Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теории происхождения гос-ва: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая



2015-12-07 584 Обсуждений (0)
Основные теории происхождения гос-ва: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая 0.00 из 5.00 0 оценок




Гос-во - это суверенная политико-территориальная организация обладающая специальным аппаратом для реализации своих функций по управлению обществом и защите от внутренних и внешних посягательств, опирающаяся и действующая с помощью права. В научной литературе рассматриваются различные теории происхождения гос-ва.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно этой теории, гос-во является результатом проявления божьей воли, практическим воплощением власти бога на земле. При этом любая светская власть производна от власти церкви, а народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-венной воли как продолжению воли божественной.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Её представители считают, что гос-во образовалось из разросшейся семьи, а власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Договорная теория (Спиноза, Гоббс, Локк, Гольбах, А.Н. Радищев). Согласно этой теории, гос-во возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Было время, когда не было ни гос-ва, ни права: люди жили в соответствии со своими естественными правами, но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права.

Психологическая теория (Петражицкий).Возникновение гос-ва объясняется здесь свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Учение о гос-ве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, гос-ва и права, лежит абсолютное и разумное начало - «абсолютная идея». По мысли Гегеля, гос-во есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью, то есть гос-во не служит, а господствует. Гос-во имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом гос-ва.

6. Основные теории происхождения гос-ва: теория насилия, органическая, экономические (марксистская и немарксистская) теории.Теория насилия (К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг). Сторонники теории внешнего насилия считают, что гос-во возникло как результат насилия путём завоевания слабых и беззащитных племён более сильными и организованными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, подати. Принудит. аппарат, который создают завоеватели, превращается в гос-во. Согласно Е. Дюрингу первичным в возникновении частной собственности и гос-ва было насилие, принуждение одной части общества по отношению к другой (теория внутреннего насилия). Необходимо назвать также органическую теорию происхождения гос-ва, приравнивающую гос-во к человеческому организму и приписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории, гос-во является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком. Экономические (марксистская и немарксистская) теории. Ее сторонники считали, что гос-во возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает гос-во, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Такими образом, суть данной теории заключается в том, что гос-во явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В ней гос-во не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущ. признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало гос-во.По утверждению представителей данной теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.Социально-экономическая теория происхожд. гос-ва. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения гос-ва обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.

7. Типология гос-ва: формационный и цивилизационный подходыТипология гос-ва - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. В понятии типа выражаются наиболее общие черты социального характера гос-ва.Типология гос-ва проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Различают четыре типа общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга формой собственности, классовой структурой и способом производства. Четырем формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре типа гос-ва: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Указанной типологии в ее наиболее существенных чертах придерживается марксизм. Речь идет именно об исторических типах гос-ва, взятых укрупнено в наиболее существенных чертах.

В основе цивилизациного подхода лежат духовные признаки -культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, А. Тойнби предложил деление всех обществ, существовавших в истории и имеющихся ныне, на 19 типов, а в окончательном варианте - на 13. Эту типологию он основывал прежде всего на признаке цивилизации, культуры как способа жизни. В числе различных цивилизаций А. Тойнби называл древнегреческую, римскую, сирийскую, крито-микенскую, православную, западную, арабскую, дальневосточную, мексиканскую, иранскую, китайскую и другие культуры. Для него каждая цивилизация представляла собой замкнутое и статичное состояние общества, отличающегося своей историей, экономикой, традициями культуры, психологией и другими факторами. Он говорил, что этим типам общества соответствует и гос-во, выделяя такое же число его типов.Формационный и цивилизационный подходы к типологии гос-ва.

Типология гос-ва проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Различают четыре типа общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга формой собственности, классовой структурой и способом производства. Четырем формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре типа гос-ва: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Указанной типологии в ее наиболее существенных чертах придерживается марксизм. Речь идет именно об исторических типах гос-ва, взятых укрупнено в наиболее существенных чертах.Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.Буржуазное гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное гос-во.Социалистическое гос-во, по мнению представителей формационного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.В основе цивилизациного подхода лежат духовные признаки -культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, А. Тойнби предложил деление всех обществ, существовавших в истории и имеющихся ныне, на 19 типов, а в окончательном варианте - на 13. Эту типологию он основывал прежде всего на признаке цивилизации, культуры как способа жизни. В числе различных цивилизаций А. Тойнби называл древнегреческую, римскую, сирийскую, крито-микенскую, православную, западную, арабскую, дальневосточную, мексиканскую, иранскую, китайскую и другие культуры. Для него каждая цивилизация представляла собой замкнутое и статичное состояние общества, отличающегося своей историей, экономикой, традициями культуры, психологией и другими факторами. Он говорил, что этим типам общества соотв. и гос-во, выделяя такое же число его типов.



2015-12-07 584 Обсуждений (0)
Основные теории происхождения гос-ва: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теории происхождения гос-ва: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)