Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная власть как вид социальной власти



2015-12-07 501 Обсуждений (0)
Государственная власть как вид социальной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………... 5

Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

§ 1. Предмет и методология теории государства и права . . . . . . . ………. …….8

Раздел II. Государствоведение

§ 2. Происхождение, понятие и сущность государства. . . . . . . . . . . ………….. 10

§ 3. Государственная власть как вид социальной власти . . . . . . . ………. . … .13

§ 4. Государство в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . ………..…16

§ 5. Функции государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. ... .20

§ 6. Механизм государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . … .22

§ 7. Форма государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . ….24

§ 8. Правовое государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . …29

§ 9. Типология государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . ...31

Раздел III. Правоведение

§ 10. Происхождение, понятие и сущность права………………….…....34

§ 11. Право в системе социального регулирования. . . . . . . . . …………... 42

12. Правосознание и правовая культура. . . . …………… . . ……… . . … .46

§ 13. Правовое воздействие и механизм правового регулирования. …51.

§ 14. Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов. 58

§ 15. Норма права. . . . . . . . . . . . ………………………………………………..65

§ 15. Формы (источники) права. . . . . . . . . . . . …………………...…………..73

§ 16. Система права. Основные правовые системы современности. . ..83

§ 17. Правовые отношения. . . . . . . . . . . . ……………………………………...88

§ 18. Реализация права. . . . . . . . . . . . ………………………………………….98

§ 19. Правоприменительная деятельность…………………………….....104

§ 20. Толкование норм права. Пробелы в праве и способы их восполнения…………………………………………………………………109

§ 21. Правомерное поведение……………………………………………...123

§ 22. Правонарушение………………………………………………………128

§ 23. Юридическая ответственность……………………………………...135

§ 24. Формальное и сущностное понимание законности………………142

Список литературы рекомендуемой для изучения………………………..……149

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовые и политические учения прошлого включены во всемирно-исторический процесс определения формы и содержания различных социальных явлений, немаловажными из которых являются право и государство. Формирование правоведческой и государствоведческой наук проходило практически параллельно, также как и возникновение самих государства и права.

Еще в Древнем мире сложились представления о праве как определенном регуляторе человеческого поведения, который являлся проявлением сверхъестественных сил, проявлением божественной справедливости. Однако наблюдения за практической политической жизнью показали, что нормы права формулируются, изменяются и отменяются без всякого вмешательства извне. Тезис софиста Протогора: «Человек есть мера всех вещей» положил начало учениям о праве как мере поведения, устанавливаемой самими людьми. Софистами, Сократом, Аристотелем и римскими юристами была заложена школа естественного права. Учение о государстве в Древнем мире также связанное с именами Сократа, Платона и Аристотеля, базировалась на политической добродетели (социальной справедливости). С точки зрения политической добродетели, с одной стороны, оценивались реально-существующие государства, а с другой – создавались проекты идеального государства, воплощающего этический принцип добродетели. Этический подход сочетался в указанных учениях с исследованием социально-экономических условий устойчивости государства, предотвращением в нем внутренней борьбы. Государство образуется, как считал Аристотель, ради «общего блага» «благой жизни», которая возможна лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство по мнению античного философа должно, кроме того, удовлетворять необходимые потребности граждан.

В средние века наука о праве и государстве складывалась в условиях теократического государства, которое противопоставляло реально существующие государственно-правовые явления идеальному "небесному" сообществу, подчиненному естественному праву, которое в свою очередь обусловлено божественным разумом. Государство («земной град») по мнению Августина Блаженного не знает подлинной справедливости и поэтому представляет собой magna latrocinia – шайку разбойников в больших размерах.

Фома Аквинский в свою очередь полагал, что сотворенное по воле Бога государство может выступать против его заветов, а естественное право служит связующей нитью между Богом и человеком, образуя незыблемый фундамент существующего правопорядка. Этот богословский (теологический) вариант теории естественного права, не потерял актуальности и в наши дни; именно такой его интерпретации придерживается школа неотомистов, до недавнего времени возглавляемая Жаком Маритеном.

В этот же период светские феодалы развили патриархальную теорию государства, зародившуюся еще в античности не без участия Платона, согласно которой все подданные подобно детям должны повиноваться монарху-государю как «отцу». Это типично патерналистское воззрение на государство выразилось в дальнейшем в патримониальном государствоведческом учении. В соответствии с ним государство, его территория, население есть объект собственности монарха. Концепция государства-объекта была общей формой средневекового юридического этатизма, то есть правового попечения государства, на которое переносились теоретические конструкции, почерпнутые из римского права.

