Защитное заземление электроустановок: устройство, принцип расчета
При прикосновении человека к оказавшимся под напряжением (при коротком замыкании, пробое изоляции) металлическим нетоковедущим частям электрооборудования может произойти поражение его электрическим током. Для предотвращения этого широко применяется защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Задача защитного заземления – снизить до безопасной величины потенциалов между корпусом оборудования, к которому прикоснулся человек, и землей, на которой он стоит. Эта разность потенциалов называется напряжением прикосновения. Чем меньше напряжение прикосновения, тем меньший ток будет протекать через человека. Защитное заземление применяется в сетях напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью и выше 1000 В с любым режимом нейтрали. Величина максимально допустимого сопротивления заземления электроустановок Rдоп регламентируется Правилами устройства электроустановок в зависимости от мощности источника электроснабжения и составляет 10 Ом для источников мощностью 100 кВА и менее 4 Ом во всех остальных случаях. Эти значения выбраны с таким расчетом, чтобы при попадании напряжения на металлические нетоковедущие части электроустановки и прикосновения к ним человека ток через него не превышал 6 мА, т.е. был меньше неотпускаемого. Конструктивно заземление выполняется в виде нескольких стержневых заземлителей, погруженных в грунт на определенную глубину и соединенных параллельно полосой связи. Такая система применяется потому, что одиночный заземлитель, как правило, имеет сопротивление значительно большее чем Rдоп . Сопротивление заземления в большей мере зависит от удельного сопротивления грунта ρ, ом*м. Удельное сопротивление грунта – сопротивление 1 м3 грунта, к противоположным граням которого приложены измерительные электроды. Удельное сопротивление грунта зависит от вида почвы (глина, песок, чернозем) и времени года. Наибольшую величину оно имеет зимой в северных районах при промерзании почвы и в июле в южных районах, когда почва наиболее сухая. Сопротивление заземления необходимо периодически, не реже 1 раза в год, контролировать, так из-за коррозии заземлителей или их механических повреждений оно может превысить допустимую величину. Рассчитывают заземляющее устройство в таком порядке: 1. Определяют допустимое сопротивление заземляющего устройства в зависимости от рода установки. 2. Находят расчетное значение удельного сопротивления грунта в месте устройства заземления с учетом повышающего коэфф-та k, ρрасч = k*ρ 3. подсчитывают сопротивление растеканию тока одного заземлителя (трубы или угловой стали) по формуле: , где l – длина заземлителя находящаяся в земле, м d – внешний диаметр заземлителя (0,025-0,03 м) t - глубина заложения, равная расстоянию от поверхности земли до середины заземлителя. Если используется угловая сталь dУГ=0,95*bУГ , bУГ- ширина уголка (0,04-0,06м). Сопротивление растеканию тока одного заземлителя в виде круглого стержня, заглубленного вертикально вровень с землей, определяют по формуле 4. приняв схему расположения заземлитеолей (в ряд, по замкнутому контуру), находят приближенное число заземлителей . Коэф-том использования уточняют количество заземлителей 5. Определяют длину соединительной полосы между заземлителями. lП=a(nз-1) - в ряд lП=a*nз - по контуру 6. Рассчитывают сопротивление растеканию тока соединительных полос
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |