Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студентам следует последовательно изучить общий план строения клеточного ядра: место расположения в клетке, форма, размеры, хроматин, его уровни компатизации, половой хроматин, далее строение и функции ядрышка, кариолеммы и кариоплазмы; клеточный цикл, митоз, морфофункциональную характеристику фаз митоза. Эндорепродукция. Включения, их классификация, примеры, методы выявления. Виды смерти клетки, морфологические отличия некроза и апоптоза.

Для закрепления учебного материала студентам предлагается самостоятельновыполнить следующие задания:

1.Составить схему классификации структур ядра по функциональному признаку, отметив роль каждого компонента.

2.Составить схему классификации пигментных включений по химической природе, приведите примеры каждого вида.

3.Зарисовать схему клеточного цикла для различных типов клеток (постоянно делящихся, факультативно делящихся и терминально дифференцированных), привести примеры каждого типа.

1. Задачи на предстоящее занятие.

Студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши. На первом часе занятия студент должен быть готов ответить с места или у доски, дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при разборе учебного материала, задать вопросы, требующие разъяснения, у преподавателя. На втором часе занятия САМОСТОЯТЕЛЬНО изучить электронную микрофотографию:



· ацинозная клетка поджелудочной железы;

Самостоятельная работа на практическом занятии: изучить и зарисовать следующие препараты:

1.Мазок крови. Окраска азур II-эозином. Под малым, а затем и под большим увеличением увидеть отдельные клетки округлой формы, не связанные между собой. Основная масса клеток представлена безъядерными эритроцитами – клетками небольшой величины. Более крупные клетки, содержащие ядра – различные лейкоциты. Обратить внимание на форму ядер лейкоцитов, встречаются клетки с бобовидным, округлым, палочковидным и сегментированным ядром. Зарисовать в альбоме несколько эритроцитов и лейкоцитов с различной формой ядер.

2. Включения гликогена в гепатоцитах. ШИК-реакция. Найдите плотно расположенные полигональные клетки (гепатоциты). В цитоплазме найдите скопления гликогена, имеющие фиолетовый или бордовый цвет. Изучите и зарисуйте одну из клеток под большим увеличением, обозначив перечисленные структуры: цитоплазму, зерна гликогена.

3. Пигментные включения в клетках кожи головастика. Неокрашенный препарат. Под малым увеличением найдите скопления крупных клеток коричневатого цвета. Под большим увеличением изучите структуру и зарисуйте одну из пигментных клеток, обратив внимание на обильные цитоплазматические включения коричневого пигмента меланина, имеющие вид компактных зернистых скоплений. Обозначьте названные структуры.

4. Жировые клетки соединительной ткани. Окраска суданом III. Под малым увеличением рассмотрите общую структуру ткани, состоящей из относительно крупных, округлых клеток. Под большим увеличениемдетальнее изучите строение одной из клеток, обратив внимание на цитоплазматические включения, имеющие вид крупной липидной капли, оттесняющей цитоплазму на периферию. При докраске препарата гематоксилином визуализируется эксцентрично расположенное палочковидной формы, интенсивно окрашенное ядро. На обычных гистологических препаратах липидные включения имеют вид пустот в связи с растворением жировых веществ в процессе гистологической обработки материала спиртами и ксилолом. Зарисуйте 2-3 клетки.

5. Митоз растительной клетки. Корешок лука. Окраска железным гематоксилином. На малом увеличении обнаруживается скопление клеток удлиненной формы, вплотную прилегающих друг к другу.Под большимнайдите клетки на разных стадиях митотического деления. Найдите клетку, у которой хроматин (хромосомы) образует скопление в виде клубка - стадия профазы, клетку с хромосомами в виде “звезды” - стадия метафазы, клетку с концентрацией дочерних хромосом (хроматид) на полюсах - стадия анафазы. Сравните найденные митотические клетки с дифференцированными интеркинетическими клетками в других участках препарата. Зарисуйте и обозначьте найденные клетки под большим увеличением.

