Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма правления в современном Российском и советском гос-вах: общее и особенное



2015-12-07 628 Обсуждений (0)
Форма правления в современном Российском и советском гос-вах: общее и особенное 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма гос-ва – это способ орг-ции и осущ-ния гос власти. Составляющие формы гос-ва: форма правления; форма гос устройства; гос-правовой режим.

Форма правления – орг-ция верховной власти гос-ва, то есть устройство высших органов гос власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в гос-ве, кто осущ-т верховную власть.

Президентская республика – высшим должностным лицом явл-ся президент, обладающий полномочиями главы гос-ва и прав-ва. Признаки: прав-во формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина). Признаки:

1. в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;

2. президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа;

3. президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, кот несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

Достоинства: стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику гос-ва, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Недостаток в чрезмерной концентрации власти в руках одного человека – президента. Отсюда воз-ть злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

В связи с определенными достоинствами недостатками вышеописанных форм правления, во многих государствах используется смешанная форма правления с элементами президентской и парламентской республик. Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).

РФ – демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.

Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей).

Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой.

Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержа­ние оптимального соотношения между деятельностью феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Фе­дерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации о раз­граничении предметов ведения и полномочий.

Децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов уравновешиваются заложенными в Консти­туции принципами, гарантирующими: незыб­лемость территориальной целостности гос-ва; равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам гос власти; единство основ гос строя (соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и де­нег по всей тер-рии гос-ва; верховенство фед зак-ва; недопустимость действий, направ­ленных на одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия м/у органами гос власти РФ и органами гос власти ее субъек­тов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совмест­ного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ.

Политический режим (имеет нестабильный переходный хар-р) – либерально-демократический режим, несущий на себе печать тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка).

Законы не стали повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, не отработаны проце­дуры прямого применения Конституции правоохранительными орга­нами.

Судебные органы, становясь на позицию пря­мого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеоб­разные судебные прецеденты.

Специфика российской государственности:

В содержании функций российского государства возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.

Отказ от приоритета интересов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естественных прав человека, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц.

Посвоей сути современное Российское государство представляет переходный тип государства, который расстается с реликтами советского социалистического государства и эволюционирует в сложных и противоречивых процессах в направлении либерально-демократического государства. В том же направлении эволюционируют, пройдя через «бархатные», «мягкие» революции, и все европейские государства бывшего социалистического лагеря, содружества.

Новые социальные силы: класс предпринимателей, частных собственников, интеллигенция, квалифицированные работники («белые и синие воротнички»), фермеры – формируют в борьбе с отживающей, бывшей партийно-советской, хозяйственной номенклатурой политические и экономические государственные структуры, которые должны выражать и защищать интересы новых социальных сил.

Форма правления в современной России – смешанная – элементы президентской и парламентарной республик со значительным доминированием первой (по Конституции РФ «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»).

Политический режим в настоящее время имеет нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается как критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ..

Российское государство стимулирует в настоящее время (налоговые льготы, кредиты) производство, инвестиции в него. Однако надо признать, что налоговые системы еще весьма далеки от нормального устройства, налогоплательщик еще не стал основной фигурой налоговой системы, основным субъектом во взаимодействии «гражданин-государство».

В современной России большое значение приобретают образовавшиеся финансово-промышленные группы, их борьба за сферы влияния, переделы собственности. В такие группы входят коммерческие банки, крупные акционерные общества, производственные предприятия. И у государства возникает новая функция: примирять столкновения этих финансово-промышленных групп, когда они выходят за рамки разумной конкуренции и ведут настоящие войны в процессах приватизации. Государство также должно обеспечивать и контролировать поступления налогов от этих групп, противостоять их попыткам подменить государственные интересы своими групповыми интересами и т.п.

Особенно большое значение в условиях перехода к рыночной экономике приобретает функция обеспечения социальной защищенности граждан. Для осуществления этой деятельности в современном Российском государстве созданы специальные государственные структуры, призванные координировать работу местных служб социальной помощи, а также оказывать активное влияние на политику правительства но отношению к малоимущим. Вопросами социальной защищенности занималось специально созданное Министерство социальной защиты населения России.

Имущественная дифференциация в российском обществе существовала и ранее, но в последние годы она резко усилилась. А с либерализацией (освобождением) цен приобрела особенно острые формы. В принципе, социальное расслоение общества – явление естественное и неизбежное. Уравнительная тенденция, присущая тоталитарному государству, не стимулировала энергию, предприимчивость людей и не побуждала их к улучшению результатов своего труда. Однако государство не должно допускать обогащения одних за счет ограбления других. Правомерна лишь такая дифференциация, при которой все доходы получены законным путем и в основном заработаны трудом, умом, прилежанием, инициативой, предприимчивостью.

К функции социальной защищенности граждан тесно примыкает функция поддержки здравоохранения. В условиях рыночной экономики, а также и перехода к ней государство не в состоянии полностью обеспечивать государственную систему бесплатной медицины, т.к. не имеет для этого материальных возможностей. Поэтому неизбежен переход к системе медицинского страхования, конечной целью которого является создание такой системы организации медицинской помощи, которая бы обеспечивала ее своевременность и повышение качества диагностики и лечения.

Характерный для современной эпохи научно-технический прогресс (информация, атомная промышленность, другие новые технологии), вызванный им рост масштабов воздействия человека на природу сопровождается негативными последствиями: истощением сырьевых ресурсов, загрязнением почвы, атмосферы, водной среды, превышением естественного радиационного фона и т.п. Подобные явления в целом представляют ухудшение среды обитания, качества жизни людей и неизбежно влекут повышение заболеваемости и смертности, создают демографический кризис. В связи с этим приоритетное значение приобретает экологическая функция Российского государства, или, как ее еще называют, функция охраны природы или окружающей среды.

 

Билет 47.



2015-12-07 628 Обсуждений (0)
Форма правления в современном Российском и советском гос-вах: общее и особенное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма правления в современном Российском и советском гос-вах: общее и особенное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)