Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые практические советы



2015-12-07 469 Обсуждений (0)
Некоторые практические советы 0.00 из 5.00 0 оценок




В последней главе нужно дать опорные точки для развития на пути медитации. Перед тем как перейти к рассмотрению наиболее важных проявлений медитационного опыта как они описаны в поучениях Будды, полезно ознакомиться с некоторыми общими практическими советами. Они касаются коренных отличий западного и азиатского мышления и образа жизни. Те, кто занимается буддизмом, в своей полной форме совсем недавно пришедшего к нам из Азии, автоматически столкнется с этими отличиями.

Например, на Западе мы думаем преимущественно линейно — от какой–то определенной отправной точки до какого–то определенного конца — и в большинстве случаев очень сильно ориентируемся на цель. На Востоке же люди думают скорее циклично. Различные циклы дня и ночи, жизни, промежуточного состояния и перерождения, а также сам круговорот существования определяют общий характер представлений. Применительно к медитации это различие имеет существенные последствия. На Западе мы хотим как можно быстрее достичь той или иной желанной цели. На Востоке люди думают скорее на перспективу: если цель не будет достигнута в этой жизни, тогда в следующей. Поэтому западным людям важно помнить о том, что медитация означает расслабление, а не нагнетание уже имеющегося стресса. Речь идет о естественном состоянии, о приятии всех фантастических качеств нашего ума. Если ум чересчур напряжен, тогда в медитации у нас появляются проблемы. Если же ум расслаблен и открыт, то во время медитации никогда не возникнет каких–то плохих результатов или трудностей. Мастер Калу Ринпоче дал такой совет: «Медитируйте не как мышь в мышеловке, а как орел в небе».


Кроме того, мы должны понимать, что привычки, накопленные на протяжении бесчисленных жизней, не могут быть изменены за один день или в кратчайшее время даже с помощью сильных методов Алмазного пути. Итак, нам необходимо запастись терпением, а также научиться находить меру и хорошо обращаться с самими собой. Ключом к успеху может служить уверенность в себе без гордости. Это хорошо иллюстрирует один пример из жизни Будды. Однажды Будда спросил у музыканта: «Как ты настраиваешь струны своей лютни, чтобы добиться хорошего звучания?» Музыкант ответил: «Не слишком туго и не слишком слабо — они должны быть натянуты именно так, как нужно». «Именно так ты должен медитировать», — сказал ему Будда.

Практикуя, мы по возможности должны выбирать те медитации, которые нам нравятся. Тогда результатом практики станет радость и не появятся трудности. Благодаря радости, возникающей от медитации, усердие будет расти само по себе. А когда всплывают какие–либо препятствия, в большинстве случаев достаточно просто подумать об учителе или сделать короткую медитацию на учителя. Если проблемы не прекращаются в течение длительного времени, то, конечно же, рекомендуется встретиться с учителем. Его благословение и пожелания работают таким образом, что на пути к Просветлению всё развивается с наибольшей пользой для всех.

При описании проявлений медитационного опыта на этом пути вначале нужно определиться, практикуем ли мы Колесницу сутры или Колесницу тантры. Развитие на пути сутры — без мощных методов пути тантры — происходит намного медленнее. Этот путь очень подробно описан во многих поучениях Будды и в комментариях к ним. Здесь мы находим очень подробное описание пяти путей и десяти уровней Бодхисаттвы, а также соответствующих им качеств (см. «Драгоценное украшение Освобождения» или главы 25-30 в моей книге «Термины буддизма»).

На пути тантры или в Алмазном пути развитие на основе мощных методов настолько быстрое, что его невозможно представить в таком систематизированном виде. Могут быть показаны некоторые качества, которые связаны с каждой ступенью, но здесь имеется шанс перепрыгнуть ту или иную ступень или пройти ее очень быстро. Мастер медитации Дуджом Ринпоче в одной из лекций о медитации объясняет это так: «В зависимости от способностей практикующий достигает стадий опыта и постижения либо в четкой последовательности — постепенно, либо без четкой последовательности, либо всех одновременно. Но в момент зрелости уже нет никакой разницы». В этой связи оба понятия «опыт» и «постижение» формируют следующие ключевые слова. Как уже упоминалось в начале книги, в начале пути нам нужно хорошее понимание, в середине — опыт и в конце — постижение. Если мы описываем эти три ступени в Колеснице сутры, то в поучениях мудрости Будды они соотносятся с пятью путями.

