Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательный процесс (на примере Российской Федерации)



2015-12-07 689 Обсуждений (0)
Законодательный процесс (на примере Российской Федерации) 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательный процесс - это совокупность последовательных организационных действий регламентированных конституционными и иными юридическими нормами, результатом которых является принятие закона.

Логическим началом законотворческого процесса является объективная необходимость издания закона, потребность урегулирования той или иной социальной ситуации.

I стадия законотворческого процесса - законодательная инициатива.

Законодательная инициатива - право компетентных органов и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, этот вопрос подлежит обязательному рассмотрению парламентом.

Это право выражается в форме подготовленного законопроекта, который законодательный орган обязан принять к своему производству. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго ограничен. Согласно ст.104 Конституции РФ, им обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний. Они также могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств, ведомств, на научную экспертизу. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы происходит открыто, может освещаться СМИ. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

II стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы и начинается оно с заслушивания доклада представителя субъекта, внёсшего законопроект. На этой стадии документ доводится до нужного качества: устраняются противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трёх чтениях:

- в первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия; заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп и других лиц, приглашённых для участия в обсуждении.

- второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о поступивших поправках и результате их рассмотрения. Далее высказываются возражения, их обоснование. Затем проводится голосование об одобрении или отклонении конкретных поправок. После этого проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, редакционной правки. По завершении этой работы законопроект в течение 7 дней включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов.

- при третьем чтении не допускается внесение поправок и обсуждение его в целом, либо его частей. Только в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

III стадия - принятие закона.

Принятие закона достигается с помощью двух механизмов голосования: простым большинством и квалифицированным. Принятие закона - главная стадия, которая распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой:

- федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос (min. 226 голосов) - ч.2 ст.105 Конституции РФ;

- федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (min. 300 голосов) - ч.2 ст.108 Конституции РФ.

Если принятый Государственной Думой закон подлежит рассмотрению в Совете Федерации (ст.106 Конституции РФ - законы, связанные с вопросами федерального бюджета: федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира), то он в течение 5 дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации.

б) одобрение закона Советом Федерации.

Частью 4 ст.105 Конституции РФ предусмотрено, что «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации».

Ч.2 ст.108 Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации» (min. 134 голоса).

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания РФ могут создать комиссию по устранению разногласий, после чего закон вновь подлежит рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чём направляется уведомление в Государственную Думу.

в) подписание закона Президентом РФ.

Согласно ч.2 ст.107 и ч.2 ст.108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение этого срока отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней (п. "д" ст.84; ч.3 ст.107 Конституции РФ).

IV стадия - опубликование закона.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов регламентируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Все федеральные законы и федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ, в официальных источниках – «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» либо или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

В настоящее время в практику законотворческой деятельности субъектов законодательной инициативы вводится так называемая «нулевая стадия» - согласование законопроекта с фракциями, депутатскими группами, комитетами и комиссиями Государственной Думы ФС РФ с целью успешного и максимально быстрого прохождения законопроекта через процедуру чтений и превращения его в закон.



2015-12-07 689 Обсуждений (0)
Законодательный процесс (на примере Российской Федерации) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательный процесс (на примере Российской Федерации)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)