6. Митоз (кариокинез) животной клетки. Окраска железным гематоксилином.

При слабом увеличении находим делящиеся клетки, на большом увеличении рассмотрите и зарисуйте клетки на разных стадиях кариокинеза.

7. Дезоксирибонуклеиновая кислота в ядре и цитоплазме и ядрышке нервных клеток. Окраска метиловым зеленым с пиронином по Браше.

На малом увеличениинаходим крупные нервные клетки, выбираем клетку с удачно разрезанным ядром, рассматриваем и зарисовываем при сильном увеличении. Ядро нервной клетки почти не окрашено, но в нем резко выделяется окрашенное в красный цвет ядрышко, и менее ясно заметны мелкие зерна хроматина, окрашенные в зеленый цвет. В бесцветной цитоплазме видны занимающие всю клетку мелкие гранулы, окрашенные в красный цвет.

8. Гликоген в клетках печени. Окраска кармином по методу Беста.

На препарате при слабом, а затем и при сильном увеличении легко найти крупные клетки, в которых расположены глыбки гликогена различной формы, окрашенные кармином в ярко красный цвет. Зарисовать 1-2 клетки при сильном увеличении.

4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний:

· Перечислите составные части ядра.

· Охарактеризуйте “гетерохроматин” и “эухроматин”.

· Опишите строение и функции ядрышка.

· Перечислите составные части кариолеммы.

· Что такое включения и каково их значение?

· Приведите классификацию включений.

· Опишите морфологические изменения ядра в процессе гибели клеток.

· Перечислите морфологические изменения цитоплазмы при гибели клеток.

· Что такое апоптоз, некроз?

· Дайте определение понятию “клеточный цикл”.

· Назовите этапы клеточного цикла.

· Опишите процессы на различных этапах клеточного цикла.

· Перечислите способы репродукции клеток.

· Каково значение размножения клеток?

· В чем состоит биологическое значение митоза?

· Перечислите фазы митоза.

· Какие процессы происходят в течение профазы митоза?

· Какие процессы происходят в течение метафазы митоза?

· Какие процессы происходят в анафазе митоза?

· Какие процессы происходят в течение телофазы митоза?

· Дайте общую характеристику амитоза.

· Что такое эндорепродукция? Каково ее значение?

· В чем состоит биологическое значение мейоза?

 

V. Учебные материалы.

I. Обучающие ситуационные задачи:

1. Введением химического вещества временно блокированы синтетические процессы в премитотическом периоде клеточного цикла. В какой период клеточного цикла клетка вступит с опозданием.

Ответ: в постмитотический период клеточного цикла.

2. На клетку подействовали колхицином, блокирующим сборку белков-тубулинов, входящих в состав ахроматинового веретена. Какие этапы митотического цикла будут нарушены.

Ответ: образование веретена деления в конце профазы митоза.

3. При исследовании кариотипа человека и гориллы обнаружено 2 вида клеток. Одна из них имела 46 хромосом, а другие 48. Какие из них принадлежат человеку?

Ответ: первые.

4. Взяли для исследования несколько клеток из эпителия ротовой полости и после специальной обработки гистологического препарата установили, что ядра исследуемых клеток не содержат полового хроматина. Субъекту какого пола принадлежат исследуемые клетки?

Ответ: мужского.

5. На препаратах наблюдали уменьшение размеров клеточных ядер, их уплотнение, сморщивание, более интенсивное окрашивание хроматина, по сравнению с неизмененными ядрами. Как называется это явление?

Ответ: кариопикноз.

6. В результате митоза возникли 2 дочерние клетки. Одна из них вступает в стадию клеточного цикла, вторая, в результате дифференцировки потеряла способность к размножению. Какова конечная судьба первой и второй клетки?

Ответ: первой – деление, второй – смерть.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7