• На пути накопления мы в основном развиваем интеллектуальное понимание отсутствия истинной сущности личности и явлений, накапливая хорошие впечатления в практике освобождающих действий.

• Благодаря получению глубокого опыта на пути соединения устанавливается связь с постижением природы ума, и так мы приближаемся к пути видения. Путь соединения состоит из четырех ступеней.

На первой ступени под названием жар появляются первые переживания пустоты, или подобной иллюзии природы внешних явлений. В «Сутре сердца» это выражено ключевой фразой: «Форма — это пустота».

Вторая ступень на пути связи называется вершина. Мы лучше и лучше понимаем, что все явления — это только свободная игра нашего ума, что даже сам воспринимающий ум и все его проявления не обладают реальным, независимым существованием. Тот, кто всё больше понимает оба эти аспекта — отсутствие истинной сущности личности и внешних проявлений, — пытается цепляться за представление о не–существовании вещей и таким образом развивает нигилистический взгляд. Средством против этого ложного взгляда является ключевое высказывание в Сутре сердца: «Пустота — это форма».

Название третей ступени — терпение. Повышается наша способность принимать истинную природу объектов восприятия и воспринимающего ума. Продолжая изучать эту природу, размышлять о ней и на нее медитировать, мы удаляем ложные представления о действительности и освобождаемся от сомнений и колебаний. За пределами всех крайних взглядов о действительном существовании или не–существовании мы получаем глубокие переживания пустоты как внешних, так и внутренних проявлений. Соответствующее высказывание в «Сутре сердца»: «Форма не отличается от пустоты».

Четвертую ступень — высшую мирскую дхарму — мы проходим непосредственно перед освобождением из обусловленного существования. Мы растворяем все жесткие представления о добре и зле, о том, что допустимо или не допустимо. Мы переживаем на опыте равенство воспринимаемых объектов и воспринимающего ума, загрязненных и просветленных проявлений. Мы встречаем разных Будд и теперь сами необратимо находимся на пути к всеведению Будды. Завершающее высказывание в «Сутре сердца» звучит так: «Пустота не отличается от формы».

• Даже если на пути соединения мы уже получили этот глубокий опыт переживания природы ума, он будет не стабильным, потому что это еще не постижение. Здесь говорят об «отражении» постижения природы ума: опыт похож на полное познание, но не является им. Его достигают на третьем пути — на пути видения.

На пути видения, который приравнивается к первому уровню Бодхисаттвы, всё еще остается разница между фазой медитации и фазой после медитации: в фазе после медитации мы по–прежнему следуем тонким привычным тенденциям.

• По мере продвижения к Состоянию Будды на пути медитациии на пути «больше–не–обучения» эта разница постепенно исчезает и в конце концов полностью растворяется.

Индийский мастер Сараха в своей «Ваджра–песне неразрушимого сокровища тепа» дает обзор пути развития от опыта до постижения на уровне Великой печати:

"Сначала явление переживается как пустота —
это как распознать воду в том,
что проявляется как лед.
Во–вторых, появляется пустота,
которая не отличается от радости,
когда еще не исчезли вспоминаемые явления, —
это как лед, который превращается в воду.
Когда воспоминание растворяется в не–воспоминании,
свободное от всякого источника,
тогда всё, что есть,
становится безраздельно одним в великой радости —
это как лед, который растворился в воде».

Очень важно точно знать разницу между опытом и постижением, потому что их можно легко перепутать друг с другом. Например, развитие стабильного спокойствия ума сопровождается такими переживаниями как гибкость тела и ума. Тело становится гибким и свежим, и ум ощущает глубокое удовлетворение. Если теперь мы думаем, что эти приятные переживания тела и ума уже являются самим постижением, то здесь легко застрять. Вот почему практика медитации должна основываться на более глубоком взгляде. То же касается развития особых сил, таких как сверхчувствительное восприятие и т.д. Принимая их за настоящую цель, мы путаем опыт с постижением, и это препятствует развитию абсолютных качеств — бесстрашия, радости и сочувствия.

Говоря о практике Великой печати, Гампопа четко описывает это отличие. Он объясняет, что опыт медитации — это определенное состояние ума, но еще не осознавание природы ума. Переживания радости, ясности и не–понятийности не устойчивы — очень отчетливо проявляются и также быстро исчезают. Но если мы стабильно продолжаем медитировать на эти внутренние переживания, не привязываясь к ним, завесы ума очищаются сами по себе и появляется подлинное постижение — непрекращающийся поток ясного света ума без двойственности явлений и мыслей, медитирующего и медитации. Это описывается как одновременное постижение и завершение.

Девятый Кармапа в своем тексте «Океан истинного смысла» рассматривает разницу между опытом и постижением на всех четырех ступенях Великой печати. Данный отрывок — это мой перевод с тибетского[1]:

"Из объяснений ранних мастеров Кагью: Опыт и постижение, к сожалению, легко понять неправильно! Сначала речь идет об опыте однонаправленности. Если сознание чистое и ясное, то это его суть. Если появляются колебания — это только опыт. Он не стабилен. Если колебания при этом незначительны — это уже немного лучше. Однако в целом ступень однонаправленности — это пока еще опыт, а не постижение.

Если при появлении неискусственности мы немного понимаем изнутри нерожденную природу и либо думаем, либо чувствуем: «Это то, чему учил учитель», — мы осваиваемся с этим в уме, и это опыт. Если само сознание ясно осознает, что оно свободно от собственной природы, это постижение. Если на уровне «единого вкуса» мы думаем: «Три аспекта, наше тело, внешние явления и наш ум — не обладают истинной природой», — это опыт. Непосредственное осознавание того, что эти внешние явления, хотя и проявляются по отдельности как отражения в зеркале, но тем не менее имеют одну природу, — это постижение.

(При не–медитации) настойчиво думать: «Нет ни медитации, ни ее объекта», — это опыт. Если же сознание непосредственно осознает, что оно свободно от медитации и ее объекта, — это постижение. Так объясняется то, насколько важно не ошибиться в понимании этих двух аспектов: опыта и постижения».

Применение этих объяснений к своей ситуации означает, что мы не делаем конечной целью получение всевозможных видов фантастических переживаний. Если мы медитируем по этой причине, то у нас неправильный настрой. Правильная практика — это практика с желанием благодаря медитации узнать природу ума, то есть достичь Просветления для того, чтобы помогать другим достичь непреходящего счастья.

Мы должны прилагать усилия, чтобы больше узнать об уме и как можно лучше практиковать. Если со временем мы замечаем, что ослабевают мешающие чувства и сужающие представления, что уменьшается наша гордость, что мы меньше думаем о себе и вместо этого становимся более открытыми другим, что появляются новые качества и в первую очередь, что растет доверие к нашему учителю, тогда мы на правильном пути. Тогда мы можем считать, что наша практика Дхармы успешна.

 


Заключение

После рассмотрения некоторых важнейших аспектов знания о медитации, в заключении речь пойдет, прежде всего, о том, как и где эти знания могут быть претворены в жизнь.

За последние два десятилетия появилось невероятное изобилие новых возможностей. Сегодня почти в каждом городе Центральной Европы и во многих больших городах других континентов есть центр Алмазного пути. Можно связаться с ним и узнать о текущей программе или попросить прислать ее по почте, познакомиться с интересными людьми, прояснить вопросы, вместе практиковать и получить любую возможную пользу от большого подарка, которым на самом деле и является возможность встретиться с учением Будды, а также с опытными учителями и друзьями на пути.

Кроме того, можно получить информацию через Интернет, посмотреть книги или видео, посетить лекции или семинары на общие буддийские темы или о медитации, побывать на продолжительных учебных курсах или пройти ретрит (практику в уединении). Также по всему миру проходят большие медитационные курсы, в которых могут принять участие все желающие. Все эти предложения действуют благодаря основанной на идеализме и дружбе работе многих людей, которая осуществляется в рамках некоммерческих (религиозных) общественных объединений.

Поскольку мы сейчас находимся в начале того процесса, когда всему миру открывается огромное сокровище мудрости Будды, важен каждый шаг на этом пути. Развиваемся ли мы посредством своей медитационной практики, делаем ли просто хорошие пожелания для разных проектов или играем активную роль в создании групп и центров — каждое отдельное полезное действие в этом направлении имеет глубокое значение. Следующие поколения будут опираться на ту основополагающую деятельность, которая осуществляется сейчас.

Сейчас буддизм находится в центре современного западного общества. Долгое время в буддийских кругах считалось, что для получения быстрых результатов практики необходимо пройти как минимум трехлетнее уединение или долго учиться в буддийском институте в Азии. Сегодня всем видно, что и активная жизнь в социуме дает возможность действительно быстрого развития. Оно происходит, прежде всего, благодаря тому, что в местном центре мы учимся всему необходимому для правильной медитации, берем на себя ответственность за других, создаем и поддерживаем связь с квалифицированным учителем. Мы также делаем свою регулярную практику медитации, используя короткие перерывы в течение дня, чтобы настроиться на свежесть и чистоту переживания, и углубляем опыт, участвуя время от времени в медитационных курсах. Вот лучший способ использовать мощный Алмазный путь.

Эта книга дает общее представление о значении медитации в буддизме и одновременно отвечает на многие часто задаваемые вопросы. В долгосрочной перспективе — прежде всего это касается Алмазного пути — нужно всегда опираться на прямую передачу и наставления квалифицированного учителя. Я глубоко желаю, чтобы на основе знания о медитации, которое содержится в этой книге, каждый мог легко сделать следующий шаг на пути и не останавливаясь на полпути, быстро достигал наивысшего счастья Освобождения и полного Просветления.

 

Глоссарий

Абхидхарма — поучения Будды обо всем, что можно знать. Изложение проявления всех вещей, например, составляющих нашей личности (пять скоплений, санск. скандхи), источников восприятия (санск. айятаны), а также основных элементов существования (санск. дхату). Абхидхарма — это одна из Корзин, три.

Активность — в общем смысле — действия для блага живых существ; в абсолютном — спонтанное и без усилий действие Будды для блага живых существ.

Алмаз — символ неразрушимости и драгоценности нашего ума.

Алмазный путь (санск. Ваджраяна, тиб. Дордже тхегпа) — сегодня идентичен ориентированным на практику школам Тибетского буддизма и Колеснице тантры или мантр; отличается от общей Великой колесницы, прежде всего, наличием мощных методов отождествления с Просветлением (см. также Колесницы).

Аскетическая практика — практика, направленная на отказ от всех удобств и таким образом на избавление от привязанности (например, посты и т.д.), которая особенно активно применяется в индуистских системах йоги. Экстремальная аскеза может нанести вред как телу, так и уму.

Безначальные времена — если искать начало времени или первопричину происхождения вещей, то мы никогда не сможем их найти, поскольку и у них должна была бы быть предшествующая причина, из которой они возникли. Поэтому в Круговороте существования вещи появляются с безначальных времен.

Благородные истины, четыре — ядро учения Будды:

• Истина страдания. Жизнь в Круговороте существования означает страдание. В сфере людей рождение, старость, болезнь и смерть переживаются как страдание. Живые существа прекращают испытывать страдание только тогда, когда узнают Природу своего ума.

• Истина причины страдания. Будда описывает причины, потому что ум обычно не осознаёт свою истинную природу. Эти причины — негативные действия и мешающие чувства. Корень всех трудностей — это изначальное неведение.

• Истина окончания страдания. Каждый может стать просветленным, то есть узнать природу своего ума и таким образом достичь непреходящего счастья, когда устранены все причины страдания.

• Истина пути к окончанию страдания. Есть практические методы, чтобы достичь непреходящего счастья. Восьмеричный путь объясняет эти методы.

Бодхгайя — место близ города Патна в Северной Индии, в котором исторический Будда Шакьямуни достиг полного Просветления. Считается самым важным местом паломничества для всех буддистов.

Бодхисаттва (тиб. Джангчуб Семпа) — в общем смысле — практикующий Махаяну; тот, кто принял решение достичь полного Просветления для блага всех чувствующих существ; в более узком значении — тот, кто уже достиг Освобождения от страданий и таким образом реализации на одном из десяти Уровней Бодхисаттвы.

Бодхичитта (тиб. Джангчуб кьи сем) — Просветленный настрой, желание достичь Состояния Будды, для того чтобы помочь всем чувствующим существам освободиться от страданий. Разделяется на два аспекта: относительный и абсолютный Просветленный настрой. Относительный Просветленный настрой состоит, во–первых, из желания достичь Просветления для блага всех существ. Во–вторых, это желание реализуется на практике посредством Освобождающих действий, Парамит. Абсолютный Просветленный настрой — это осознание неразделимости Пустоты и Сочувствия.

Будда (тиб. Санггье) — букв. «Пробужденный» или «Просветленный». Тот, кто полностью очистил помехи в уме и полностью раскрыл все качества (Состояние Будды), особенно всеведение. Будда, который в наше время первым достиг этого состояния, — это исторический Будда Шакьямуни (560-478 гг. до н. э.), четвертый из тысячи Будд этой эпохи.

Будда–активности — существуют четыре Будда–активности: успокаивающая, увеличивающая, воодушевляющая и мощно защищающая.

Будда–аспекты, или медитационные аспекты — медитационные формы, которым учил Будда в тантрах, каждая из которых выражает определенное качество Просветленной природы нашего ума (Йидам).

Будда–дворец — дворец из энергии и света, который окружает Будда–аспект с его полем силы (Мандала) и символизирует весь путь к Просветлению.

Будда–мудрости, пять — проявления Будда–мудростей:

1) неоценивающая мудрость ясного отражения без собственного комментирования;

2) обнаружение чистого потенциала в других;

3) способность различать неизменные и преходящие качества;

4) понимание непостоянного, динамического аспекта мира;

5) интуитивная или подобная пространству мудрость. \

Будда–природа (санск. татхагата–гарбха, тиб. дс шин шег пе ньинг по) — природа ума, суть или потенциал Состояния Будды, которым обладают все чувствующие существа.

Будда–семейства, пять — все Будда–аспекты, которым учил Будда, можно объединить в пять групп или семейств, которые в свою очередь могут быть объединены в Будде Держателе Алмаза — тантрической форме Будды Шакьямуни.

Будда–состояния, три — Состояние истины, Состояние радости и Состояние излучения (см. также Состояние сущности).

Будды, семь — одно из часто используемых на Дереве Прибежища представлений трех последних из тысячи Будд прошедшей так называемой прославленной эпохи с именами Випашьин, Шикхии и Вишвабху, а также первых четырех из тысячи Будд теперешней счастливой эпохи с именами Кракуцчанда, Канакамуни, Кашьяпа и Шакьямуни.

Буддизм для мирян — путь соединения учения Будды с обычной жизнью в обществе. Его уже практиковали непосредственные ученики Будды и многие мастера Древней Индии.

Буддизм, Северный: см. Махаяна.

Буддизм, Южный: см. Тхеравада.

Ваджра (тиб. дордже) — букв. «Господин камней». Алмаз или алмазный скипетр — символ неразрушимости и непобедимости, восходящий к индуистской мифологии. В Алмазном пути алмаз выражает неразрушимость ума, а также его первостепенные качества — радость и сочувствие. Вместе с колокольчиком символизирует неразделимость методов и мудрости, радости и пространства.

Ваджраяна (гиб. Дордже тхегпа) или Мантраяна — Алмазный путь, идентичный тибетскому буддизму и колесницам тантры и мантры; от Великой колесницы отличается, прежде все го, мощными методами отождествления с Просветлением (см. также Колесницы).

Вайбхашика — философская школа, относящаяся к Тхераваде Появилась сразу же после ухода Будды и главным образом опирается на собрание поучений Абхидхармы. Она опирается на воззрение о внешнем мире, состоящем из мельчайших частичек, а так же мельчайших моментов осознавания ума.

Великая колесница: см. Махаяна.

Великая печать: см. Махамудра.

Великий Срединный путь: см. Мадхьямака.

Взаимозависимое происхождение (тиб. тендрел) — закон обусловленного происхождения и взаимосвязи всех явлений.

Взгляд (гиб. то во) — знания, необходимые в буддизме для правильной медитации. Это соответствует философской основе, которой учат в одной или в нескольких из четырех философских школ буддизма (ср. ложный взгляд).

Винайя — правила позитивного поведения и советы по совместной жизни в сообществе практикующих (сангхе). Часть трех Корзин.

Восприятия, теория: см. Теория познания.

