Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гос-венный аппарат: понятие и признаки



2015-12-07 493 Обсуждений (0)
Гос-венный аппарат: понятие и признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм гос-ва - это система специальных органов, а также гос-венных учреждений и предприятий, с помощью которых гос-во осуществляет возложенные на него задачи и функции. Гос-венный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма гос-ва. Поскольку помимо гос-венных органов в механизм гос-ва входят и гос-венные организации, которые органами гос-ва не являются. Это такие организации как: гос-венные учреждения (школы, больницы), а также гос-венные предприятия. Т.о механизм гос-ва составляют три вида гос-венных организаций: 1. органы гос-ва 2. гос-венные учреждения 3. гос-венные предприятия. Поскольку гос-венный аппарат составляет только органы гос-ва то он не тождественен гос-венному механизму.

Основными признаками механизма гос-ва являются следующие:

механизм гос-ва это

целостная система гос-венных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

механизм гос-ва состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

органы гос-ва при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

каждый элемент механизма (органы гос-ва) обеспечивает эффективное функционирование гос-ва в целом;

для осуществления задач и функций гос-ва органы гос-ва обладают необходимыми материальными, информационными, организационными

средствами, включая и применение мер гос-венного принуждения .

Основными принципами механизма гос-ва являются:

Принцип разделения властей;

Принцип гласности и открытости в деятельности гос-венного аппарата;

Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях гос-венного аппарата;

Высокий профессионализм и компетентность гос-венных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы гос-венной

жизни в интересах населения страны:

принцип демократизма в формировании и деятельности гос-венных органов;

принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма гос-ва .

Признаки гос-венного аппарата:

1) Гос аппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами гос аппарата являются гос-венные органы и учреждения, в которых работают гос-венные служащие. Гос органы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения гос-венно-властных велений гос аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно гос-во.

4) При помощи гос аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и гос-венным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций Г. Поэтому с изменением функций Г неизбежно следует и изменение гос аппарата.
19. Понятие органов гос-ва, их классификация

Орган гос-ва – это самостоятельное подразделение аппарата гос-венной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть гос-венного механизма, которая наделена гос-венно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций гос-ва в пределах своих полномочий. Орган гос-ва формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений гос-венного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа гос-ва: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет гос-венно-властные полномочия; 4) гос-венные гражданские служащие выступают от имени всего гос-ва; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в гос-венном механизме; 6) выполнение строго определенных гос-венных функций и задач; 7) обладание правом на издание юрид. актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными гос-венными органами.

Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности органы гос-ва, являются:

принцип разделения властей (т.е. самостоятельное функционирование каждой ветви власти в целях исключения произвола в их деятельности);

принцип гласности (информирование населения о деятельности гос-венных органов);

принцип законности (строгое и неукоснительное соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативноправовых

актов всеми органами гос-ва);

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все органы гос-ва обязаны признавать, соблюдать и защищать их права и свободы);

принцип профессионализма (в гос-венных органах должны работать квалифицированные специалисты, которые гарантировали бы высокий уровень икачество их работы)

В научной литературе выделяют следующие виды органов гос-ва в зависимости от:

принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);

организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной

сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);

сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);

способов формирования (первичные и производные органы);

федерального устройства гос-ва (федеральные и органы субъектов федерации);

способа осуществления властных полномочий (единоначальные президент, прокурор; коллегиальные Правительство, Гос-венная Дума);

сроков полномочий (постоянные и временные);

правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.

Следует также отметить, что в приведенной выше классификации видов органов гос-ва основное место занимают следующие гос-венные органы.

Представительные (законодательные) органы. В РФ это

Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Гос-венной Думы, которые

обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также

дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности (выражение недоверия).

Исполнительно-распорядительные

органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов

исполнительной власти» в Российской Федерации образованы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные

министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно правовых

актов нижестоящими органами исполнительной власти.

Судебные органы осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления

граждан на неправомерные действия органов гос-венной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юрид. лиц и т.п. В

Российской Федерации в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный

суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных

единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др.

Гос-венными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные гос-венно-властными полномочиями. К ним относятся органы прокуратуры, органы внутренних дел, федеральная служба безопасности, внешней разведки, Федеральная налоговая служба, таможенные органы и др.

 

20. Разделение властей. Система "сдержек и противовесов"

В Конституции, Основном Законе гос-ва, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.Суть его содержится в том, что:1) демократический политический режим может установиться в определенном гос-ве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми гос-венными органами;2) выделяют три основные функции гос-венной власти: законодательную, исполнительную, судебную;3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами гос-венной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного гос-венного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый гос-венный орган в процессе реализации одной из трех функций гос-венной власти взаимодействует с гос-венными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации гос-венной власти в современном демократическом гос-ве.В частности, на федеральном уровне организации гос-венной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов (разделение компетенции между органами гос-венной власти, обеспечивающее их взаимный контроль) в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов гос-венной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в гос-ве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в гос-ве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган гос-ва, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей гос-венной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.



2015-12-07 493 Обсуждений (0)
Гос-венный аппарат: понятие и признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гос-венный аппарат: понятие и признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)