Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Предмет и методология теории государства и права



2015-12-07 881 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

ФСИН РОССИИ»

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Методические материалы

для студентов 1 курса, обучающихся

по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

 

 

 

ВОЛОГДА


Теория государства и права: Методические материалы для студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 140 с.

 

Составители:

С.А. Софронова – начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент;

Е.В. Кузнецова – старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук;

Е.В. Свинин – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин от «17» сентября 2012 года, протокол № 1.

 

 

Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2012


Содержание

Введение ….............................................................................................................4

Тематический план ………………………………………………………………5

Основная литература …………………………………………………………… 7

Содержание дисциплины ………………………………………………………..9

Модуль 1……………………………………………………………………..9

Модуль 2 ……………………………………………………………………16

Модуль 3 ……………………………………………………………………40

Модуль 4 ……………………………………………………………...…….58

Модуль 5 ……………………………………………………………………95

Примерные вопросы/ задания к экзаменам …………..……………...……….123

Методические рекомендации по подготовке к занятиям ….………………..127

Критерии оценки на экзамене ………………………………………………...135

Методические рекомендации по подготовке конспекта учебного и научного текста ……………………………………………………. ……………………136


ВВЕДЕНИЕ

Методические материалы разработаны для студентов очной формы обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция».

Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права является наукой обобщающей, обладающей руководящим, направляющим, методологическим значением. В системе юридических учебных дисциплин теория государства и права выполняет как академическую, так и прагматическую, сугубо практическую функцию. В связи с этим изучение теории государства и права необходимо для формирования профессиональных знаний, умений, навыков специалиста.

Цельюизучения дисциплины является формирование представления о предметно-методологических особенностях современной общей теории права и многообразия исследовательских подходов к государственно-правовой действительности; организация усвоения обучающимися системы общих правовых понятий, являющихся базовыми для понятийных систем отраслевых юридических дисциплин; формирование знаний об общих принципах правоустановления, а также функционирования и действия права, типов, методов государственно-правового регулирования; формирование профессионального правосознания и правовой культуры, отвечающих современным задачам укрепления законности и правопорядка, гарантирования прав и свобод человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов.

Основными задачами являются:

- формирование умения ориентироваться в типах правопонимания и теоретических моделях соотношения общества, права и государства;

- ознакомление с современными теоретико-методологическими подходами к праву и государству;

- обучение правильной интерпретации (использованию) правовых терминов, понятий, определений, классификации, основных выводов и концепций;

- формирование представления о теоретических проблемах исследования структуры (системы) национального права и основных правовых системах (семьях) современности, частноправовых и публично-правовых принципах и методах правового регулирования;

- привитие умения разбираться в современных проблемах правотворчества (законотворчества), реализации и защиты субъективных прав граждан;

- формирование навыков сравнительно-правового анализа основных категорий теории права и государства; навыков сравнительного анализа правовых концепций.

Программа включает 24 темы, раскрывающие основное содержание учебного курса (см. учебно-тематический план). Весь курс делится на пять тематических модулей, в рамках которых студенты изучают теоретический материал на лекционных и семинарских занятиях, выполняют практические задания. Каждый модуль завершается контрольным мероприятием.

Изучение теории государства и права предполагает различные формы работы: лекции, семинарские занятия, практические занятия, консультации, самостоятельную работу студентов, написание курсовых работ. При преподавании дисциплины используются активные и интерактивные формы и методы проведения занятий: работа в малых группах, учебная дискуссия, дебаты, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, решение задач, выполнение творческих заданий и т.д.

Контроль по дисциплине осуществляется в форме экзамена (1 и 2 семестры). Так же по дисциплине выполняется курсовая работа.