Восьмеричный путь благородных — в восьмеричном пути объединены методы, которые ведут к Просветлению. Сначала речь идет о том, чтобы развить мудрость, преодолеть неведение. Во–вторых, действовать нужно таким образом, чтобы накопить позитивную Карму и уменьшить негативную. В пунктах 6-8 объясняется осмысленное обращение со своим сознанием.

Развитие мудрости

1. Правильный взгляд: понимание того, как появляется страдание, что является его причиной и как можно его прекратить — различение относительной и абсолютной истины (см. Истина).

2. Правильное осознавание: мы осознаём природу ума, так как Мешающие чувства уже больше не определяют наши чувства и действия.

Правильное поведение

3. Осмысленная речь: не лгать, не говорить плохо о других или не говорить впустую.

4. Осмысленное поведение: перестать совершать действия, которые вредят другим.

5. Осмысленный образ жизни: вести образ жизни на основе сочувствия и мудрости.

Работа с умом

6. Правильное усилие: мобилизовать энергию и медитировать на неразрушимую природу ума.

7. Правильная внимательность: не забывать об объекте сосредоточения.

8. Правильное медитативное сосредоточение: постоянно удерживать ум на одном месте и при помощи медитации развивать его вневременные качества.

Всеведение — мудрость Будды, который распознал природу всех вещей, а также их разнообразные способы проявления; синоним Буддовости или Состояния истины.

Гелуг, традиция — одна из четырех главных школ Тибетского буддизма, так называемая «реформированная школа», основанная Дже Цонкапой в конце XIV в.; придает первостепенную важность учености и правильному поведению. Держателем линии является Ганден Трипа Ринпоче, настоятель монастыря Ганден.

Гуру (тиб. лама) — духовный учитель, который может направлять других в медитации.

Гуру–йога (тиб. ламе налджор) — медитация на учителя, быстрый метод отождествления с Просветлением в Алмазном пути.

Дакиня (тиб. кхандрома) — букв. «Путешествующая в пространстве». Женская суть мудрости, которая дает вдохновение и защиту, а также осуществляет совершенную Будда–активность.

Далай–лама — живущий в изгнании король Тибета, одновременно являющийся одним из духовных мастеров Тибета самого высшего ранга в традиции Гелуг.

Двойственность — основывающееся на неведении разделение переживания на обуславливающие друг друга аспекты субъект и объект, на внутри и снаружи, «я» и другие.

Дерево Бодхи — досл. «Дерево пробуждения». Тополь, под которым сидел Будда в момент достижения Просветления. Сегодняшнее дерево — это привезенный из Шри Ланки саженец оригинального дерева.

Дерево Прибежища — символическое расположение Прибежища на дереве, которое, согласно мифологии, исполняет все желания.

Дзен-буддизм — одна из трех основных традиций в буддизме. Был основан в 520 году н.э. в Китае под названием Чань индийским мастером Бодхидхармой и позже распространился в Японию и многие другие азиатские страны. Делает акцент на практике медитации, часто на основе одной единственной сутры или тантры Будды.

Дордже: см. Ваджра.

Доха — стих или песня, которая спонтанно создается практикующим Алмазный путь как выражение его постижения.

Драгоценности, три (санск. триратна, тиб. кончок сум) — общее Прибежище в буддизме. Состоит из:

1) Будды — просветленного состояния ума;

2) Дхармы — учения, которое ведет к этой цели;

3) Сангхи, Бодхисаттв — друзей и помощников на пути.


Дхарма (тиб. чё) Буддийское учение. Различают:

1. Дхарму учений — так называемые Три корзины, и

2. Дхарму постижения — три вида тренировки правильного поведения, медитации и мудрости.

3. Из других значений этого термина самое важное — «явления». Если объединить два главных значения, то Дхарма — это учение Будды о том, каким всё является.

Дхармакайя: см. Состояние истины.

Жест касания земли — жест, характерный для большинства изображений Будды: вытянутые пальцы правой руки слегка дотрагиваются до земли перед ногой. Символически Будда призывает богиню земли в свидетельницы того, что на протяжении многих жизней он заложил причины для Просветления, совершенствуя сочувствие и мудрость, а также практикуя соответствующие действия. Таким образом, этот жест показывает путь и цель в буддизме.

Завесы (санскр. клеша, гиб. ньон монг) — заблуждение или ошибочный способ функционирования ума. Завесы базируются на неведении и состоят из двух аспектов — мешающих чувств и ошибочных взглядов.

Защитники (санскр. дхармапала, тиб. гёнпо) — Будда–аспекты, особое качество которых заключается в том, чтобы устранять внешние и внутренние препятствия и осуществлять всеобъемлющую активность для блага существ.

Звенья взаимозависимого происхождения, двенадцать (гиб. тендрёл чуньи) — звенья цепочки причины и следствия, которые снова и снова приводят к рождению в круговороте существования: 1) неведение, 2) кармические тенденции, 3) сознание, 4) имя и форма, 5) источники чувственного восприятия, 6) контакт, 7) чувство, 8) желание, 9) хватание, 10) становление, 11) рождение, 12) старость и смерть.

Они могут относиться как к нашему существованию в целом, так и к отдельным действиям.

Знаки, обещающие счастье — в общем смысле — благоприятные обстоятельства; в более узком понимании — символы счастья в буддизме, которые взяты из истории жизни исторического Будды и соответствуют мирским и внемирским качествам. Они используются во многих азиатских странах.

Иллюзия «я» — представление о том, что различные составляющие собственной личности образуют единое «я». Является основой для всех остальных мешающих чувств и действий, которые снова ведут к страданию. Растворение этой иллюзии означает освобождение от страданий.

Индуистские школы, пять — на протяжении тысячелетий в индуистской традиции развились бесчисленные взгляды. С точки зрения буддизма, их можно объединить в пять больших школ:

1. Система Самкхья — самая древняя, с течением времени сблизилась с системой йоги.

2. Система Миманза — следует главным образом ведам. По содержанию ее часто объединяют с джайнизмом, который возник примерно в то же время, что и буддизм, и был основан Махавирой.

3. Школа Чарваков — представляет скорее нигилистический взгляд, который отрицает причину и следствие.

4. В большинстве случаев соединяют две системы — Ньайяс и Вайшешикас, гак как они дополняют друг друга в своей логике и метафизике.

5. И, наконец, школа Адвайта Веданта — представляет абсолютный взгляд вед. На протяжении времени она подверглась значительному влиянию буддизма.

Инкарнация — с уровня Освобождения можно осознанно перерождаться в Круговороте существования для блага живых существ, чтобы помогать другим достичь освобождения от страданий. Высшие сознательно перерождающиеся учителя, такие как, например, Гьялва Кармапа, принимающие совершенные перерождения, должны быть как минимум на восьмом уровне Бодхисаттвы.

Истина, относительная и абсолютная — относительная истина означает правильное восприятие вещей — без исследования их истинной природы. Абсолютная истина означает распознание природы вещей как единства пространства и проявления.

Йидам — личный медитационный аспект; тот Будда–аспект, с которым у нас самая близкая связь и практика которого представляет собой самый быстрый метод для достижения Просветления.

Йогин (тиб. налджорпа), женская форма.

Йогини (тиб. налджорма) — букв. «Тот, кто создает связь со своей природой». Традиционное обозначение реализованного(-ой), практикующего(щей) Алмазный путь.

Кагью, традиция — одна из четырех главных школ Тибетского буддизма; восходит к поучениям, которые Марпа–переводчик принес в XI в. из Индии в Тибет. Эти поучения были переданы через мастеров Миларепу и Гампопу Первому Кармапе, который с XII в. является главным учителем линии. Акцент здесь делается на практике медитации, основывающейся на непосредственной передаче Реализации от учителя к ученику.

Кальпа — мировая эпоха, охватывающая цикл возникновения и исчезновения всей Вселенной.

Кангьюр — переведенное на тибетский собрание непосредственных поучений Будды, которое было собрано великим ученым Бутон Ринчендрупом (1290-1364) и другими мастерами. В зависимости от издания собрание состоит из 100 или 108 томов.

Карма (тиб. ле) — действия; закон причины и следствия. Все действия, совершенные телом, речью и умом, оставляют впечатления в уме, результаты которых созревают в виде переживаний в этой и следующих жизнях. Негативные действия приносят страдание, позитивные — счастье. Понимание кармы означает, что мы здесь и сейчас посредством наших действий можем осознанно определять наше собственное будущее.