В новое время стали закладываться основы современного учения о государстве и праве.

В XV – XVI вв. Николо Макиавелли в своем трактате «Государь» подчеркнул независимость политики от религиозной морали. Жан Боден определял государственную власть как центральный элемент государства, выступающий как единый, неделимый и независимый его признак. Несколько позже Шарль Монтескьё выдвинул теорию разделения властей. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга»[1]. Эта идея обосновывает одну из гарантий правового государства. Учение Монтескье отражало реалии того времени и предполагало компромисс между феодалами и новым сословием (классом) – буржуазией.

В отличие от Монтескьё Жан-Жак Руссо выдвигает теорию народного суверенитета, который един, неделим, неотчуждаем и осуществляется общей волей народа. Теория народного суверенитета исключала компромисс с феодальным дворянством и была связана у Руссо с революционно-демократическими выводами.

Главным направлением правовой мысли в XVII – XVIII вв. была возрожденная и обновленная теория «естественного права» (Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Джеферсон, Томас Пейн, Жан-Жак Руссо и др.). На естественном праве формировалась теория прав и свобод человека и гражданина. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования, а, вступая в общество, люди приобретают гражданские права. Право определяется как мера свободы и становится основой законности, равного участия граждан в управлении государством, равенством перед законом и судом. Выдвинутый лозунг господства права («rule of law») обосновывал теорию правового государства, что означало ограничение деятельности государства, его органов исключительно юридическими рамками, прежде всего законами, принятыми парламентом.

Указанный подход определял государство как юридическое лицо, как субъект права, обладающий тремя основными признаками: территорией, населением и властью. Государственная власть рассматривалась как субъективное право, выражающееся в суверенитете государства. Такое определение и взаимосвязь права и государства, хотя и в различных вариантах, встречается у И. Канта, Г. Гегеля, Г. Еллинека. Тезис Канта о том, что «государство есть соединение множества людей под господством права», является основой для понимания правового государство и в настоящий период.

В середине XIX века начинает формироваться теория экономического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, получившая в последствии название «марксизма-ленинизма», которая объясняла государственно-правовые явления исходя, прежде всего из уровня развития экономических отношений и классовой борьбы. Эта теория получила распространение в Западной Европе, а также и в России, где практически осуществлялась. Развитие «базиса» – экономических отношений – было определяющим для «надстройки», куда входило и государство, и право. Высокий уровень развития экономических отношений, уничтожение частной собственности и ведущая роль пролетариата, как самого передового класса должна была привести через социалистическое государство и право к бесклассовому, безгосударственному реально-идеальному обществу – коммунизму. Государство при этом, по словам Ф. Энгельса, сдается «в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором»[2].

После второй мировой войны оформляется политико-социалистическое направление, в котором проблема власти является центральной и с развитием научно-технического прогресса вырабатывается технорактическая теория власти.

В развитии теории права следует отметить психологическую школу права русского юриста Л. И. Петражицкого, по мнению которого наряду с «официальным правом» действующим во всем государстве, существует и «неофициальное», складывающаяся под воздействием эмо­ций в различных социальных группах. Психологический подход отодвинул на второй план нормативность права, которая была обоснована школой юридического позитивизма (К. Бергбом, Г. В. Шершеневичем и др.) и открыл большие возможности для расширения правотворческих функций судьи. Это приводит в свою очередь к вторичному возрождению естественного права и подчеркивает определяющие значения идеальных, ценностных, этических начал права.

Теории, составляющие доктрину естественного права чрезвычайно разнообразны, но главное заключается в том, что во главу угла ставится человек, его разум, чувства справедливости и свободы.

Характеризуя состояние и перспективы развития науки теории права и государства в современный период, следует отметить, что она рассматривает государство и право как явления, обеспечивающие и охраняющие интересы граждан. При этом государство, не устанавливая и не затрагивая основные права и свободы граждан, строит свою деятельность только на основе права. Право же каждого государства должно воплощать в себе те общечеловеческие ценности, которые закреплены в международно-правовых документах по правам человека.

 

 

РАЗДЕЛ I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

§ 1. Предмет и методология теории государства и права

 

В системе юридических дисциплин теория государства и права занимает ведущее место, так как исследует наиболее общие закономерности государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, теория государства и права как учебная дисциплина непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов. Теория государства и права позволяет обучаемым со строго научных позиций дать адекватную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрыть их действительную сущность, понять их социальное назначение, место и роль в политической и правовой системах общества.

В качестве основных функций теории государства и права как учебной дисциплины традиционно выделяют: образовательную, воспитательную, организаторскую.

Изучение теории государства и права происходит по определенной схеме, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной учебной дисциплины. Предметом же теории государства и права выступают основные и наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования явлений государственно-правовой действительности, их сущность, структура, основные элементы и принципы.

Соотношение теории государства и права как учебной дисциплины с теорией государства и права как науки – это соотношение частного и целого. То есть теория государства и права как наука включает в себя теорию государства и права как учебную дисциплину. При этом теория государства и права как наука первична, а как учебная дисциплина – вторична, поскольку учебная дисциплина содержит только те знания о государственно-правовой действительности, которые имеют прикладную направленность и могут пригодиться практикующему юристу.

Вместе с тем, система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правовой действительности.

Для того чтобы уяснить место теории государства и права в системе наук, необходимо сперва рассмотреть их классификацию. Так существуют науки общественные (гуманитарные) – такие, как философия, социология, политология, юриспруденция; есть науки естественные – физика, химия, биология; а также выделяют еще точные (технические) науки – математика, информатика и другие. Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные (прикладные). К первой группе относится теория государства и права, история государства и права, римское право и т.п. науки; ко второй – такие дисциплины как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, муниципальное право и т.д.; в группу прикладных наук включают криминалистику, криминологию, экспертологию, судебную медицину и иные вспомогательные дисциплины.

Велико значение теории государства и права как науки и учебной дисциплины и для юриспруденции в целом. Теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора обучаемых и развивает интеллектуальный потенциал будущих юристов, прививает им одновременно и правовую, и общечеловеческую культуру.

Вместе с тем теория государства и права как наука представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями. В качестве функций теории государства и права как науки принято выделять: гносеологическую (познавательную) функцию, онтологическую (изучение бытия государственно-правовых явлений), методологическую, эвристическую, прогностическую, идеологическую и системообразующую.

Методология теории государства и права с одной стороны представляет собой учение о методах познания государственно-правовой действительности и правильном их применении, а с другой – совокупность этих методов. Методами науки при этом выступают приемы и способы изучения реальной действительности, научные подходы к ее изучению, общие исходные принципы, на которых базируется наука. Таким образом, можно сделать вывод, что методология теории государства и права – это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Традиционно среди методов теории государства и права выделяют общие методы познания, характерные не только для различных наук, но и для ненаучных сфер человеческого знания – искусства, религии и т.д. (например, такие методы как наблюдение или сравнение). Также разновидностью методов теории государства и права выступают общенаучные методы – методы, используемые если и не во всех науках, то в большинстве из них (это системный, структурный и функциональный методы). Еще одним самостоятельным видом методов теории государства и права являются частнонаучные методы, заимствованные теорией государства и права у других отдельных наук, по которым они и называются (скажем, статистический, социологический или кибернетические методы). Особый вид методов теории государства и права составляют специальные методы, разработанные юриспруденцией для собственных нужд; здесь речь идет о таких методах как формально-юридический метод, метод сравнительного государство - и правоведения, метод государственно-правового моделирования, правовой эксперимент и т.п.

Обобщая, можно сказать, что теория права и государства это:

- фундаментальная историко-теоретическая юридическая гуманитарная (общественная) наука, изучающая такие социальные явления как государство и право;

- общая наука о государственно-правовых формах жизнедеятельности общества;

- наука, изучающая государство и право в их неразрывном единстве и взаимодействии;

- вводная юридическая дисциплина, знакомящая с исходными понятиями и положениями государство- и правоведения;

- методологическая наука, разрабатывающая коренные теоретические положения, направляющая развитие отраслевых юридических дисциплин;

- наука, широко использующая достижения отраслевых и прикладных юридических дисциплин для своего развития.

РАЗДЕЛ II. Государствоведение

§ 2. Происхождение, понятие и сущность государства

 

Рассматривая происхождение государства, следует помнить, что общество возникло гораздо раньше этого социально-политического института. При этом общество в широком смысле есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Происхождение государства как процесс зарождения, возникновения и развития государства осуществлялось в рамках политогенеза. Политогенезом называется определенный вид общественного развития, приводящий (приведший) к образованию государства, а в последствии и возникновению других политических институтов. Государство при этом рассматривается как исторически первый политический институт в истории человечества.

Политогенез условно можно разделить на два основных этапа. Первый этап – потестарный – характеризуется периодом с момента зарождения государственности до возникновения государства в качестве самостоятельного социально-политического института, а второй – политический этап – с момента образования государства и вплоть до настоящего времени. При этом возникновение государства датируется примерно 4 – 3 тысячелетиями до н.э., а развитие политогенеза проецируется на будущее человечества.

При этом в разных обществах процесс происхождения государства протекал по-разному, в результате чего основными вариантами политогенеза стали синтезный и бессинтезный. Бессинтезный вариант политогенеза предусматривает спонтанное зарождение и возникновение государственности в отдельном обществе в силу внутреннего развития определенных социальных тенденций (таких как переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике, наличие прибавочного продукта, имущественное, профессиональное и социальное расслоение населения, рост его численности и т.п.). Синтезный же вариант предполагает возникновение государственности в отдельном обществе под влиянием уже имеющейся государственности других народов, построивших свое государство как бессинтезным, так и синтезным образом.

При этом государство как явление вторичное по отношению к обществу выступает посредником между обществом как субъектом властной деятельности и этим же обществом только уже как объектом управленческого воздействия со стороны государства. То есть общество из субъекта властно-организационной деятельности превращается в объект государственного управления. Государство же, опираясь на общество, на базисные экономические общественные отношения, силы и средства производства выступает элементом «надстройки» (наряду с правом, идеологией и политикой как таковой). Отсюда и зависимость формы государства, его специфики от культурно-исторических особенностей породившего его общества.

Вместе с тем все государства – как древние, так и современные – обладают общими признаками, на основании которых можно вывести обобщенное определение государства как социально-политического института. К таким признакам относят:

- наличие государственного суверенитета, то есть присущее государству верховенство на своей территории (внутренний суверенитет) и его независимость в международных отношениях с другими странами (внешний суверенитет);

- наличие государственной территории – части земного пространства в пределах государственной границы, включающую в себя сушу, воды, недра под ними и воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет государства;

- наличие населения – совокупности физических лиц, постоянно или преимущественно проживающих на территории государства и имеющих с ней устойчивую правовую связь; понятие населения включает в себя граждан (подданных) государства, иностранцев, прибывших на постоянное место жительства в страну, и лиц без гражданства, проживающих на государственной территории;

- наличие постоянно действующих органов управления и принуждения, осуществляющих публичную политическую власть от имени государства в отношении населения страны;

- наличие системы налогообложения населения для сбора средств в целях обеспечения непрерывного функционирования и развития материальной базы органов управления и принуждения;

- правовой характер государственно-властной деятельности как в отношении населения, так и при взаимодействии между различными органами государства.

Также к признакам государства относят такие факультативные (дополнительные и необязательные) черты преимущественно современных стран как:

- наличие государственной символики (флага, герба, гимна и столицы государства);

- наличие государственных вооруженных сил (армии);

- наличие государственной денежной единицы и т.п.

Обобщая основные признаки государства, можно сформулировать и понятие этого явления, которое должно характеризовать любое государство – как современное, так и ранее существовавшее. Представляется, что под государством следует понимать суверенную политико-территориальную организацию публичной власти в обществе.

При этом необходимо помнить, что государство – единственный официальный представитель всего общества (народа) как на международной арене, так и внутри страны.

Что касается сущности государства, то под сущностью какого-либо явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства – значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает. Сущность государства – это то неизменное и главное, что присутствует в любом явлении, относящемся к государству. Таковым (сущностью государства) выступает публичная политическая власть, ее принадлежность, назначение и функционирование.

Принадлежность публичной политической (государственной) власти, как элемента сущности государства, определяется тем, кто является носителем суверенитета в стране – правитель (глава государства, монарх или правящая династия) или же народ.

Назначение государственной власти состоит в том, в чьих интересах эта власть отправляется – в интересах общества (народа) или в интересах правителя (правящей верхушки общества).

Функционирование же публичной политической власти выражается в методах ее осуществления – либо с помощью насилия, принуждения, репрессий, либо посредством демократических процедур, убеждения, компромисса.

Именно такова в общих чертах характеристика государства, его происхождения и сущности.

