Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации для подготовки



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений об организации власти и социальных нормах в первобытном обществе, основных теориях и общих закономерностях образования государства и права. Занятие проводится в форме диспута по вопросам темы.

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо изучить периодизацию догосударственной истории, выявить существенные признаки каждой стадии (период праобщины, период раннеродовой, позднеродовой общины, соседской общины). Перечислите основные органы публичной власти, назовите причины первобытного разделения властей, расслоения общины.

Отвечая на второй вопрос, следует обратить внимание на общее понятие социальной нормы, выявить основные черты социальных норм первобытного общества, проанализировать понятие и сущность мононорм, охарактеризовать внешние формы выражения норм первобытного общества: обычаи, ритуалы, обряды, табу. Далее следует рассмотреть основные пути (способы) образования права: санкционирование обычаев, создание прецедентов, нормотворческая деятельность государства.

При подготовке ответа на третий и четвертый вопросы используйте следующий план для анализа каждой теории: а) название теории; б) основоположники и сторонники теории; в) суть теории; г) критика теории; д) современные оценки теории.

Отвечая на пятый вопрос, следует обратить внимание на мнения отечественных теоретиков по поводу образования государств, выявить современные теории происхождения государства (кризисная, дуалистическая, теория специализации), выявить общие закономерности, характерные для появления государства в целом, охарактеризовать предпосылки (экономические, социальные, политические) появления государств и основные способы их образования.

 

Практическое занятие

 

Целью практического занятия является закрепление представления о причинах, общих закономерностях и теориях появления государства и права посредством выполнения творческих заданий. Занятие проводится в форме учебной дискуссии, выполнения творческих заданий.

При подготовке к практическому занятию следует повторить лекционный материал, обобщить знания об основных теориях происхождения государства и права посредством подготовки сводных таблиц (таб. 1 «Теории происхождения государства», таб. 2 «Теории происхождения права»):

 

Название теории Представители теории Суть теории Аргументы
за против
         

 

Практические задания

 

1. Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

2. Спенсер трактовал государство «как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим)». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

3. Гуго Гроций считал, что: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

4. «Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». (В.И. Ленин). Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

5. Л. Петражицкий полагал, что: «Государство и официальное законодательство следует рассматривать как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

6. По утверждению Аристотеля: «Государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

7. В Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...». Объясните суть теории происхождения права, которая нашла отражение в данном документе.

8. Жак Маритен: «…христианин знает, что существует сверхприродный порядок и что высшая цель - абсолютная высшая цель - человека есть Бог, определяющий свою собственную личностную жизнь и вечное блаженство, к которому человек должен быть причастен. Непосредственное подчинение человека Богу превосходит всякое общее благо - как общее благо политического общества (государства), так и внутреннее общее благо Космоса. Косвенное подчинение политического общества (не просто как средства, но как цели, самой по себе достойной, но все же меньшего достоинства) вневременным ценностям, к которым причастна человеческая жизнь, - такое подчинение относится, разумеется, во-первых и главным образом, к сверхприродной цели, которой непосредственно подчинена человек. Чтобы подвести итог всему сказанному в одном выражении, скажем, что закон, с которым мы здесь встретились, - это закон первичности духовного». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

9. Ж.Боден: «Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распо­ряжались, опираясь на суверенную власть либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

10. Т. Гоббс: «Государство есть одно лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.

 

Темы докладов, рефератов

1. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

2. Причины многообразия теорий происхождения государства.

3. Социальная структура и институты публичной власти в догосударственом обществе.

4. Причины возникновения государства.

5. «Восточный» и «западный» путь возникновения государства.

6. Теоретические проблемы происхождения древнерусского государства.

7. Нормативная система первобытного об­щества.



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации для подготовки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)