Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных



2015-12-07 531 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о видах современных правовых семей. Занятие проводится с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, работа в малых группах, составление обобщающей таблицы.

Изучение первого вопроса следует начинать с характеристики понятия «правовая система общества», ее элементов: системы источников права, системы права, юридической практики и правовой культуры. Здесь же следует ответить на вопрос о соотношении понятий «правовая система» и «система права». Далее следует сформулировать понятия «национальная правовая семья», «правовая семья», выявить их соотношение.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на особенности типологии как процедуры научного познания. Многообразие подходов к типологии правовых систем обусловлено, прежде всего, различием в выборе критериев типологии. Вместе с тем, основными критериями являются юридическая техника и система ведущих источников права. В рамках этого же вопроса необходимо четко представлять себе понятие и соотношение правовой системы и правовой семьи.

Подготовка к третьему-шестому вопросам предполагает использование учебников не только по «Теории государства и права», но и по такой дисциплине, как «Сравнительное правоведение».

Знание третьего вопроса предполагает понимание особенностей развития англо-саксонской правовой семьи. Необходимо знать, почему в этой правовой семье основным источником права стал судебный прецедент, и почему влияние римского права было незначительно. Необходимо знать общие признаки этой правовой системы, а также специфические характерные черты правовой системы Великобритании и США.

Четвертый вопрос требует знать исторические предпосылки и особенности становления и развития Романо-германской правовой семьи. Роль средневековых университетов в формировании правовых систем континентальной Европы. Необходимо также знать общие признаки этой правовой семьи и частные специфические особенности германского (ФРГ) и романского (Франция) круга.

При подготовке к пятому вопросу следует обратить внимание, что на современном этапе характерно сочетание как традиционно-религиозных начал в организации правовой жизни, так и классических (светских) современных источников права. Вместе с тем, основу мусульманского права образуют так называемые первичные (религиозные) источники: Коран, сунна, иджма, кияс. В рамках вопроса необходимо свободно ориентироваться в таких понятиях, как: «фикх», «иджтихад», «мазхаб».

Изучая шестой вопрос, необходимо выявить ареал распространения данной правовой семьи, ее особенности в сравнении с другими правовыми системами. Особе внимание следует уделить особенностям системы источников права, роли идеологии. Здесь же необходимо уяснить особенности правовых систем постсоциалистических государств, в том числе России.

 

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и содержании правой системы общества, видах правовых систем посредством составления обобщающей таблицы и выполнения творческих заданий.

При подготовке к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал, изученный на семинарском занятии.

 

Практические задания

 

Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицы:

Таблица1. «Основные правовые системы»

Правовая семья Регион/ Страны Источники права Особенности структуры права Особенности юридической практики Особенности правосознания
Романо-германская          
Англо-саксонская          
Религиозная -мусульманское право - индусское право          
Традиционная          
Социалистическая          

Таблица 2. «Сравнительная характеристика романо-германской и социалистической правовой семьи»

Критерии сравнения Романо-германская Социалистическая
Страны (регион распространения)    
Истоки/ этапы формирования    
Основной источник права, роль остальных    
Особенности структуры права    
Особенности юридической практики    
Особенности правосознания    

2. Подготовьте эссе-рассуждение на тему «Соотношение российской правовой системы с иными современными правовыми системами».

3. Некоторые современные исследователи предлагают выделять в качестве самостоятельной славянскую правовую семью. По мнению, например, В.Н. Синюкова, нельзя бывшие социалистические Россию, Белоруссию, Украину считать вернувшимися в лоно романо-германской семьи. «Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, - считает В.Н. Синюков. - сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов». Выскажите свою позицию по данному поводу, аргументируйте.

4. Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Как вы понимаете содержание данного явления? Свой ответ аргументируйте.

5. По мнению Д.Р. Шафеева «действующая правовая система Российской Федерации начала формироваться в результате рецепции ценностей правового государства и соответствующих изменений принципов правового регулирования, что стало возможным в результате процесса общемировой интеграции». Выскажите свою позицию по данному вопросу, аргументируйте. Оказало ли влияние вхождение в состав социалистической правовой семьи на современную российскую правовую систему?

6. По мнению современных компаративистов в современном мире нет универсальных, могущих быть рекомендованными для любой страны, моделей правового развития, что, однако, не отрицает и возможности заимствования правового опыта других стран. В форме эссе-рассуждения охарактеризуйте значение правовой рецепции в развитии современных правовых систем.

 

Темы докладов, рефератов

1. Зарождение и развитие сравнительного правоведения.

2. Понятие правовой семьи и правовой системы, их соотношение.

3. Латиноамериканская правовая семья.

4. Скандинавская правовая семья.

5. Правовые системы социалистических государств.

6. Российская правовая система в прошлом и настоящем: проблемы классификации, перспективы развития.

7. Правовая картина мира в условиях глобализации: тенденции развития и проблемы.

8. Национальная правовая система и международное право, их соотношение и взаимосвязь.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Азми Д.М. К вопросу об уровневой градации правовых систем // Адвокат. 2010. № 3. С. 23-28.

2. Аюпова З.К. Понятие и структура правовой системы // История государства и права. 2005. № 8. С. 23-26.

3. Батлер У.Э. Место российского права в мировом юридическом пространстве // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 96-104.

4. Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретические и международно-правовые подходы // Журнал российского права. 2004. № 1. С.76-87.

5. Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 131-138.

6. Гладких В.М. К вопросу об интеграции российской правовой системы в семью континентального (романо-германского) права // История государства и права. 2006. № 10. С. 43-44.

7. Григорян Г.М. К вопросу о соотношении правовых системы // Философия права. 2007. № 5. С. 120-124.

8. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва: Международные отношения, 2009. 456 с.

9. Демидов А.И. Современная методология исследования правовой системы // Новая правовая мысль. 2007. № 1. С. 2-7.

10. Егоров А.В. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 2. С. 155-161.

11. Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права // Журнал российского права. 2005. № 8. С. 109-114.

12. Захарова М.В. Правовые системы переходного типа: теоретический анализ// История государства и права. 2011. № 9.

13. