Правовая культура: понятие, структура, показатели
Существует несколько подходов к понятию культуры: – антропологические, согласно которым культура – это совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа; – социологические, согласно которым культура – это совокупность всех духовных ценностей; – философские, согласно которым культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Таким образом, правовая культура– это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере. Выделяют следующие виды правовой культуры: 1) правовая культура общества; 2) группы; 3) личности. Правовая культура общества определяется следующими показателями: – уровнем правосознания граждан и должностных лиц, их убежденностью следовать предписаниям правовых норм; – уровнем совершенствования законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость); – уровнем законности и правопорядка; – уровнем работы правоприменительных (правоохранительных) органов; – уровнем развития юридической техники; – уровнем правотворческой и правореализующей культуры. Уровень развития правовой культуры личности имеет следующие показатели: – знание и понимание права; – уважение права в силу личного убеждения; – привычка поступать в соответствии с законом; – правовая активность. Профессиональная культура юриста включает в себя несколько элементов: – правовую культуру; – этическую (нравственную) культуру; – политическую культуру. Содержание профессиональной культуры юриста составляют: 1) профессиональное знание правовых, политических и нравственных норм, принципов и т.д.; 2) профессиональное отношение к нормам права и практике их применения (солидарность с ними, убеждение в справедливости, необходимости); 3) профессиональное умение, приемы и навыки (применительно к методике, тактике и технике); 4) привычка соблюдать закон; 5) профессиональный этикет; 6) научная организация труда. Основные этапы воспитания профессиональной культуры юриста: 1. Приобретение знаний. 2. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций. 3. Формирование навыков и привычек поведения. Система правового воспитания личности
Правовое формирование личности(правовое воспитание в широком смысле слова) – это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание(в узком смысле слова) – целенаправленный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Перед правовым воспитанием стоят следующие основные задачи: 1) сформировать знания о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения; 2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку; 3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике; 4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями; 5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. Особенности правовоспитательного процесса: – система правовых норм выступает его исходной базой; – установленные государством предписания, дозволения и запреты доводятся до сведения граждан; – он опирается на возможность государственного принуждения; – его воздействие осуществляется на всех субъектов права: как добропорядочных, так и правонарушителей; – осуществляется в специальных правовых воспитательных формах с использованием специфических средств и методов; – осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку. Система правового воспитания –это совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс. Она включает в себя следующие элементы: – субъекты,т.е. воспитатели; – объекты,т.е. воспитуемые; – правовоспитательные мероприятия, т.е. формы, средства, методы. Выделяют следующие виды правовоспитательных форм: 1) профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля); 2) правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные городские консультации и т.д.); 3) правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры). Виды правовоспитательных средств: – материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); – устные (лекции, беседы, семинары). Методы правового воспитания: – убеждение; – принуждение.
Темы pефеpатов 1. Пpотивоpечия между пpавосознанием и юpидическими ноpмами. 2. Пpоблема деидеологизации пpавосознания и юpидический нигилизм. 3. Индивидуальное и гpупповое пpавосознание: единство и pазличия. 4. Пpавовая культуpа и юpидическое обpазование.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1794)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |