Признаки: общие, специфические
1. Общие признаки права характеризуют его как один из соц. Регуляторов: - право состоит из нормативных установок, т.е. являет собой совокупность правил поведения. - право основано на идеях справедливости и свободы. - право призвано регулировать общественные отношения. 2. Специфические признаки характеризуют право как уникальный, практически единственный соц. Регулятор: - право представляет собой возведенную в закон волю народа. - право характеризуется системностью норм; - право характеризуется формальной определенностью. - Право отражено в юр.актах. Право обеспечивается государством: - создается гос-вом; - реализуется при помощи гос-ва; - охраняется гос-вом. 45. Соотношение права и морали. Право в объективном смысле — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, долга, достоинства – называют нормами нравственности. Соотношение НП и морали включает в себя 4 компонента: - единство - различие - взаимодействие - противоречие. Единство выражается: - одна цель – социализация общ-ва; - один объект регулирования – общественные отношения; - определяют границы должного и возможного в поступках субъектов общ-х отношений. Право – это возведенная в закон мораль. Различие права и морали: - правовые нормы создаются или санкционируются, отменяются, изменяются только гос-вом, а нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деят-ти людей; - за правовыми нормами стоит аппарат гос.принуждения, при этом юр. нормы, закрепленные в законах носят общеобязательный характер, а мораль опирается на силу общ-го мнения, и нарушение норм морали не влечет наказания от гос.органов; - ПН закрепляются в юр.актах гос-ва, систематизируются, а нравственные нормы возникают и сущ-ют в сознании людей; - противоправные деяния влекут за собой юр.ответственность, которая носит процессуальный хар-р, при нарушении норм морали применяются меры ответственности в форме общественного воздействия (порицание, осуждение); - нормы морали гораздо больше правовых норм вмешиваются в общ-ю жизнь; - право регулирует наиболее важные общ-е отношения, а мораль почти все; - мораль возникла в общ-ве значительно раньше права. Взаимодействие морали и НП: - требования морали и права совпадают, т.е. мораль осуждает совершение правонарушений и преступлений; - право основывается на нормах морали и нравственности (Н-р во многих ст. Конст они сливаются воедино. Человек не может нарушить закон не нарушая правила морали). Противоречие: - различные методы регулирования, подходы при оценке поведения субъектов общ-х отношений; - нередко возникают случаи что закон разрешает, а мораль запрещает и наоборот. Судебный иск может быть удовлетворен, олнако мораль остается на противоположном месте. - данные соц. категории развиваются неравномерно. Право несколько отстает от жизни. Даже самое современное зак-во содержит пробелы в праве, недостатки; - мораль несколько опережает право, но иногда юр.нормы служат для морали ориентиром, и могут оказывать на нее опережающие действия. 46. Принципы права: понятие и классификация. Принципы права – это основные идеи или базовые положения, определяющие основные начала возникновения, развития и функционирования права. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т. п. Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права; Их особенность в том, что при пробеле в праве и при невозможности применить аналогию закона, должностные лица при разрешении конкретных юр. дел могут полагаться на общие принципы права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: 1. Принцип неотвратимости ответственности; 2. Принцип состязательности; 3. Принцип гласности судопроизводства; 4. Государственный язык судопроизводства; 5. Осуществления правосудия только судом. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве: — принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип свободы договора; в уголовном процессе — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда и т. п. 47. Основные типы правопонимания (нормативистский подход). Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Существуют различные типы правопонимания: естественно-правовая школа, социологический, нормативный (позитивный) подход, марксистский. Я расскажу о нормативистском. Завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие – 18-19 в. Основные идеи: 1) право - это система (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Право не может существовать без гос-ва, а гос-во без права. 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. 4) право – позитивное право. Достоинства: - подчеркивается нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юр.силы; - нормативность связана с формальной определенностью права; - признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму; - справедлива и актуальна, гос-во определяет правило поведения. Слабые стороны: - отрицается возможность участия граждан. Игнорирование прав личности, нравственных начал юр.норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.. Недооценивается связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т. е. излишне "очищают" от них право; - преувеличена роль государства в установлении эффективных юридических норм. 48. Основные типы правопонимания (естественно-правовой подход). Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Существуют различные типы правопонимания: естественно-правовая школа, социологический, нормативный (позитивный) подход, марксистский. Я расскажу об естественно-правовом подходе. Логически наиболее завершена в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие. Начало из Древней Греции. Основные идеи: 1) разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения). Естественное право не явл-ся правом в юр. смысле, оно представляет собой идеи, идеалы, концепции и т.