 

Государственная власть как вид социальной власти

Как отмечалось ранее, сущностью государства является публичная политическая власть, являющаяся разновидностью социальной власти. Социальная же власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. социальная власть сопровождала общество на всех этапах его развития, предшествуя государству. Связано это с тем, что общество – это сложная система, которая нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, в поддержании в работоспособном состоянии; все это достигается с помощью власти.

При этом социальная власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде волевого отношения между людьми. Соответственно, не может быть отношения социальной власти между человеком и вещью, между человеком и животным. Здесь же следует учитывать, что власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Оба они являются участниками или субъектами властеотношения. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Случается иногда так, что властный и подвластный субъекты совпадают (например, первобытное общество), однако чаще всего они различаются, занимая различное положение в обществе.

Также необходимо учитывать, что социальная власть – это интеллектуально-волевое отношение, т.е. навязывание власти и подчинение ей должны носить осознанный характер. Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля выступает важнейшим элементом любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой стороны, подчинение подвластных этой воле.

Таким образом социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Власть можно определить как способность (свойство) одного субъекта подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Социальная власть может быть различных видов; например, власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, родительская, церковная и т.д. Существуют различные классификации власти. Так, согласно одной из классификаций власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Иногда политическая и государственная власть отождествляются, однако следует все же различать эти категории и употреблять понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно её звено – государство.

В зависимости от способа организации власти её можно подразделить на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, то есть опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые чётко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счёт особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определённые цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперёд.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например, криминальные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признаётся власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, то есть власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная – это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой её юридическую характеристику, легитимность – её нравственную оценку.

Отметим, что, несмотря на достаточно обширную характеристику видов социальной власти для нас особый интерес представляет власть государственная, являющаяся разновидностью социальной власти и обладающая поэтому всеми её признаками. Вместе с тем государственная власть имеет и свои особенности. Эта власть:

- во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппараты управления и принуждения, которые распространяют свои полномочия на всех без исключения людей, находящихся на территории данного государства;

- во-вторых, публична. Под публичностью понимается то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчужденным от общества, не совпадающим с ним, находящемся над ним;

- в-третьих, суверенна. То есть обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в том, что выше неё в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли договоры, соглашения и т.п.;

- в-четвёртых, универсальна; она распространяется на всю территорию страны и всё её население;

- в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.

Проводя сравнение характерных черт государственной власти и власти в первобытном обществе, выделяют следующие их особенности.

1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоёв населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно-организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.

3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественной мнение. Государственная власть широко использует юридические санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создаёт специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения – налоги. Родовому строю они были неизвестны.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу. Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определённое искусство управления, то есть осуществлять политику.

Кроме того государственная власть имеет свои, присущие только ей формы и методы осуществления. Форма осуществления государственной власти – это деятельность, в ходе которой реализуются функции государства, а также стоящие перед ним цели и задачи. Принято выделять правовые и неправовые формы. К правовым относятся: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность и судебная деятельность. К неправовым относят организационно-регламентирующую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность, а также организационно-идеологическую.

Методы – это то, каким образом государство осуществляет свою деятельность, совокупность способов, приёмов и средств осуществления государственной власти. Выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод рекомендаций и метод поощрения.

Более подробный анализ форм и методов осуществления государственной власти будет рассмотрен в параграфе, посвященном функциям государства.

 

§ 4. Государство в политической системе общества

 

Общество представляет совокупность различных взаимодействующих систем: политической, социальной, экономической и духовно-культурной. Государство выступает системообразующим элементом политической сферы (политической системы) общества. Политическая система общества – это система взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев и групп, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление. Иными словами, политическая система общества – это совокупность государственных органов, политических объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества.

Помимо теории государства и права политическую систему общества изучает политология. Однако основной предмет исследования теории государства и права – это соотношение и взаимосвязь политики с государством и правом в процессе функционирования и развития последних. Политология же изучает данные процессы сквозь призму политики – участия в государственном управлении делами общества.

Вместе с тем, основной целью существования политической системы является борьба за власть, достижение власти и ее осуществление. Основными же компонентами политической системы общества выступают:

- совокупность политических объединений (государство, политические партии, органы местного самоуправления, профсоюзы);

- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

- политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

- политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Основными объединениями, осуществляющими борьбу за власть, являются политические партии. Основной характеризующий признак политических партий – прямая связь с полит



2015-12-07 501 Обсуждений (0)
Государственная власть как вид социальной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная власть как вид социальной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)