Кармапа — букв. «Повелитель Будда–активности». Глава линии Карма Кагью Тибетского буддизма. Был предсказан историческим Буддой («Мужчина в Черной короне») как олицетворение сочувственной активности всех Будд. Второй Кармапа был первым сознательно перерождающимся ламой Тибета. Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Рите Дордже принес поучения Кагью на Запад, Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже — нынешний глава линии.

Кармические тенденции (тиб. ду дже) — привычные тенденции, или тонкие склонности, которые возникли из повторявшихся в прошлом действий и хранятся в виде впечатлений в сознании–хранилище. Они придают потоку ума (потоку сознания) определенное направление и ведут к соответствующим привычкам.

Качества ума — необусловленные качества ума, такие как бесстрашие, радость, мудрость, любовь и т.д., которые являются нашей вневременной сутью и постигаются посредством медитации.

Коан — слова или фразы, на которые медитируют в некоторых школах Дзен-буддизма, чтобы выйти за пределы понятийных состояний ума и достичь осознавания действительности. Считается, что существует около 1700 различных известных коанов.

Кодифицирование поучений — ученики исторического Будды, собираясь вместе, много раз проверяли тексты его поучений. При этом они проясняли спорные моменты, корректировали ошибки передачи, удаляли ненужные повторения и более понятно упорядочивали поучения.

Колесницы, три или три пути (тиб. тхегпа сум) — классифицированные в соответствии с методами медитации — это Колесница старейших в общине (санск. Тхеравада), Великая колесница (санск. Махаяна) и Алмазный путь (санск. Ваджраяна), разделенные в соответствии со взглядом — это Колесницы Шраваков, Пратьекабудд и Бодхисаттв.

Колесо Дхармы — полный цикл (Циклы поучений) поучений будды, которые потом доступны длительное время. Будда поворачивал Колесо Дхармы трижды (Колесницы, три) каждый раз в соответствии со способностями своих учеников.

Колесо жизни — символическое представление круговорота существования, его причин и пути к Освобождению. Традиционно изображалось на входе в помещение для медитации, чтобы мы могли ясно видеть свою собственную ситуацию и, мотивированные таким образом к практике, учились работать с умом для достижения неизменного счастья.

Колокольчик (санск. гонта, тиб. дрилбу) — ритуальный предмет, который символизирует тело и речь Будды, а также мудрость или пространство.

Корзины, три (санскр. Трипитака, тиб. Денё сум) — собрание поучений Будды в три группы:


1. Винайя — поучения о правильном поведении;

2. Сутра — поучения о практике медитации;

3. Абхидхарма — поучения о мудрости.

Корни, три (тиб. ца сум)) — 1) Лама — это корень благословения, 2) Йидамы, или Будда–аспекты, — корень реализации обычных и необычных способностей, и 3) Защитники — корень совершенной активности для блага существ (Прибежище).

Круги, три (тиб. кхор сум) — дуалистическое разделение на субъект, объект и соединяющее их действие. Быть свободным от трех кругов означает распознать их как части одной и той же целостности.

Круговорот существования (санскр. сансара, тиб. сипе кхорва) — рождение и смерть в различных Сферах существования. Появляется из–за незнания истинной природы вещей и характеризуется различными видами страдания.

Круг силы, или поле силы: см. Мандала.

Лама — букв. «Высшая мать». Учитель медитации Тибетского буддизма. Термин указывает на сочувствие такого человека, по силе сравнимое с сочувствием матери к своему единственному ребенку. В Алмазном пути лама является ключом к глубоким наставлениям.

Линия передачи (тиб. гью) — передача особых поучений Будды и их реализации от учителя к ученику в непрерывной последовательности.

Логика (тиб. ригпа) — часть буддийской теории познания; методы и процессы для исследования внутренних и внешних явлений при помощи умозаключений. Их правильность определяется соблюдением определенных правил и возможному благодаря этим правилам взаимодействию с конкретным объектом переживания.

Лонгчен—Ньингтиг. передача — букв. «Передача капли сердца от Лонгчена». Одно из самых важных поучений традиции Ньингма, составлено Лонгчен Рабджамом (1308-1363) из устной передачи (кама) и передачи спрятанных сокровищ (терма).

Лунг — передача чтением. Восходящая к историческому Будде формальная передача текста определенной практики по–средством прочтения вслух. Лунг является предпо



2015-12-07 469 Обсуждений (0)
Некоторые практические советы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые практические советы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)