д. Но говорить о сущ-нии права в гос-ве можно только тогда, когда право позитивное полностью основано на естественном праве. Не правовой закон – закон, который не отражает права человека; 2) отождествляется право и мораль (справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы) – представляет интересы личности; 3) источник прав человека находится не в зак-ве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от бога. Достоинства: - это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; - в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т. е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.; - провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чиновников и гос. структур. Слабые стороны: - теряется четкий критерий законного и противозаконного, т.к. у разных людей не одинаково представление о справедливости и равенстве; - право идеализировано, смыты границы - а все ли относится к праву. 49. Основные типы правопонимания (социологический подход). Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Существуют различные типы правопонимания: естественно-правовая школа, социологический, нормативный (позитивный) подход, марксистский. Я расскажу о социологическом подходе. Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев, Гревцов и другие. Согласно данной теории право – это ничто иное как общ-е отношения, требующие гос.регулирования. Существует право в книгах и право в жизни. Право в книгах отражает право в жизни. Основные идеи: 1) разделяют право и закон. Право воплощается в реализации законов; 2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физ. и юр. лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория "живого" права; 3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества; 4) Приоритете создания права не государству, а людям, ради кого оно и существует. Достоинства: - практическая реализация права; - приоритет отдается обществу как к производителю права; - ограничение государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Слабые стороны: - теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, при реализации законов, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; - в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц; - не учитывается возможность отражать интересы всего общества в рамках одного гос-ва. 50. Социальное назначение и функции права. Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. Главное предназначениеправа состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках. Общесоциальные: - социальная – регулирует соц. отношения, поддержка неимущих граждан. - экономическая – предполагает воздействие права на экономические отношения путем определения форм собственности, формирование в законах кредитно-денежной политики и т.д. Гос-во не может повлиять, только удерживать. - политическая – предполагает воздействие права на политические отношения путем правовой регламентации политической деятельности партий и движений, взаимодействия их с гос-вом; - воспитательная – характеризуется воздействием права на мысли и чувства субъектов правоотношений, вырабатывает уважение к закону, законодательству. Право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения; - коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физ. или юр. лицами). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции (регулирует и охраняет эти правоотношения. - Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, эту функцию обеспечивают правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. - Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д. 51. Соотношение понятий «источник» и «форма» права. Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Источник права – это понятие многоаспектное и может рассматриваться в: - материальном смысле - здесь источником права будут считаться обществ-е и экономич-е отношения, т.е. те отношения, которые требуют правового регулирования (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п.); - идеальном смысле –т.е. право может возникать благодаря мыслям, взглядам, идеям, идеалам, которые в последствии воплощаются в законы гос-ва (различные правовые учения и доктрины, правосознание). Под источником права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Формы права рассматриваются в юридическом смысле – это то, в чем право может воплощаться в реальной жизни, т.е. это способы выражения и закрепления правовых норм, придание им общеобязательного хар-ра. Формы права — это способ выражения правовой нормы вовне и воплощения ее в официальной фиксации. Следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма - формальная определенность нормы, организация по отраслями институтам. Внешняя форма – способы установления правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней силой нормы получают юридическую силу. - правовой обычай; - судебный прецедент; -НПА; - Нормативный договор (нормативного содержания). 52. Понятие и виды источников права. Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве. Источник – это основные начала, исходные положения. Существуют различные трактовки понятия «источник права». Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то под источником права понимают – волю законодателя, правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства, справедливости, которым должно следовать право. Источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются: - законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами гос власти или референдумом; - общепризнанные принципы и нормы международного права; - юридический прецедент; - религиозные источники (священные писания, книги, трактаты); - правовой обычай; - нормативно-правовой договор; - доктрина или юридическая наука. 53. Юридический обычай как источник права. Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Он был распространен в эпоху Древнего мира и Средневековья (Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Законы Ману, Русская правда, Салическая Правда). Обычаи возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, «уступая дорогу» другим, более востребованным. Общеобязательность дает статус юридического обычая. Юридический обычай –это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения, и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Но не каждый обычай выступает в качестве источника права, а только правовой. Правовой обычай— это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения. Но если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то это уже будет норма НПА. Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями: - носят локальный характер; - тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права); - их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках; - их применение обеспечивается санкцией государства; - отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики. Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юр. Силу и становятся общеобязательными, а также обеспечиваются в случае их нарушения гос.принуждением. В то же время неправовые обычаи, не обладая юр. силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям: а) содержать в себе нормы, которые "основываются на правовом убеждении" и проявляются" в более или менее частом применении"; б) не противоречить разумности; в) не нарушать добрых нравов; и г) "не иметь в своем основании заблуждения". По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами права, становились второстепенными источниками права. С возникновением крупных гос. образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими НПА еще больше ускорился. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно, когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.). Англия – страна, где обычаям уделяется самое большое значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, которые могут быть даже источниками конституционного права. 54. Юридический прецедент как источник права. Под юридическим прецедентом понимается вынесенное решение судебного органа или административного органа впервые, которое становится основой для принятия решения нижестоящих. Решение по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами). Наиболее распространенным является судебный прецедент. Наличие последнего свидетельствует о том, что в странах, где прецедент признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. Прецедент используется как один из основных источников права в правовых системах Англии, Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран. Подобие есть и в РФ (Пленумы ВС РФ) – Акт толкования. В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается гос. принуждением. По отношению к закону прецедент находится в "подчиненном" положении. Это проявляется, в частности, в том, что "законом может быть отменено действие судебного решения", и в том, что "суды полагают себя обязанными придавать силу законодательному акту, когда считают его принятым в надлежащем порядке". При этом прецедент как источник права зарождается только в том случае, если данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе. В противном случае, суд действует как правоприменитель, но, отнюдь, не как законодатель. Иными словами, суд только применяет существующие уже в законе нормы права, но не творит новые, создавая прецедент. 55. Нормативный договор как источник права. Нормативный договор (договор нормативного содержания)— соглашение двух или более сторон, об установлении, изменении, прекращении взаимных юридических прав и обязанностей. Такие договоры бывают внутригосударственными (в трудовом, конституционном, гражданском) и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО). В развитом обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Для нормативных договоров, как особых видов договоров, характерны следующие основные черты: -предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений; - добровольность заключения – свободное волеизъявление сторон; - равенство сторон как партнеров; -заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей; - охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права; -распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц; - рассчитаны на неоднократное применение; - как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер); - взаимная ответственность сторон; -содержащиеся в них требования обязательны для исполнения; -продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений; -содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие); -при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах РФ — конституционные или уставные). Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия. В предметы ведения федерального центра включаются наиболее важные вопросы гос. жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, введение особых правовых режимов и т. д. К исключительному ведению субъектов федерации отнесены: вопросы организации деятельности территориальных органов власти; обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка; охрана окружающей среды и т. д. К предметам совместного ведения отнесены вопросы, решение которых необходимо, соблюдая баланс интересов, решать на различных управленческих уровнях в силу их специфического характера. Международный договор – это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Коллективный договор – правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия. В гражданском праве – это договор купли-продажи, подряда, перевозки. 56. Система источников права современной России. Россия относится к Романо-германской правовой семье, поэтому основным источником является НПА. НПА -это документ, изданный компетентным, правотворческим органом, содержащий в себе НП. Помимо НПА в России сущ-ет правовой обычай ( ТК, КТМ) и нормативно-правовой договор (внутригосударственный, международный). Судебные прецеденты не присутствуют. НПА делятся на законы и подзаконные акты. Закон — это НА, принятый в особом порядке органом зак-й власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные общ-е отношения. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и гос.устройства, учреждающий федеральные ОГВ; 2) ФКЗ — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) ФЗ — акты текущего зак-ва, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных ОГВ; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос.управления; 5) НА муниципальных (негосударственных) органов; 6) локальные НА — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). О правовых обычаях говорится в ГК и процессуальных нормативно-правовых актах. 57. Нормативно-правовой акт: понятие и признаки. НПА- это документ, изданный компетентным, правотворческим органом, содержащий в себе НП. НА занимает особое место в системе ПА. Его следует отличать от актов применения и толкования права. НПА – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов гос власти и управления или всенародным волеизъявлением, в котором содержатся нормы права. НПА – решение правотворческих органов о создании, отмене, изменении норм права. Признаки: - НПА – это результаты правотворческой деятельности компетентных гос.органов и должностных лиц, а так же уполномоченных на то общ-х организаций. ( Правотворческая деят-ть – это Министерство, Президент, Правительство, Госдума; законотворческий процесс – круг уже). Муниципальные органы власти могут издавать НПА (решение о проведении досрочных выборов в каком-нибудь мун. образовании, и распространяет свою власть на эту территорию). НП может издаваться не только гос-вом. поэтому гос-вом не охраняется, не регламентируется, не издается.. - НПА имеет строго определенную законом форму. Н-р Закон, Указ, Решение, Постановление. - НПА распространяет свое действие на неопределенное кол-во субъектов, т.е имеет неперсонифицированный характер. Если акт распространяется на отдельную персону, то он не является НПА. - Рассчитаны на постоянное или длительное действие. 58. Классификация нормативно-правовых актов. НПА- это документ, изданный компетентным, правотворческим органом, содержащий в себе нормы права. По юридической силе: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и гос.устройства, учреждающий федеральные ОГВ; 2) ФКЗ — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) ФЗ — акты текущего зак-ва, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных ОГВ; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос.управления; 5) НА муниципальных (негосударственных) органов; 6) локальные НА — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты: - государственных органов (Президент, Правительство); - иных соц. структур (муниципальных органов, профсоюзов, АО, товариществ и т. п.); - совместного характера (гос.органов и иных соц. структур); - принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия НА делят на: - общефедеральные; - акты субъектов РФ; - акты ОМС; - локальные НА. В зависимости от срока действия существуют НА: - неопределенно-длительного действия; - временные. По отраслям: - административные; - конституционные; - гражданские НА. 59. Закон: понятие, признаки, виды. Закон – акт, изданный в особом порядке. Закон — это НА, принятый в особом порядке органом зак-й власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные общ-е отношения. Содержат нормы первичного характера. Подзаконные нормативно-правовые акты – акт, изданный для исполнения законов. Признаки закона: 1) принимается только органом зак-й власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется К. РФ и Регламентами палат ФС РФ; 3) должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юр. силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общ-е отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных НА, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по их юр. силе (К. РФ, ФКЗ, ФЗ, закон субъектов федерации); - по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или зак-м органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.); - по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы. 60. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. НПА- это документ, изданный компетентным, правотворческим органом, содержащий в себе нормы права. НПА действуют во времени, пространстве, по кругу лиц. Я расскажу о действии в пространстве. Действие НПА в пространстве определено территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается часть земной поверхности в пределах гос. границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом и чужих территориальных водах, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. ФКЗ, ФЗ, Указы Президента, Постановления Правительства – действуют на всей территории РФ. НПА, принимаемые субъектами РФ, действуют на территории этих субъектов. НПА органов МС – в пределах административно-территориальных единиц, на которых распр
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |