Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три стадии развития стрессовой ситуации



2015-12-07 1016 Обсуждений (0)
Три стадии развития стрессовой ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




Г. Селье предложил выделить три стадии развития стрессовой реакции:

1) Стадия тревоги - характеризуется уменьшением размеров вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов, что связано с активацией глюкокортикоидов.

2) Стадия резистентности - развивается гипертрофия коры надпочечников с устойчивым повышением секреции кортикостероидов и адреналина. Они увеличивают количество циркулирующей крови, повышают артериальное давление, усиливается образование печенью гликогена. В этой стадии обычно повышается устойчивость и противодействие организма к чрезвычайных раздражителей. У человека на этой стадии активизируется умственная и мышечная деятельность, мобилизуется воля и желание преодолеть необычные обстоятельства или чрезвычайной ситуации. Если действие стрессору на этой стадии прекращается или ослабевает, изменения, которые он вызвал, постепенно нормализуются.

3) Стадия истощения. Однако, если воздействие патогенного фактора не прекращается, он продолжает быть слишком сильным и длительным, развивается стойкое истощение коры надпочечников. Опять появляются реакции тревожности. Эти процессы являются необратимыми и заканчиваются гибелью организма (смертью

 

Стресс ожидания Г. Селье трактовал как мобилизационный стресс, при котором включаются защитные механизмы организма, помогая ему подготовиться к определенного напряжения. Центральная нервная система активирует синтез и выведение в кровь гормонов надпочечников (в первую очередь адреналина и норадреналина), вследствие чего их концентрация в крови может быстро увеличиваться в несколько раз. Причины этого стресса могут быть разными. Это - волнение перед экзаменом, ответственным выступлением, решающим разговором и тому подобное. Роль первой фазы стресса (стресса ожидания) заключается не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организму, но и предоставить ему в нужный период энергию для эффективной реакции.

Собственно стресс. Подготовленный первой фазе организм в необходимый момент способен реализовать максимум своих возможностей. Спортсмен достигает высоких результатов на соревнованиях, чем на тренировке, студент на экзамене лучше отвечает, чем во время обучения. Это - эустресс (красный стресс). Он всегда связан с желаемым положительным эффектом.Такой стресс является необходимым условием развития орнанизму.

Однако напряжение не может продолжаться слишком долго. Чрезмерно длительный стресс может привести к срыву. Г. Селье назвал такое явление дистресс. Дистресс всегда неприятный, связанный с отрицательным эффектом. Дистресс, или гиперстрес, быстро истощает надпочечники, а это приводит к расстройствам механизмов адаптации.

После стресса. В этой фазе стресса выделение адреналина в кровяное русло во время отдыха уменьшается. Биохимические и физиологические показатели постепенно возвращаются к исходным уровням.

 

Различают следующие стадии психического (эмоционального) стресса:

- Игнорирование психотравмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальными затратами энергии. Такое реагирование свойственно ус им людям, но доминирующим является для детей и инфантильных, демонстративных (истероидных) лиц, которым не свойственны глубокие психологические переживания;

- Возбуждение, характеризующееся хаотичным проявлением активности, направленной на ликвидацию психотравмирующей ситуации. Эта форма реагирования свойственна активным людям. Она сопровождается регрессией возраста, поворотом в детские форм психических проявлений. Такие люди воспринимают только речь ребенка (нужен сенсорный контакт) и эмоции;

- Стадия депрессивного состояния, объясняется расходом энергии, поэтому по своей сути является реактивной. При этом имеет место интенсивная психическая работа с сознанием того, что случилось, поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Такая форма реагирования преобладает у людей меланхоличного склада, помочь им можно сочувствием, пониманием и энергетическим резонансом;

- Стадия концентуализации - принятие решения, новой концепции дальнейшей работы, восприятия жизни. Люди философского склада являются лучшими концентуализаторамы. Особенно отчетливо динамика адаптационной перестройки проявляется при острых психических стрессах, психологических травмах. Если ситуация затягивается, то возникает хронический психический стресс, который проявляется признаками невроза - эмоциональной неустойчивостью, плохим самочувствием, фрустации (катастрофы), раздражительностью, появлением вегетативных расстройств.

П омирне напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности - необходимое условие успешного выполнения действий. Это состояние проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность в экстремальном режиме, в экстремальных условиях.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, когда хорошо работают технические устройства. Обстановка является привычной, рабочие действия происходят в определенной последовательности. В оптимальных условиях промежуточных и конечных целей работы достигают в случае невысоких психических затрат. В основном здесь имеется длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых ошибок, ошибочных действий, срывов и других аномалий. Работа в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Экстремальные условия - это условия, которые требуют от работника максимального напряжения физиологических и психических функций (за чертой физиологической нормы). Иначе говоря, экстремальный режим - это режим работы в условиях, которые выходят за пределы возможного. Любое отклонение от оптимальных условий деятельности требует повышенного волевого усилия, или напряжения.

 

Перенапряжение приводят следующие факторы:

- Физиологический дискомфорт, то есть несоответствие условий нормативным требованиям;

- Биологический страх;

- Дефицит времени на обслуживание;

- Повышенная сложность задачи;

- Повышенная значимость ошибочных действий;

- Наличие препятствий;

- Дефицит информации для принятия решений;

- Перегрузки информацией;

- Недостаточное количество информации (сенсорная депривация)

- Конфликтные условия, то есть такие условия, когда выполнение одной из них требует осуществления действий, противоположных выполнению другого условия.

Напряжение может быть квалифицировано в соответствии с теми психических функций, которые обычно задействованы в профессиональной деятельности.

Ученые рассматривают такие напряжения: интеллектуальное, сенсорное, монотония, политонима, физическое, эмоциональное, напряжение ожидания, мотивационное, усталость.

Интеллектуальное напряжение, которое обусловлено частыми обращениями к интеллектуальных процессов при формировании плана обслуживания, в случае высокой плотности проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных (связанных с отражением действительности с помощью ощущения и восприятия) и перцептивных (восприятие) систем в случаях больших трудностей в восприятии необходимой информации.

Монотония обусловлена ​​выполнением однообразных действий, невозможностью перевода внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политонима вызвана необходимостью частого переключение внимания в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение обусловлено повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение вызвано конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийных ситуаций, неожиданностью или длительным во времени напряжением других видов.

Напряжение ожидания обусловлено необходимостью поддерживать готовность рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решений.

Усталость - это состояние, связанное с временным снижением функциональной активности, работоспособности, вызванных длительной работой

Н. И. Наенко выделяет два вида психической напряженности: операционный и эмоциональный. Психическая напряженность возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задачи всегда эмоционально насыщенное, но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряженности не одинаков.

Состояние операционной напряженности возникает как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризуется доминированием процессуального мотива. При операциональной напряженности содержание цели и мотива деятельности совпадает. Возникающие в таких случаях психические состояния характеризуются оптимальным вниманием к выполнению деятельности, стабильностью функциональных возможностей человека. Данный тип напряженности оказывает мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне.

 

Состояние эмоциональной напряженности характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочными, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания. Эмоциональная напряженность характеризуется несовпадением, резким разведением цели и мотива деятельности, порождает расхождение между объективным значением деятельности и ее личностным смыслом для испытуемого. Согласно М. С. Неймарк, стремление к самоутверждению, к тому, чтобы с помощью деятельности удовлетворить свои высокие притязания при прочих равных условиях быстрее порождает аффективные реакции, чем деловой мотив, то есть заинтересованность в самой работе, достижении ее объективного результата.

 



2015-12-07 1016 Обсуждений (0)
Три стадии развития стрессовой ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Три стадии развития стрессовой ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1016)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)