеса Дхармы, которая используется в тибетском буддизме. Она позволяет понять, как из отдельных практических советов Будды для его учеников сложилась мировая религия.


Три Поворота
Колеса Дхармы

Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают путь к непреходящему счастью. Начиная с Первого поворота, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полноты Просветления.

• Во время первого Поворота Колеса Дхармы:
Будда учил, в основном, Четырем благородным истинам, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий.

• Во время второго Поворота Колеса Дхармы:
Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине. Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия, по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Это излагается, главным образом, в поучениях о Высшей Мудрости, «Праджняпарамите».

• Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:
были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе, содержащей все совершенные качества Будды.

Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады. С точки зрения Великой колесницы (Махаяны) ее также называют Малой колесницей (Хинаяной). Однако, эти два понятия — Тхеравада и Хинаяна — не тождественны, потому что содержание Тхеравады по большей части идентично Махаяне. Различаются только акценты в практике. Тхераваду практикуют преимущественно в южных странах Азии: в Шри-Ланке, Бирме (Мьянмаре), Таиланде, Лаосе и Камбоджии. Акцент здесь делается на позитивном внешнем поведении и на освобождении от страданий обусловленного существования посредством постижения отсутствия «эго» или «реальной сущности личности».

Второй и третий циклы поучений Будды являются основой для Великой колесницы (Махаяны). Ее практикуют, главным образом, на севере Азии: в странах Гималайского региона, в Тибете, Ладакхе, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. Термин Махаяна означает великий настрой: желание достичь состояния Будды, чтобы освободить от страданий всех существ. Практикующего с такой мотивацией, направленной на благо всех существ, называют «Бодхисаттвой» (дословно: «герой Просветленного ума). Поэтому Махаяну называют еще «Колесницей Бодхисаттвы».

Внутри Махаяны существует подразделение на Колесницу сутрыи Колесницу тантры.

Упрощенно можно сказать, что второй цикл поучений Будды является основой для Колесницы сутры, которая практикуется в большинстве стран Махаяны.

Третий цикл поучений Будды является основой для Колесницы тантры, которая сегодня в своей полной форме передается только в тибетском буддизме. Отдельные аспекты Колесницы тантры практикуются и в других традициях: например, в некоторых подшколах Чань-буддизма в Китае и Дзен-буддизма в Японии. Другие названия для буддийской тантры — тайная Мантраяна и Ваджраяна (Алмазная колесница или Алмазный путь).

 



2015-12-07 484 Обсуждений (0)
Знание и опыт в медитации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знание и опыт в медитации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)