Рабочая программа учебной дисциплины
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 – юриспруденция
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ
кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Москва 2015
Автор: О. Ю. Рыбаков, доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и истории государства и права
РПА Минюста России
М. А. Горбунов, кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории и истории государства и права
РПА Минюста России
Рецензенты:
внутренний В. Н. Протасов – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры
теории и истории государства и права РПА Минюста России
внешний В. В. Оксамытный – доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 – «Юриспруденция» (Квалификация (степень) «академический бакалавриат»)
Обсуждено на заседании кафедры ________
«__»____________ 201_ г.
Протокол № __
Зав. кафедрой теории и истории государства и права
О.Ю. Рыбаков
© РПА Минюста России, 2015
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины
1.1. Целями преподавания дисциплины являются
-усвоение и закрепление адекватных общенациональным и государственным запросам с учетом современных реалий базовых знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, а также связанных с ними явлениях; (ОК-3, ОК-9;ПК-2, ПК-4, ПК-17)
- изучение и осознание цивилизационно-значимого характера государства и права как двух тотальных явлений окружающей действительности; (ОК-3, ОК-9;ПК-2, ПК-4, ПК-17)
- формирование навыков выявления и анализа объективных тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов и состояний; (ОК-3, ОК-9; ПК-2, ПК-4, ПК-17)
Задачами преподавания дисциплины являются
формирование теоретико-правовых профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;
• выработка логико-интеллектуальных навыков юридического мышления, вкуса к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности;
• создание предпосылок для качественного усвоения большинства иных юридических дисциплин, в частности, историко-правовых, отраслевых, а также прикладных;
• заложение методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;
• донесение до студентов базовых представлений о профессиональной юридической этике, гуманном и рассудительном отношении к окружающим людям;
• выработка знаний о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами;
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория государства и права» входит в базовую часть профессионального цикла Б.3 дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «академический бакалавриат»).
Преподавание дисциплины «Теория государства и права» ведется на 1 курсе (1-ый и 2-ой семестр) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.
Продолжительность изучения дисциплины 38 недель.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 8 зачетных единицы. На изучение дисциплины отводится 288 часов.
Требования к входным знаниям обучающегося:
- знания, полученные в ходе изучения истории России, истории Зарубежных стран.
Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Теория государства и права» выступают методологической основой при написании выпускной квалификационной работы, а также являются основополагающими при изучении курса "Истории политических и правовых учений", "История государства и права России", "История государства и права Зарубежных стран", "Проблемы теории государства и права".
Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения навыками, соответствующие компетенциям ООП.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
Общекультурная компетенция ОК-3
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| |
Содержание и способы формирования компетенции
| |
Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| |
Знания: основных законов логико-правового мышления, процессов юридической квалификации, основных методов информационного обеспечения правотворчества и правоприменения
| Лекция; семинар;
практические занятия; самостоятельная работа
| Выступление на семинаре;
контрольная работа;
тестирование;
доклад;
коллоквиум
| |
Умения: поиска анализа требуемой юридической информации в современных сетях, ее быстрая и качественная оценка, накопление и передача другим субъектам правотворчества и правоприменения
| Тренинги;
контрольная работа; курсовая работа; производственная практика;
самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы; защита курсовых работ
| |
Навыки:
Реализации системных алгоритмов юридического мышления информационного обеспечения правовой деятельности
| НИРС;
ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы; отчеты о прохождении практики;
характеристики деканата и ППС
| |
Характеристики уровней освоения компетенции
| |
Уровни
| Содержание
| Проявления
| |
Минимальный
| Умение дать точный логико-правовой анализ юридически значимых ситуаций, прогнозировать модели юридически-значимого поведения субъектов общественных и правовых отношений
| Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, курсовых работ; выполнение заданий по практике
| |
Базовый
| Минимальный уровень + способность самостоятельно анализировать и разрешать нетипичные проблемы информационного обеспечения юридически значимых процессов и ситуаций
| Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
| |
Продвинутый
| Базовый уровень + способность научно разрабатывать и реализовывать методику информационного обеспечения юридически значимых процессов и ситуаций
| Выступление с докладами
на конференциях;
написание статей;
участие в НИРС;
участие в олимпиадах,
конкурсах
|
| | | | | | |
Код компетенции
| Требования компетенции
| |
Общекультурная компетенция ОК-9
| способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
| |
Содержание и способы формирования компетенции
| |
Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| |
Знания: наиболее общих проблем общей теории права и государствоведения
| Лекция; семинар;
практические занятия; самостоятельная работа
| Выступление на семинаре;
контрольная работа;
тестирование;
доклад;
коллоквиум
| |
Умения:
Анализировать динамику развития государственно-правовых процессов в современных условиях
| Тренинги;
контрольная работа; курсовая работа; производственная практика;
самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы; защита курсовых работ
| |
Навыки:
Поиска средств и методов взаимодействия с большими и малыми социальными группами и участниками социальных процессов
| НИРС;
ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы; отчеты о прохождении практики;
характеристики деканата и ППС
| |
Характеристики уровней освоения компетенции
| |
Уровни
| Содержание
| Проявления
| |
Минимальный
| Понимание исторических, культурных и социальных оснований современных государственно-правовых процессов
| Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, курсовых работ; выполнение заданий по практике
| |
Базовый
| Минимальный уровень + способность самостоятельного критического анализа современных государственно-правовых процессов
| Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
| |
Продвинутый
| Базовый уровень + способность научно исследовать указанные процессы в единстве с их социальными основаниями
| Выступление с докладами
на конференциях;
написание статей;
участие в НИРС;
участие в олимпиадах,
конкурсах
|
| | | | | | |
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Код компетенции
| Требования компетенции
| |
Общекультурная компетенция ПК-2
| способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| |
Содержание и способы формирования компетенции
| |
Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| |
Знания:
Социальной и и общефилософской сущности права и государства, их эволюционной роли и значения для человеческого общества, регулятивный и охранительный потенциал права
| Лекция; семинар;
практические занятия; самостоятельная работа
| Выступление на семинаре;
контрольная работа;
тестирование;
доклад;
коллоквиум
| |
Умения: анализировать предпоссылки, условия и факторы, обуславливающие деформацию правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Тренинги;
контрольная работа; курсовая работа; производственная практика;
самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы; защита курсовых работ
| |
Навыки: формирования правовой культуры и правового мышления в условиях наличия правовых пробелов и коллизий
| НИРС;
ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы; отчеты о прохождении практики;
характеристики деканата и ППС
| |
Характеристики уровней освоения компетенции
| |
Уровни
| Содержание
| Проявления
| |
Минимальный
| Понимание значения развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры как важных факторов успешно профессиональной деятельности
| Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, курсовых работ; выполнение заданий по практике
| |
Базовый
| Минимальный уровень + способность самостоятельно анализировать наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с повышением уровня правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
| |
Продвинутый
| Базовый уровень + навыки использования методологии формирования правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Выступление с докладами
на конференциях;
написание статей;
участие в НИРС;
участие в олимпиадах,
конкурсах
|
| | | | | | |
Код компетенции
| Требования компетенции
| |
Общекультурная компетенция ПК-4
| способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| |
Содержание и способы формирования компетенции
| |
Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| |
Знания: механизма правореализации, стадий правоприменения, процессов правового регулирования и правового воздействия
| Лекция; семинар;
практические занятия; самостоятельная работа
| Выступление на семинаре;
контрольная работа;
тестирование;
доклад;
коллоквиум
| |
Умения: анализировать систему существующих правовых и общественных отношений, определять юридические факты и иные предпосылки правовых отношений
| Тренинги;
контрольная работа; курсовая работа; производственная практика;
самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы; защита курсовых работ
| |
Навыки:
Правомерного поведения в процессе правоприменения, правореализации и нормотворчества
| НИРС;
ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы; отчеты о прохождении практики;
характеристики деканата и ППС
| |
Характеристики уровней освоения компетенции
| |
Уровни
| Содержание
| Проявления
| |
Минимальный
| Понимать структуру правовых норм, точно определять юридические факты, субъективные права и корреспондирующие им обязанности, круг субъектов и объектов правоотношений
| Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, курсовых работ; выполнение заданий по практике
| |
Базовый
| Минимальный уровень + способность самостоятельно разрешать проблемы правоприменения, находить и устранять правовые колизии, определять требуемые формы и методы правореализации
| Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
| |
Продвинутый
| Базовый уровень + способность исследовать, выявлять, разрешать и анализировать с научных позиций нестандартные проблемы правоприменения, научно обосновывать списобы их решения
| Выступление с докладами
на конференциях;
написание статей;
участие в НИРС;
участие в олимпиадах,
конкурсах
|
| | | | | | |
Код компетенции
| Требования компетенции
| |
Общекультурная компетенция ПК-17
| способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
| |
Содержание и способы формирования компетенции
| |
Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| |
Знания:
Понятийного аппарата теории государства и права, систему теории государства и права как науки и учебной дисциплины
| Лекция; семинар;
практические занятия; самостоятельная работа
| Выступление на семинаре;
контрольная работа;
тестирование;
доклад;
коллоквиум
| |
Умения:
Вербальной и литеральной передачи основных теоретических конструкций и гипотез общей теории права и государствоведения
| Тренинги;
контрольная работа; курсовая работа; производственная практика;
самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы; защита курсовых работ
| |
Навыки:
Критического соотношения основных теоретических конструкций с окружающей государственно-правовой реальностью
| НИРС;
ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы; отчеты о прохождении практики;
характеристики деканата и ППС
| |
Характеристики уровней освоения компетенции
| |
Уровни
| Содержание
| Проявления
| |
Минимальный
| Всесторонне понимание понятийного аппарата теории государства и права
| Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, курсовых работ; выполнение заданий по практике
| |
Базовый
| Минимальный уровень + самостоятельный анализ содержания и разрешения методических проблем преподавания теории государства и права
| Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
| |
Продвинутый
| Базовый уровень + способность самостоятельно выявлять и решать методологические проблемы общей теории права и государствоведения
| Выступление с докладами
на конференциях;
написание статей;
участие в НИРС;
участие в олимпиадах,
конкурсах
|
| | | | | | |
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины