Главной целью курса «Теория государства и права» является формирование у студентов фундаментальных знаний об основных государственных, правовых и связанных с ними явлениях.
Программа курса «Теория государства и права» ориентирована на студентов высших учебных заведений, изучавших обществознание и историю в рамках школьной программы.
Задачи освоения дисциплины
Для достижения названной цели в процессе преподавания дисциплины «Теория государства и права» решаются следующие задачи:
- раскрыть основные общие закономерности возникновения, развития и современного состояния государства и права;
- дать характеристику государственных, правовых и связанных с ними явлений;
- сформировать понятийный аппарат, позволяющий описывать государственные, правовые и связанные с ними явления;
- дать знания и умения, которые способствует лучшему усвоению студентами отраслевых, прикладных и иных юридических дисциплин.
- сформировать компетенции в области практического применения знаний о государстве и праве.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения дисциплины «Теория государства и права» студент должен:
Знать:
- социальную значимость своей будущей профессии;
- основополагающие понятия, термины и категории юридической науки;
- признаки, структуру и виды государственных, правовых и связанных с ними явлений;
- взаимосвязь и взаимодействие отдельных государственных, правовых и связанных с ними явлений;
- закономерности исторического развития и функционирования государства и права;
- эволюцию и соотношение современных государственных и правовых систем;
- основные проблемы современного понимания государства и права;
- типы и формы государства и права;
- сущность и функции государства и права;
- механизм государства;
- соотношение государства и общества;
- признаки, принципы, функции права;
- правоотношения;
- реализацию права;
- систему права и систему законодательства;
- толкование права;
- правонарушение, правомерное поведение и юридическую ответственность;
- значение правосознания, правовой культуры в формировании правового государства и для современного юриста;
- сущность законности правопорядка
Уметь:
- анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- использовать юридические понятия и категории;
- описывать государственные, правовые и связанные с ними явления;
- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять учебно-исследовательскую работу, анализировать данные юридической науки и практики для написания курсовой работы, подготовки докладов, рефератов и выступлений на семинарских занятиях.
Владеть навыками:
- использования теоретических правовых знаний описания, исследования, анализа и обобщения явлений и проблем, связанных с государством и правом;
- использования теоретических правовых знаний для изучения юридических учебных дисциплин;- квалификации юридических факты, обстоятельств и правовых отношений;
- анализа и правильного использования, исполнения, соблюдния и применять норм права,
- разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
- толкования различных правовых актов;
- ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- приемами самостоятельной работы с литературой, источниками права и иными правовыми актами.
2 Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки
Дисциплина «Теория государства и права» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла.
Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Код дисциплины
| Название дисциплины
| Дидактический минимум содержания дисциплины
(модули)
| Содержательно-логические связи
| Коды формируемых компетенций
|
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик
|
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины
| для которых содержание данной учебной дисциплины выступает основой
|
|
|
|
|
|
|
Б.3.1
| Теория государства и права
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
Тема 1.2. Происхождение государства и права.
Модуль 2. Теория государства.
Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
Тема 2.3. Функции государства.
Тема 2.4. Механизм государства.
Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
Тема 3.2. Источники (формы) права.
Тема 3.3. Нормы права.
Тема 3.4. Система права и система законодательства.
Тема 3.5. Правовые системы современности.
Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
Модуль 4. Осуществление права.
Тема 4.1. Правовые отношения.
Тема 4.2. Реализация права.
Тема 4.3. Толкование права.
Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
Тема 5.1. Государство и общество.
Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм.
Тема 5.4. Законность и правопорядок.
| Б.1.1. Философия
Б.3.2. История отечественного государства и права
Б.3.3. История государства и права зарубежных стран
|
Б.3.4. Конституционное право
Б.3.5 Администра тивное право
Б.3.6 Гражданское право
Б.3.10. Уголовное право
| ОК-1, 6, 9
ПК-1, 2, 4, 6, 9, 15
|
Таблица 2.1 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия, час.
| СРС, час.
| Форма промежуточной аттестации (зач./экз.)
| Учебные занятия в интерактивной форме, час.
|
ЗЕТ
| час
| всего
| из них
|
Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| 126*
|
|
|
* В том числе 36 ч. на подготовку к экзамену
Таблица 2.2 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия, час.
| СРС, час.
| Форма промежуточной аттестации (зач./экз.)
| Учебные занятия в интерактивной форме, час.
|
ЗЕТ
| Час
| всего
| из них
|
Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| 152*
| зачет
|
|
Таблица 2.3 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия, час.
| СРС, час.
| Форма промежуточной аттестации (зач./экз.)
| Учебные занятия в интерактивной форме, час.
|
ЗЕТ
| час
| всего
| из них
|
Лекции
| Практические занятия
|
Устан. сессия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| 222*
|
|
|
* В том числе 36 ч. на подготовку к экзамену
Таблица 2.4 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия, час.
| СРС, час.
| Форма промежуточной аттестации (зач./экз.)
| Учебные занятия в интерактивной форме, час.
|
ЗЕТ
| час
| всего
| из них
|
Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| 232*
|
|
|
* В том числе 36 ч. на подготовку к экзамену
Таблица 2.5 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия, час.
| СРС, час.
| Форма промежуточной аттестации (зач./экз.)
| Учебные занятия в интерактивной форме, час.
|
ЗЕТ
| Час
| всего
| из них
|
Лекции
| Практические занятия
|
Устан. сессия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
| экзамен
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| 230*
|
|
|
* В том числе 36 ч. на подготовку к экзамену
3 Структура и содержание дисциплины (модуля)
Таблица 3.1 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Виды учебной работы и трудоемкость
(час)
| Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час)
| Форма текущего контроля
|
Лекция
| Практические занятия
| СРС
|
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
|
|
|
|
| 1.1.-1.2.
|
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
|
|
|
| Мини-лекция
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 1.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 2. Теория государства.
|
|
|
|
| 2.1.-2.4.
|
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Тема 2.3. Функции государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 2.4. Механизм государства.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Текущий контроль по модулю 2.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
|
|
|
|
| 3.1.-3.6.
|
| Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 3.2. Источники (формы) права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.3. Нормы права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 3.4. Система права и система законодательства.
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 3.5. Правовые системы современности.
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Промежуточная аттестация
| | |
| | Зачет
|
| Модуль 4. Осуществление права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.1. Правовые отношения.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 4.2. Реализация права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.3. Толкование права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 4.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
|
|
|
|
| 4.1.-4.4.
|
| Тема 5.1. Государство и общество.
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 5.4. Законность и правопорядок.
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Защита
|
| Итоговая аттестация.
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.2 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Виды учебной работы и трудоемкость
(час)
| Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час)
| Форма текущего контроля
|
Лекция
| Практические занятия
| СРС
|
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
|
|
|
|
| 1.1.-1.2.
|
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
|
|
|
| Мини-лекция
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 1.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 2. Теория государства.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Тема 2.3. Функции государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 2.4. Механизм государства.
|
|
|
| Ролевая игра
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 2.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
|
|
|
|
| 3.1.-3.6.
|
| Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 3.2. Источники (формы) права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.3. Нормы права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 3.4. Система права и система законодательства.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 3.5. Правовые системы современности.
| -
| -
| -
|
|
|
| Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
| -
| -
| -
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| | |
| | Зачет
|
18
| Модуль 4. Осуществление права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.1. Правовые отношения.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 4.2. Реализация права.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 4.3. Толкование права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 4.
|
|
|
|
|
|
| Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.1. Государство и общество.
|
|
|
|
| Подготовка докладов, дискуссия по теме.
|
| Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
|
|
|
| Дискуссия
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 5.4. Законность и правопорядок.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Защита
|
| Итоговая аттестация.
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.3 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Виды учебной работы и трудоемкость
(час)
| Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час)
| Форма текущего контроля
|
Лекция
| Практические занятия
| СРС
|
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
|
|
|
|
| 1.1.-1.2.
|
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 1.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 2. Теория государства.
|
|
|
|
| 2.1.-2.4.
|
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Тема 2.3. Функции государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 2.4. Механизм государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 2.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
|
|
|
|
| 3.1.-3.6.
|
| Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.2. Источники (формы) права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.3. Нормы права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.4. Система права и система законодательства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.5. Правовые системы современности.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Промежуточная аттестация
| | |
| | Зачет
|
| Модуль 4. Осуществление права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.1. Правовые отношения.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 4.2. Реализация права.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.3. Толкование права.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Текущий контроль по модулю 4.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
|
|
|
|
| 5.1.-5.4.
|
| Тема 5.1. Государство и общество.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
|
|
|
| Дискуссия по теме
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 5.4. Законность и правопорядок.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Защита
|
| Итоговая аттестация.
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.4 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Виды учебной работы и трудоемкость
(час)
| Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час)
| Форма текущего контроля
|
Лекция
| Практические занятия
| СРС
|
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
|
|
|
|
| 1.1.-1.2.
|
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 1.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 2. Теория государства.
|
|
|
|
| 2.1.-2.4.
|
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
|
|
|
| Дискуссия по теме
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 2.3. Функции государства.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.4. Механизм государства.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 2.
|
|
|
|
| Зачет в форме собеседования по билетам
|
| Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
|
|
|
|
| 3.1.-3.6.
|
| Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.2. Источники (формы) права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.3. Нормы права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.4. Система права и система законодательства.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.5. Правовые системы современности.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Текущий контроль по модулю 3.
|
|
|
|
|
|
| Модуль 4. Осуществление права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.1. Правовые отношения.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.2. Реализация права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.3. Толкование права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 4.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
|
|
|
|
| 5.1.-5.4.
|
| Тема 5.1. Государство и общество.
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.4. Законность и правопорядок.
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Защита
|
| Итоговая аттестация.
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.5 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Виды учебной работы и трудоемкость
(час)
| Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час)
| Форма текущего контроля
|
Лекция
| Практические занятия
| СРС
|
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
|
|
|
|
| 1.1.-1.2.
|
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 1.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 2. Теория государства.
|
|
|
|
| 2.1.-2.4.
|
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
| Тема 2.2. Форма (устройство) государства.
|
|
|
| Дискуссия по теме
| Оценка участия в дискуссии
|
| Тема 2.3. Функции государства.
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.4. Механизм государства.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 2.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Промежуточная аттестация
| | |
| | Зачет
|
| Модуль 3. Сущность, источники, нормы права и правовая система.
|
|
|
|
| 3.1.-3.6.
|
| Тема 3.1. Понятие, признаки, принципы и функции права..
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.2. Источники (формы) права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.3. Нормы права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.4. Система права и система законодательства.
|
|
|
|
|
|
16
| Тема 3.5. Правовые системы современности.
|
|
|
|
|
|
17
| Тема 3.6. Правотворчество и юридическая техника.
|
|
|
| Ролевая игра
| Оценка участия в ролевой игре
|
| Модуль 4. Осуществление права.
|
|
|
|
| 4.1.-4.4.
|
| Тема 4.1. Правовые отношения.
|
|
|
| Мозговой штурм
| Оценка участия в мозговом штурме
|
| Тема 4.2. Реализация права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.3. Толкование права.
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.4. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль по модулю 4.
|
|
|
|
| Тестирование
|
| Модуль 5. Государство, право, личность и общество.
|
|
|
|
| 5.1.-5.4.
|
| Тема 5.1. Государство и общество.
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.2. Права человека. Правовое и социальное государство.
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.3. Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.4. Законность и правопорядок.
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Защита
|
| Итоговая аттестация.
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 – Содержание тем разделов дисциплины (модуля)
№
п/п
| Раздел дисциплины (модуля),
темы раздела
| Содержание темы раздела
| |
| Модуль 1. Введение в теорию государства и права.
| |
| Тема 1.1. Теория государства и права как общественная и юридическая наука и учебная дисциплина.
| Понятие теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Предмет науки теории государства и права. Теория государства и права как общественная наука. Взаимосвязь теории государства и права с гуманитарными дисциплинами – философией, историей, социологией, экономической теорией, психологией, культурологией. Политико-юридический характер теории государства и права. Соотношение теории государства и права и политологии.
Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Классификация юридических дисциплин.
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее становление, современное состояние и перспективы развития. Функции теории государства и права. Структура учебного курса теории государства и права.
Методология науки теории государства и права. Философская основа, общенаучные, частнонаучные и специально-юридические методы теории государства и права.
| |
| Тема 1.2. Происхождение государства и права.
| Социальная организация и органы управления в первобытной общине. Возникновение вождества на этапе позднепервобытного общества как особой формы предгосударственной власти.
Переход от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»).
Восточный (азиатский) и западный (античный) формы образования государства как типичный и уникальный способы генезиса первых государственных институтов.
Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистско-ленинская, специализации и др.). Современные теории происхождения государства.
Понятие и виды социальных норм первобытного общества. Регулятивная роль обычаев, ритуалов, обрядов, мифов и религиозных норм. Мононормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его от социальных регуляторов первобытного общества. Функции права в раннеклассовых обществах. Теории происхождения права: примирительная, регулятивная, теологическая, историческая, теория, марксистская, естественного права, специализации.
| |
| Модуль 2. Теория государства.
| |
| Тема 2.1. Понятие, признаки, сущность и типология государства.
| Многообразие подходов к определению государства. Признаки государства: территория, население, публичная власть, суверенитет, аппарат управления и принуждения, связь с правом, сбор налогов и пошлин, государственные символы. Государственный, народный и национальный суверенитеты.
Подходы к сущности государс |