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 семестр
  Модуль 1
1. Тема 1. Предмет и методология теории государства и права    
2. Тема 2. Происхождение государства и права  
  Модуль 2
3. Тема 3. Понятие, сущность, типология государства  
4. Тема 4. Функции государства    
5. Тема 5. Формы государства  
6. Тема 6. Механизм государства    
7. Тема 7. Правовое государство и гражданское общество    
  Модуль 3
8. Тема 8. Понятие, сущность и принципы права    
9. Тема 9. Право в системе нормативного регулирования (Право в системе социальных норм)    
10. Тема 10. Право и личность    
11. Тема 11. Правовое регулирование  
  Модуль 4
12. Тема 12. Теория нормы права    
13. Тема 13. Источники (формы) права  
  ИТОГО за 1 семестр  
Форма контроля - экзамен
2 семестр
14. Тема 14. Теория правотворчества. Правотворчество и юридическая техника    
15. Тема 15. Толкование права    
16. Тема 16. Система права и система законодательства    
17. Тема 17. Систематизация законодательства    
18. Тема 18. Правовые системы современности    
  Модуль 5
19. Тема 19. Правоотношения  
20. Тема 20. Реализация норм права    
21. Тема 21. Правовое сознание и правовая культура    
22. Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение    
23. Тема 23. Юридическая ответственность    
24. Тема 24. Законность и правопорядок    
  ИТОГО за 2 семестр  
Курсовая работа
Форма контроля - экзамен
Всего по курсу  

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Учебник. М.:РИОР, 2014. 464 с. (базовый учебник)

2. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ, 2009. 541 с.

3. Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011. 400 с.

4. Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. Юрайт. 2010. 634 с.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011.484с.

6. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник. М. Юрайт. 2010. 379 с.

7. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2011. 743 с.

8. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.

9. Архипов С.И. Субъект права: теоретические исследования. СПб: "Юридический Центр Пресс", 2004. 469 с.

10. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. 416 с.

11. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 448 с.

12. Григонис Э.П. Формы государства в современном мире. СПб: Питер, 2004. 363 с.

13. Григонис Э.П. Механизм правового государства: Монография. СПб: Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения, 1999. 211 с.

14. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва: Международные отношения, 2009. 456 с.

15. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества»: учебное пособие. В 2-х томах. Ярославль: Изд-во ЯРГУ им. Демидова, 2005, 2006. Т.1. 547 с.; Т.2. 544 с.

16. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2008. 358 с.

17. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М: Зерцало, 2008. 352с.

18. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб: Юридический центр Пресс, 2003. 387 с.

19. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. 419 с.

20. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2009. 528 с.

21. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. 760 с.

22. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. 271 с.

23. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Пиголкина. СПб: Юридический центр Пресс, 2003. 458 с.

24. Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование правовых норм. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011. 144 с.

25. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень) СПб. 2003.

26. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: Элементный состав. В 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2000. 528 c.

27. Теория права: учебно-практическое пособие / Под ред. Р.М. Головкина, С.А. Софроновой. М.: Юрлитинформ, 2012.

28. Юридическая техника / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М.: Эксмо, 2009. 271 с.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление знаний о предмете, методологии и значении теории государства и права как науки посредством формирования умений и навыков анализа, конспектировании текста научного источника, аннотирования научной статьи. При подготовке к занятию следует повторить теоретический материал, ориентируясь на текст лекции, соответствующих учебников и учебных пособий.

Основные понятия: наука, предмет науки, метод науки, методология, гуманитарные науки, отраслевые юридические науки, предмет теории государства и права, прикладные юридические науки, социальные науки, теория государства и права, теоретико-исторические юридические науки, технические науки, юриспруденция.

Практические задания

1) Составьте схемы:

- «Система юридических наук».

- «Система общенаучных и частнонаучных методов ТГП».

- «Место ТГП в системе гуманитарных наук».

2) Проанализируйте следующее высказывание: «...метод науки должен зависеть от ее предмета, всякая методология, стремящаяся опередить предмет, тем самым стоит под угрозой беспредметности». (Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919. С.3.). Выскажите собственное мнение по поводу данного высказывания.

3) Известный теоретик права, судья из США Оливер Венделл Холмс утверждал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому, как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». Выскажите свое мнение по поводу данного высказывания.

4) Методология теории государства и права - это совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов изучения государственно-правовых явлений. Методология методы ТГП – это одинаковые понятия, или они имеют разное значение? Выскажите свое мнение и приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

5) «Предмет юриспруденции, по общепринятому воззрению, составляет только положительное, т.е. действующее в данной стране и в данное время право, а задачу — истолкование этого же положительного права, в видах его применения. «За пределами знания и применения существующего права - нет юриспруденции», — говорил один из ее представителей, мюнхенский профессор Алоиз Бринц. Другой ученый, вдохновитель гражданского уложения Германии (1896 г.) Б. Виндшейд, называл юриспруденцию прямо «служанкой» законодателя. Оцените мнения ученых конца 19-начала 20 века. Выскажите свое мнение относительно объекта исследования юридических наук.

