Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Проблемы соотношения политики, правового государства и гражданского общества (2 часа)



2015-12-07 861 Обсуждений (0)
Тема 6. Проблемы соотношения политики, правового государства и гражданского общества (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Применительно к этой теме нельзя не освоить хотя бы общее понятие о системности и системах. В самом общем виде система - это неразрывная связь, целостность двух и более элементов любой природы, образующих определенный объект. Причем данная целостность не может быть сведена к сумме свойств составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов, в свою очередь может рассматриваться как система.

Все основные характеристики системных образований отчетливо проявляются и в государстве, и в праве. Это положение студент должен проиллюстрировать на примере государства.

Необходимо уяснить понятие политической системы общества, ее существенные признаки и структуру, имея в виду два подхода к этому понятию ("узкий" и "широкий"). Важно понимать причины возникновения и этапы развития политической системы, выделив общее и особенное в становлении и развитии политических систем в различных обществах.

При рассмотрении понятия политической системы в "узком" смысле надо уяснить критерии, в соответствии с которыми решается вопрос о принадлежности той или иной организации к политической системе, и на этой основе определить структуру этой системы.

Говоря о "широком" понимании политической системы, следует охарактеризовать структуры других ее компонентов (кроме организаций) - политического сознания, политических норм, политической деятельности и политических общественных отношений.

Центральное, основное место в политической системе общества занимает государство, как единственная организация, обладающая политической властью, взаимосвязанная и взаимодействующая с другими элементами политической системы - партиями, массовыми общественными организациями, различными объединениями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными и смешанными коммерческими структурами и др.

Важно уяснить в каких формах государство влияет на другие организации (правовое регулирование, государственная регистрация, контроль и т.п.). Политические и иные организации, в свою очередь, оказывают воздействие на осуществление политической власти (влияние на определение политической линии, участие в формировании государственных органов, в выполнении функций государства и др.). Надо разобраться для каких организаций специфичны те или иные формы воздействия на государственную власть

Особого внимания заслуживает вопрос об отношениях государства и политических партий (объединений) с органами местного самоуправления, средствами массовой информации и коммерческими организациями.

Необходимо охарактеризовать и обобщенно сопоставить различные политические системы современности, включая их нормативную, в том числе правовую основу.

Принято выделять следующие виды политических систем: демократические, либеральные, авторитарные, тоталитарные, а также теократические и переходные.

Следует остановиться на характеристике политических систем современных государств, применительно к указанным их разновидностям, обратив особое внимание на специфику современного российского государства. Необходимо выделить основные, наиболее характерные особенности российской политической системы, ее современное состояние.

Реформа политической системы российского общества - важнейшее средство пере хода к демократическому, социальному, правовому государству и гражданскому обществу. Студентам необходимо знать основное содержание этой реформы, ее главные направления, а также реально происходящие в нашей стране процессы, связанные с развитием политической системы.

Главной причиной возникновения идей правового государства являетсяизвечное стремление людей к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе человеческой, социальной справедливости. Эти идеи нашли свое отражение в работах многих мыслителей - Аристотеля, Платона, Цицерона, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, К. Маркса и др., в том числе и таких русских государствоведов и правоведов, как Б.Н. Чечерин, П.Н. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.С. Соловьев.

Необходимо разобраться с понятием, признаками и принципами правового государства, уяснить его соотношение с социальным государством.

Во все времена призывы к правовому государству и усилия по его формированию звучали и осуществлялись как реакция на деспотический образ правления, на абсолютизм, на полицейское государство как бы они ни назывались в теории и на практике.

Нужно знать те меры, которые реализуются в России с целью построения правового государства, а также те, которые еще предстоит осуществить. Внимания заслуживают такие вопросы как прямое действие положений Конституции России, создание Конституционного суда Российской Федерации, расширение сферы действия институтов непосредственной (прямой) и представительной демократии, пути их совершенствования.

Особенно следует остановиться на условиях, при которых возможно сформировать правовое государство (экономических, социальных, политических, правовых, культурных), уяснить, что государство не может стать правовым, не став социальным.

В этой связи представляют интерес проблемы перехода к плюрализму различных форм собственности и экономической свободе граждан, обеспечения действия принципа разделения властей, взаимоотношения законодателя и политических партий. Необходимы серьезные изменения в экономике, социально-политической системе, культуре общества и конечно в государственно-правовой сфере.

Следует иметь в виду, что в настоящее время Россия претерпевает изменения, по своей глубине и интенсивности сходные с революционными (хотя по методам имеющие, скорее, характер эволюцию).

Изменения эти происходят по двум основным направлениям: первое - изменение "сверху", властными методами в направлении насаждения рыночных отношений, и второе - изменение политической системы общества, включая укоренение политического плюрализма, поиск новых форм государственного устройства и организации государственной власти с общим направлением на формирование правового и социального государства.

Соответственно должна быть реформирована правовая система российского общества, что предполагает огромную по объему, а главное - по принципиальности решаемых проблем законо- и нормотворческую работу на уровнях как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Студентам необходимо творчески освоить и уметь охарактеризовать процесс реформ политической и правовой систем, желательно с учетом текущей практики (она хорошо представлена в средствах массовой информации).

Важной составной частью происходящих перемен является судебная реформа, концепция и основные направления (элементы) которой были утверждены еще в 1991 году. Подробно различные ее аспекты являются предметами ведения отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права, уголовного процесса и административного права.

Главная идея - цель судебной реформы - утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, независимой от властей законодателей и исполнительной, что будет важнейшей гарантией надежной защиты в России прав личности, построения гражданского общества и правового государства. Основные направления ее следующие: реформа законодательства (о чем говорилось выше); учреждение судебной власти в процессе реализации конституционного принципа разделения властей; реформирование судебной системы и деятельности прокуратуры; повышение роли адвокатуры; совершенствование уголовного процесса и судопроизводства, другие меры по укреплению законности и правопорядка.

Студент должен сознавать, что реформирование правовой сферы – это только определенная часть реформ, и их успешное осуществление невозможно без проведения реформ в других сферах социальной жизни – экономической, социальной, политической, без существенных изменений в области духовной культуры. Необходимо уяснить направления реформ и в указанных сферах, их взаимную связь и обусловленность.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие и структура политической системы общества.

2. Государство как ядро политической системы общества.

3. Взаимодействие государств с иными субъектами политической системы общества.

4. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

5. Признаки правового государства.

 



2015-12-07 861 Обсуждений (0)
Тема 6. Проблемы соотношения политики, правового государства и гражданского общества (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Проблемы соотношения политики, правового государства и гражданского общества (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)