Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос Понятие и виды форм правления



2015-12-07 439 Обсуждений (0)
Вопрос Понятие и виды форм правления 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма правления раскрывает три главные характеристикигосударства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия

населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правитв государстве, кто осуществляет верховную власть.

Различают две основные формы правления: монархическуюи республиканскую.

Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие,единодержавие. Наиболее

типичные чертымонархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для

отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет

ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию,

которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченныемонархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая.Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно- представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует. Другая разновидность ограниченной монархии - парламентарная,или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в

парламенте;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так

как правом вето он не обладает. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право

назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не

вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может

принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой

правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой

подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие

указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить

правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство

может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить

новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии,

доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система

(Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей

партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством

практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет

контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий,

обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании,

Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканскойформы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых

через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов

власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;__ 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления - президентскуюи парламентарнуюреспублики.

Президентская республикаимеет особенности;

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат

непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует

правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К

президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республикисостоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства

является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не

пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.__ К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую

эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет

политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство

формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской

республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в

одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при

многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить

Италия, где вплоть до 90-х гг, правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешаннойреспублики с

элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным

президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании

правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров,

представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед

президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики - повышенная

самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших

тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в "монархические". Это те, в которых

президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР. В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристскиереспублики. Чаще всего

это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь

устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная

модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист

И.А. Ильин (1883-1954) писал по этому поводу: "Каждый народ и каждая страна есть живая

индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и

природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная

форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно

быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и

может быть гибельным".

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются

модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной

из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные

Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

 

Вопросы с 10 по 22

Вопрос 10

Форма государственного устройства.Представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части- административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей.

1) Унитарное государство- единое государственное образование. Государство делится лишь на административно- территориальные части. Для унитарного государство характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции. Иногда унитарное государство имеет автономные образования, например Италия, Испания. Государство имеет Единые вооруженные силы, подчиненные центральной власти.

2) Федерация- состоит из ряда других государств или государственных образований- членов федерации (штатов, союзных или автономных республик.) Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации. На их территории, на ряду с общими действуют и свои собственные высшие и местные органы власти. Аналогично с конституциями, законами, судебными органами. Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными.

Различают также симметричныеи асимметричныефедерации. Симметричной является

федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми

полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

В юридической литературе различают три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин).

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят и

другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. - Аляска в

США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой

территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в

состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии,

Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с

прилегающими окрестностями); ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся, государства

(например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау, Федеральные штаты Микронезии).

Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически

равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить

Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции Российской Федерации

равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.

Третья разновидность - так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты

(штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате

парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия,

Австрия, Швейцария).

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы

асимметрии.

 

3) Конфедерация- объединение или союз государств. Они сохраняют полностью свою самостоятельность. Для координации действий создают объединенные органы. Нет механизма принуждения в отношении участника конфедерации. Конфедерации недолговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию.

Вопрос.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе

межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и

иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят

содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям

относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое

объединение суверенных государств.

Термин "конфедерация" латинского происхождения и обозначает "сообщество". В учебниках

конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно,

поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового

государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в "чистом" виде не существует.

Конфедерацией были США в 1781-1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые

десять поправок к Конституции США); Швейцария - в 1815-1848 гг.; Объединенная Арабская

Республика, соединявшая Египет и Сирию, - в 1958-1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая

африканские государства Сенегал и Гамбию, - в 80-е гг.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме.

Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию,

законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые

органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по

ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется

одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по

соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских

формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия

других членов.

Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со

временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества.Например, до 1946 г. существовало

Британское содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых

Государств(СНГ).

СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в

СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих

полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции

каждого государства. СНГ создано для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и

нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение

совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и

урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и

принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех

государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при

предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым

является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств - членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств - членов

СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными,выполняют координирующие функции,все

решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательныйхарактер.

Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе

долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

Примером такого межгосударственного объединения, как сообщества, может служить союз России

и Республики Беларусь, который был оформлен Договором об образовании Сообщества

суверенных государств (СНГ) от 2 апреля 1996 г. Был принят Устав союза и учреждены

специальные органы: Совет глав государств- высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов обоих государств;

Парламентское собрание,формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по

20 депутатов) и предназначенное для принятия законов, обязательных для государств - участников

союза; Исполнительный комитет- постоянно действующий орган и др.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого

назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы- одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в

своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские

международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это

старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению

мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств,

защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь

государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и

конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и

правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав

человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека

и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что "Россия еще

не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а

сотрудничество предпочтительнее конфронтации".

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы(ПАСЕ), наделенная консультативными функциями

и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать

рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно

правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или

нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств -

членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности

населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18

мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, - по 2. Эти представители

избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их

мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии

ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять

дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров- главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от

имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает

Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы -консультативный орган, который

состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая - интересы

региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и

региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное

сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании

эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат,который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе

органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд,призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и

основных свобод 1950 г. государствами - участниками Совета Европы.

Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе

индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-

участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства.

Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены

нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить "справедливое

удовлетворение претензий" в форме финансовой компенсации материального ущерба или

материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете

Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда,

в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета

Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну,

через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых,

включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности

для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере - науке, образовании,

здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже

вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее

важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская

конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или

наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная

хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите

национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и

др.

Существуют универсальныеобъединения государств типа ООН, объединяющей около 200

государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих

современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.



2015-12-07 439 Обсуждений (0)
Вопрос Понятие и виды форм правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос Понятие и виды форм правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)