6) В конце XIX в. французский юрист Лиар, вице-ректор Парижского университета, писал: «Право, это — писаный закон. Поэтому задача юридических факультетов — учить толкованию законов, и метода их - чисто дедуктивная. Статьи закона представляют собой теоремы, которые надо связать, и извлечь следующие из них последствия. Настоящий юрист - это геометр, и юридическое воспитание — чисто диалектическое». Русские правоведы оппонировали этой точке зрения. В частности, Ю.С. Гамбаров полагал, что «таким образом, нас приковывают насильственно - и не в отношении кого-либо отдельного закона, а в отношении всего права - к моменту издания закона; и какова бы ни была последующая эволюция идей и учреждений, мы не можем выйти ни на шаг из заколдованного кругозора законодателя, давно переставшего существовать». Проанализируйте представленные точки зрения, выскажите собственное мнение относительно характера изучения юридических дисциплин. Необходимо ли только изучать законодательство или же следует изучать и смежные социально-правовые явления? Свою позицию аргументируйте.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Предмет и объект науки «Теория государства и права».

2. Место теории государства и права в системе общественных наук.

3. Понятие, задачи и структура юридической науки.

4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

5. Функции науки «Теория государства и права».

6. «Энциклопедия права» - понятие и значения для развития юридической науки.

7. Методология права: понятие и значение.

8. Соотношение понятий: метод и методология науки.

9. Современные тенденции в развитии и содержании методологии юридических наук.

10. История зарождения и развития науки о государстве и праве в России.

11. Соотношение теории государства и права как науки и теории государства и права как учебной дисциплины.

12. Понятие и значение аксиом теории государства и права

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Историческое и логическое в познании государства и права /под ред. А.И. Королева. Л., 1988.

2. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

3. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.

4. Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

5. Бибик О.Н. Культурологический подход к исследованию права и государства // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 43-52.

6. Брызгалов А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методические проблемы, которые ждут решения // Журнал российского права. 2001. № 6. С.44-51.

7. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. 2004. №4. С.17-22.

8. Варламова, Н. В. Российская теория права в поисках парадигмы // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 68-84.

9. Жинкин С.А. О новых методологических подходах к исследованию проблем эффективности права // Российский следователь. 2009. № 10. С. 30-32.

10. Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию // Государство и право. 2009. № 6. С. 20-31.

11. Капустина, М.А. Право, общество, государство // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 5. С. 92-106.

12. Куницын А.С. Вопросы методологии научных исследований в российской юридической классике // Журнал российского права. 2011. № 1.

13. Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право. 2009. № 4. С. 80-85.

14. Макеева Е.М. Системный подход как способ познания права // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 4-7.

15. Малько А.В., Саломатин А.Ю. О роли сравнительного правоведения в современной правовой жизни // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 2. С. 125-133.

16. Марченко М.Н. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимодействие // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 3. С. 6-13.

17. Меркурьев А.В. Методологические аспекты изучения системы государственного управления // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 6. С. 78-83.

18. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков: проблемы и перспективы // Правоведение. 2000. № 1. С. 151 - 157.

19. Протасов В.Н. О «специальной» теории государства и права // Журнал российского права. 2005. № 8. С.77-85.

20. Пучков О.А. Теория государства и права: проблемы и перспективы // Правоведение. 2001. № 6. С.4-13.

21. Раянов Ф.М. Юриспруденция: понятие, состояние в России и перспективы развития // Соц. Гуманитарные знания. 2002. № 1. С.151-157.

22. Стрельников К.А. Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 2-4.

23. Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении // Правоведение. 2001. № 1. С.31-50.

24. Харт Г.Л.А. Определение и теория в юриспруденции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 5. С. 6-32.

25. Шундиков К.В. Синергетический подход в правовой наук: проблемы адаптации // Правоведение. 2008. № 1. С. 145-156.

26. Юсубов Э.С. Методологические основы исследования проблем российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 15-18.



2015-12-07 881 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (881)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)