Практическая работа на занятии
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт» Фармацевтический факультет Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин
Методические указания для студентов по теме: Методические указания для студентов по теме: «Минеральные включения растительной клетки: одиночные кристаллы оксалата кальция, друзы, рафиды, кристаллический песок, кристаллическая обкладка, цистолиты»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения темы: 1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) 2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)
Методические указания для студентов по теме: «Минеральные включения растительной клетки: одиночные кристаллы оксалата кальция, друзы, рафиды, кристаллический песок, кристаллическая обкладка, цистолиты»
По разделу 5 «Основы цитологии»
Цель: Познакомиться с разнообразием минеральных включений в растительной клетке. Изучить места их локализации в клетке и органах. Вопросы для подготовки к занятию 1. Классификация минеральных включений. 2. Образование кристаллов щавелевокислого кальция, их биологическое значение. 3. Локализация минеральных включений в клетке и растении. 4. Значение для диагностики растительного сырья. Теоретический материал В процессе жизнедеятельности растительных клеток помимо запасных питательных веществ накапливаются различные органические кислоты. Из них наиболее часто встречается щавелевая кислота, которая растворима в клеточном соке и при высокой концентрации токсична для протопласта. При поступлении из почвенного раствора ионов кальция, происходит нейтрализация щавелевой кислоты с образованием нерастворимой соли (оксалат кальция), которая откладывается в вакуолях в виде кристаллов. Форма этих включений достаточно разнообразна: одиночные многогранники, палочковидные кристаллы – стилоиды, игольчатые кристаллы – рафиды, скопления множества мелких кристаллов разной формы – кристаллический песок, сростки призматических кристаллов – друзы. Форма кристаллов и их локализация в органах растений является специфичной, что часто используют для микродиагностики в фармакогнозии и практике судебной экспертизы. Поскольку минеральные включения – это конечные продукты жизнедеятельности протопласта, то они, как правило, локализуются в тех частях растения, которые периодически сбрасываются (листья, кора). К кристаллическим включениям близки цистолиты. Они чаще всего состоят из карбоната кальция или кремнезема и представляют собой гроздевидные образования, возникающие на выступах клеточной оболочки, вдающейся внутрь клетки. Цистолиты характерны для растений семейств крапивных, тутовых и др. Практическая работа на занятии Задание 1. Изучите одиночные многогранники в чешуе лука. 1. Возьмите наиболее тонкий и прозрачный кусочек (примерно 5×5мм) наружной чешуи лука, предварительно длительное время выдержанного в глицерине и перенесите в каплю воды на предметное стекло. 2. Накройте исследуемый объект покровным стеклом. 3. Рассмотрите при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание, что чешуя состоит из нескольких слоев клеток, причем клетки каждого слоя могут иметь разную форму и размеры. Клетки, содержащие кристаллы, как правило, удлиненные с толстыми оболочками, в них хорошо видны одиночные прозрачные кристаллы, которые иногда срастаются по 2-3 (рис. 19). 4. Зарисуйте 2-3 клетки с различными типами кристаллов. Сделайте соответствующие обозначения.
Задание 2. Рассмотрите кристаллоносную обкладку в порошке коры дуба (коры крушины, корнях солодки) или на плоскостных препаратах листа (донник лекарственный, листья сенны). 1. С помощью препаровальной иглы, смоченной в капле хлоралгидрата, захватите некоторое количество порошка и перенесите его в заранее приготовленную каплю хлоралгидрата на предметном стекле. Накройте покровным стеклом. 2. При малом увеличении микроскопа найдите наиболее подходящий участок, где ясно различимы клетки с кристаллами. Поместите этот участок в центр поля зрения и переведите на большое увеличение микроскопа. Обратите внимание на приуроченность клеток с кристаллами к механическим элементам (лубяные или древесные волокна) проводящей ткани растения (рис. 20). 3. Зарисуйте кристаллоносную обкладку. Задание 3. Рассмотрите рафиды и стилоиды в листьях однодольных растений (ландыш, купена). 1. Поместите кусочек листа в каплю воды на предметном стекле. Накройте покровным стеклом, при этом внимательно следите, чтобы весь лист был погружен в воду и препарат не содержал пузырьков воздуха. 2. Сначала на малом, а затем на большом увеличении изучите форму и расположение минеральных включений. 3. Зарисуйте в крупном масштабе клетки листа с рафидами и стилоидами, сделайте обозначения (рис. 21, 22, 23). Задание 4. Рассмотрите клетки-мешки в листьях белладонны. 1. Поместите кусочек листа в каплю воды на предметном стекле. Накройте покровным стеклом, при этом следите, чтобы объект был погружен в воду и не содержал пузырьков воздуха. 2. Сначала на малом увеличении микроскопа изучите форму и расположение клеток-мешков (рис. 24). 3. Переведите микроскоп на большое увеличение и зарисуйте клетку с кристаллическим песком, сделайте обозначения. 4. Проведите качественную реакцию на минеральную природу включений с концентрированной серной кислотой. Добавление серной кислоты к препарату будет сопровождаться растворением кристаллов оксалата кальция с образованием игольчатых кристаллов гипса. Запишите результаты реакции в тетрадь. Задание 5. Рассмотрите друзы в порошке корня ревеня (щавеля). 1. С помощью препаровальной иглы, смоченной в капле хлоралгидрата, захватите некоторое количество порошка и перенесите его в заранее приготовленную каплю хлоралгидрата на предметном стекле. Накройте покровным стеклом. 2. При малом увеличении микроскопа найдите наиболее подходящий участок, где ясно различимы клетки с кристаллами. Поместите этот участок в центр поля зрения и переведите на большое увеличение микроскопа (рис. 25). 3. Зарисуйте клетки с друзами, отметьте в тетради, что друзы встречаются преимущественно у двудольных растений. Задание 6. Рассмотрите друзы, образующие кристаллоносную обкладку в листьях растений (пассифлора, береза). 1. Поместите кусочек листа в каплю воды на предметном стекле. Накройте покровным стеклом, 2. Сначала на малом, а затем на большом увеличении изучите форму и расположение минеральных включений (рис. 26). 3. Зарисуйте в крупном масштабе клетки листа с друзами, сделайте обозначения. Задание 7. Рассмотрите цистолиты в листьях крапивы и фикуса (плоскостной препарат). 1. Поместите кусочек листа в каплю воды на предметном стекле. Накройте покровным стеклом. 2. Сначала на малом, а затем на большом увеличении изучите форму и расположение минеральных включений. 3. Зарисуйте в крупном масштабе клетки листа с цистолитами, сделайте обозначения. Задание 8. Изучите готовый препарат поперечного среза листа фикуса. Зарисуйте клетки двухслойной эпидермы с цистолитом. Запишите в тетради его минеральную природу и качественную реакцию для ее подтверждения (рис. 27, 28). Задание 9. Заполните таблицу: Минеральные включения растительной клетки
Вопросы для самоконтроля 1. Биологический смысл образования минеральных включений в клетке. 2. Форма кристаллов щавелевокислого кальция, характерная для двудольных и однодольных растений. 3. Место локализации кристаллов щавелевокислого кальция и цистолитов на уровне клетки, ткани и органов растения. 4. Качественная реакция для выявления минеральной природы кристаллов. 5. Значение знания классификации минеральных включений для диагностики лекарственного растительного сырья. Тестовые задания Выберите одинправильный ответ:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |