Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование у студентов теоретических



2015-12-07 574 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование у студентов теоретических 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью семинарского занятия является формирование у студентов теоретических представлений об основных подходах к понятию и сущности государства, государственной власти, типологии государства. Занятие предполагает элементы учебной дискуссии, моделирование ситуаций.

При подготовке ответа на первый вопрос охарактеризуйте различные подходы к понятию государства (арифметический, теологический, юридический, кибернетический, социологический), обратите внимание, что в современной науке государство рассматривается в широком смысле (государственно-организованное общество) и в узком (политическая организация в обществе), сравните эти подходы. Проанализируйте определения государства в различных учебных пособиях, энциклопедических изданиях. Сформулируйте наиболее оптимальное, на ваш взгляд, понятие государства.

При подготовке ответа на второй вопрос составьте перечень признаков государства, раскройте содержание каждого признака, приведите примеры. Выявите признаки отличающие государство от догосударственного общества и от иных политических организаций в обществе.

При подготовке ответа на третий вопрос охарактеризуйте основные подходы к сущности государства: классовый и общесоциальный, обратите внимание, что в рамках общесоциального подхода есть множество теорий (теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория «плюралистической демократии», теория солидаризма и социальных функций и т.д.).

Подготовку к четвертому вопросу начните с понятие власти в целом и государственной власти в частности, обратите внимание на соотношение государственной власти с понятиями «публичная власть», «потестарная власть», «политическая власть». Назовите и проанализируйте методы осуществления государственной власти.

Ответ на пятый вопрос следует начинать с характеристик классических подходов к типологии государства: формационного и цивилизационного. Характеризуя формационный подход, обратите внимание на понятие исторического типа государства, общественно-экономической формации, выявите критерии типологии государств, назовите плюсы и минусы теории. Характеризуя цивилизационный подход, обратите внимание на существование множества концепций в его рамках (А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.). Далее следует выявить основные подходы к классификации современных государств, выявить признаки демократического государства, правового государства, социального государства, светского государства, теократического государства, клерикального государства и т.д.

При подготовке ответа на шестой вопрос необходимо уяснить понятие политической системы общества, ее существенные признаки и структуру, имея в виду два подхода к этому понятию («узкий» и «широкий»). Важно понимать причины возникновения и этапы развития политической системы, выделив общее и особенное в становлении и развитии политических систем в различных обществах. При рассмотрении понятия политической системы в «узком» смысле надо уяснить критерии, в соответствии с которыми решается вопрос о принадлежности той или иной организации к политической системе, и на этой основе определить структуру этой системы. Говоря о «широком» понимании политической системы, следует охарактеризовать структуры других ее компонентов (кроме организаций) - политического сознания, политических норм, политической деятельности и политических общественных отношений. Важно уяснить в каких формах государство влияет на другие организации (правовое регулирование, государственная регистрация, контроль и т.п.), а политические и иные организации, в свою очередь, оказывают воздействие на осуществление политической власти (влияние на определение политической линии, участие в формировании государственных органов, в выполнении функций государства и др.). Особого внимания заслуживает вопрос об отношениях государства и политических партий (объединений) с органами местного самоуправления, средствами массовой информации и коммерческими организациями. Необходимо также охарактеризовать и обобщенно сопоставить различные политические системы современности - демократические, либеральные, авторитарные, тоталитарные, а также теократические и переходные, включая их нормативную, в том числе правовую основу.

 

Практическое занятие

Целью занятие является закрепление теоретических знаний о понятии, сущности и типологии государства, государственной власти посредством выполнения практических заданий творческого характера, а также формирования навыков обобщения и структуризации теоретического материала, работы с текстом научного источника.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного и семинарского занятия, занести основные понятия в словарь, повторить правила конспектирования научного текста.

 

Практические задания

 

1. Заполните обобщающую таблицу «Основные подходы к сущности государства»

Наименование теории/подхода Представители Суть теории Аргументы «за» и «против»
1. Классовый подход 2. Теория элит 3. Технократическая теория 4. Теория «плюралистической демократии» 5. Теория солидаризма и социальных функций 6. Теория «государства всеобщего благоденствия»        

2. Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим». (В.И. Ленин).

3. Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство – это организованный народ, живущий на определенной территории и объединенный верховной независимой властью». (П.А. Сорокин)

4. Жан Боден, автор теории суверенитета государства (XVI в), полагал, что государственный суверенитет – «это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Проанализируйте данное определение, сравните его с современными подходами к понятию государственного суверенитета.

5. Проанализируйте представленное ниже определение государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько оно отражает сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяет автор данного определения: «Государство – это одна из форм человеческого общения, один из видов общественных союзов». (А.М. Хвостов).

6. По мнению С. Авакьяна государственный суверенитет «производен от народного суверенитета и является его логическим продолжением» Проанализируйте данное высказывание, обоснуйте свою точку зрения по поводу соотношения понятий народный суверенитет и государственный суверенитет.

7. Л.И. Петражицкий считал, что предназначение государственной власти состоит в следующем: «Государственная власть есть власть служебная, прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще». Проанализируйте данное высказывание, продумайте аргументы за и против данной точки зрения.

8. В.И. Ленин писал: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства». Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения.

9. «Самое ценное в стране - народ, затем уж следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель». (Мэн-Цзы) Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения.

10. «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев». (Франклин Б.) Проанализируйте данное высказывание, приведите свои аргументы за и против данной точки зрения.

 

Темы докладов, рефератов

1. Соотношение государства и общества.

2. Плюрализм в понимании и определении государства.

3. Роль и место понятия «типология» в понятийном аппарате общей теории государства.



2015-12-07 574 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование у студентов теоретических 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование у студентов теоретических

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)