Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды (типы) правовых систем современности



2015-12-07 1695 Обсуждений (0)
Виды (типы) правовых систем современности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отдельные правовые системы имеют как свои специфические характеристики, так и общие с другими правовыми системами черты. Это позволяет отграничивать их друг от друга и объединять в определённые группы правовых семей. Большое распространение в западной и отечественной юридической науке получила классификация французского учёного Рене Давида. На основе двух основных критериев: идеологического, включающего религию, философию, экономическую и социальную структуру общества, и критерия юридической техники, основу которой составляют источники права, Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трёх групп правовых систем (правовых семей): англосаксонских, романо-германских и социалистических. Весь остальной юридический мир, составляющий 4/5 правовых систем, отнесён им к группе «религиозных и традиционных систем».

Немецкий учёный К. Цвайгерт произвёл классификацию на основе особенностей «правового стиля», в который он включил: происхождение и историческое развитие правовой системы; особенности юридического мышления; юридические институты; специфические источники права и способы их толкования; идеологические факторы. Особенности правового стиля позволили выделить К. Цвайгерту восемь, так называемых, правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Отечественный теоретик А.Х. Саидов предложил классификацию правовых систем на основе трёх критериев: 1) истории правовых систем; 2) системы источников права; 3) структуры системы права, – выделяя следующие правовые семьи, – романо-германскую, социалистическую, общего права, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную.

 

Романо-германская правовая семья возникла в XII-XIII вв. в континентальной Европе на основе рецепции римского права. Большую роль в этом процессе сыграли первые европейские университеты, которые на основе изучения понятийного фонда, юридической техники римского права, на протяжении нескольких веков сформировали во многом общую для всей Европы правовую науку, общие подходы к праву, общий категориальный аппарат. Единство романо-германской правовой семьи основывается также на влиянии общего для католической Европы канонического права.

Основные характеристики романо-германской правовой семьи:

1. Преобладающим источником права являются нормативно-правовые акты, особое место среди них занимают законы. В этих странах есть писаные конституции; законодательство носит ярко выраженный кодифицированный характер. В целом, источники права выстроены в единую иерархическую систему. Судебная практика и правовые обычаи также служат источниками права, однако, их роль ограничена.

2. Структура системы права имеет чёткое отраслевое деление, также используется известное с Древнего Рима деление права на частное и публичное.

3. Норма права здесь рассматривается как общее правило поведение, сформулированное законодателем или уполномоченным им органом. Эта норма имеет предельно общий, абстрактный характер.

 

Англосаксонская правовая семья. К данной правовой семье относятся правовые системы Великобритании и ряда её бывших колоний (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Основным источникам права в этих правовых системах является судебный прецедент. С XI в. в Англии в результате деятельности королевских разъездных судов складывается единая для всей страны система прецедентов.

В XIV в. общее право стало дополняться правом справедливости, результатом аппеляции в суд лорда-канцлера. Уже с конца XIII века существенную роль в Англии играет статутное право, однако, до сих пор английское право продолжает оставаться, прежде всего, судебным правом. В Англии роль и сила прецедента зависит от уровня принимающего его суда (Палата лордов, Аппеляционный суд, Высший суд, окружные и магистерские суды (прецедентов не создают)).

Прецедент, а также деятельность судов имеющих общую юрисдикцию обуславливают и другие особенности этой правовой системы. Структура права здесь не имеет чёткого отраслевого деления. Нет деления на частное и публичное право, неизвестны кодексы европейского типа. Неоднозначно решение вопроса о соотношении судебного прецедента и закона. С одной стороны, при противоречии закона и прецедента действует закон, с другой закон – это то, что о нём скажет суд, а не то, что хотел сказать законодатель.

 

Мусульманская правовая семья. Здесь право рассматривается как часть шариата – религиозных предписаний мусульман. Право дано людям самим Аллахом, через его пророка Муххамеда. Это обуславливает ряд особенностей мусульманского права. Оно регулирует те сферы, которые для европейского юриста находятся за пределами правового регулирования. В большой части нормы права имеют обязывающий характер и, как следствие, характеризуются императивным воздействием на общественные отношения. Своеобразными являются источники мусульманского права. Основной источник – Коран, священная книга мусульман. Далее, идёт сунна – жизнеописания пророка Мухаммеда. Третий источник, иджма – общее решение мусульманской общины, религиозный и правовой авторитет которого основан на сунне. Четвёртый источник, кийяс – это суждение по аналогии, когда в сходных случаях применяются нормы, зафиксированные в Коране, сунне или иджме.

Особое место среди источников мусульманского права занимает правовая доктрина. Можно сказать, что само это право сформировали исламские правоведы, на протяжении VII—X вв. создавшие обширную систему религиозно-юридических комментариев и сборников фетв, в которых толковались положения Корана и сунны.

Возрастающие темпы общественного развития, влияние европейского права приводят к увеличению удельного веса в системе источников нормативно-правовых актов. Во многих мусульманских странах были созданы кодексы европейского типа. В разных странах более или менее чётко прослеживается отраслевая структура права.

Индусское право. Индусское право характеризуется тесной связью с религией и традициями народов, исповедующих индуизм. Как и в случае с мусульманским правом индусское право является составной частью религиозных представлений людей. Индусское право не является правом страны, это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др.

Индуизм это сложнейшая система религиозных, социальных, философских взглядов.

Основой индуизма является кастовое деление общества. Всё общество делится на четыре касты, каждая из которых занимает своё место в социальной иерархии, свою систему прав и обязанностей. Первая каста – брахманы (священнослужители), затем – кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Помимо каст выделялись ещё неприкасаемые, это своего рода изгои общества, социальное назначение которых – наиболее тяжёлая и грязная работа. Переход из одной касты в другую возможен только после смерти – в следующей жизни.

Древнейшим источником права в индусской правовой системе являются веды – сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданные во втором тысячелетии до нашей эры. Важными источниками права являются также дхармашастры – своды правил поведения, авторство которых приписывают знаменитым учёным. Следующим источником права являются комментарии дхармашастр в различных сборниках.

Община сама выбирает дхармашастры и сборники её комментариев. Кроме того, в качестве источника права очень широко используются обычаи. В силу этого некоторые авторы относят индусское право к традиционным (обычным) правовым системам. Однако, это не совсем так. Масса правовых норм содержаться в обычаях, но господствует всё же религиозная доктрина и, в основном, в соответствии с ней толкуются обычаи.

Будучи религиозно-традиционной правовой системой индусское право состоит, главным образом, из обязывающих норм, идея прав человека ему не знакома.

Судебные решение и нормативные предписания светских правителей не считаются обязательными источниками право, но, с другой стороны индусское право требует повиновения приказам властей.

Господство англичан оказало существенное влияние на традиционные правовые институты. Отношения собственности, обязательственные отношения постепенно оказались под регулирующим воздействием общего права, но наследственное и семейное право не претерпели существенных изменений. Следует отметить, что хотя количество судебных прецедентов постоянно увеличивалось, прецедент не стал традицией индусского права.

После провозглашения независимости в 1947 году наступление на индусское право пошло ещё более интенсивно. В 1950 году была принята Конституция, которая отменила кастовое деление и основанное на нём неравенство. Далее, в течении нескольких лет в сфере семейного и наследственного права были приняты кодексы, которые существенно изменили правовой статус семьи и его различных членов: Закон о несовершеннолетних и опеке (1953 г.), Закон о браке (1955 г.), Закон о наследовании (1956 г.), Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи (1956 г.) и др.

Но индусское право сохраняет своё важное значение. Этому имеются несколько причин. Сама Конституция закрепляет право религиозных направлений осуществлять руководство в религиозных вопросах, основывать и содержать заведения в религиозных или благотворительных целях. А это означает, что каста может налагать наказания на своих членов за нарушения религиозных предписаний. Но главная причины устойчивости индусского права – это природа индуизма и консерватизм мышления его носителей. Огромные массы сельского населения просто не исполняют принятые законы, продолжая руководствоваться религиозными правилами и обычаями.

 

Дальневосточное право характерно для некоторых народов Дальнего Востока, в частности, для Китая и Японии. Важнейшей отличительной чертой данной правовой системы является отношение людей к праву как к регулятору общественных отношений, определённой социальной ценности. Для всех вышерассмотренных правовых систем в большей или в меньшей степени характерно рассмотрение права как безусловной социальной ценности, опоре общественного строя. В правовых системах стран Дальнего Востока право не пользуется авторитетом. Обращение к праву, к правосудию является ненормальным, оно существует для иностранцев и для преступников, поэтому чаще всего, особенно в Японии право ассоциируется с уголовным правом.

Человек в своём поведении должен следовать не правовым нормам, а традициям, стремлением к гармонии. Добропорядочный гражданин должен стремится к бесконфликтности, а если конфликт произошёл, то его следует решить внесудебным способом – примирением, полюбовным соглашение. Если дело всё же дошло до суда, то оно в подавляющем большинстве случаев заканчивается примирением.

Развитие капитализма в Японии, влияние американского права после Второй мировой войны, привело к тому, что массив законодательства существенно увеличился, были принята Конституция (1946 г.), закон о компаниях, антитрестовское законодательство, реформирован уголовный процесс (1948 г.). В Японии сложилась кодифицированная система, основу которой составляют шесть кодексов (уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, торговый и др.).

В Китае складывание законодательства связано с построением социализма и с экономическими реформами, которые проводятся с начала 80-х годов. В 1949-1957 гг. были приняты некоторые временные конституционные акты, закрепившие общественный и государственный строй. В период «культурной революции» (1957-1976 гг.) правовые основы государства не развивались, мало того, им был нанесён существенный ущерб. Последовавшие затем кардинальные экономические реформы привели к гигантскому экономическому росту и, как следствие, к бурному законотворчеству. В 1982 г. была принята Конституция, затем Избирательный закон, Закон о судах, законы об иностранных инвестициях, о совместных предприятиях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и мн. др.

Складывание в этих странах законодательства, отвечающего требованиям современного государства, развитой экономики, сочетается с традиционными представлениями людей о должном поведении и способах разрешения споров.

Система обычного права. В ряде стран центральной и южной Африки, на Мадагаскаре сохраняются родо-племенные отношения. Экономика этих стран характеризуется отсталостью, её основу составляет сельское хозяйство, характеризующееся низкой производительностью труда. Основой социального строя во многом остаются кровнородственные связи между членами трибы, рода, деревни. Управление на местном уровне в большой степени осуществляется традиционными институтами: старейшинами, советами старейшин. Представления людей об окружающей природе, отношение к умершим предкам отличаются мифологическим характером.

В этих условиях основным источником права является правовой обычай, причём разные народности имеют свои обычаи. Для обычного права характерна тесная взаимосвязь правовых и моральных норм.

Основной субъект права для обычного права не индивид, а группа (семья, род и т.п.). Если речь идёт о браке, то он имеет форму брачного договора заключённого между двумя семьями, а не мужчиной и женщиной. Наследниками имущества также часто становится не конкретное лицо, а семья. Землёй владеет обычно тоже сообщество, а не отдельный человек. Данный принцип распространяется и на институт юридической ответственности: за проступок отдельного члена несёт ответственность вся группа.

Общинный характер жизнеустройства обуславливает основную функцию суда как органа примирения, обеспечивающего устойчивость, единство группы. Главное – не покарать виновного, наказать зло, а восстановить мир и согласие рода, семьи, иного сообщества.

Суды, арбитражи состояли из старейшин, вождей, иных влиятельных членов семьи.

Колонизация привела к внедрению в правовые системы соответствующих народов элементов континентального и общего права. В колониях были созданы колониальные суды с судьями европейцами, которые рассматривали дела на основе права метрополий и колониального права. Право метрополий и колониальное право стало постепенно доминировать в сфере административного, уголовного и торгового права. Обычное право по-прежнему регулировало земельные, семейные и наследственные отношения.

Национальная независимость привела к тому, что колониальное законодательство постепенно потеряло своё значение, но и сфера действия обычаев неуклонно стала сужаться. В молодых африканских государствах стали повсеместно приниматься конституции, кодексы, крупные законы. Причём в процессе их принятия очень часто воспринимались прогрессивные правовые институты европейских государств. В то же время обычное право сохраняется, ему везде придаётся большое значение, в некоторых странах предпринимаются попытки кодификации обычаев, их компиляции в действующее законодательство.

 

 



2015-12-07 1695 Обсуждений (0)
Виды (типы) правовых систем современности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды (типы) правовых систем современности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)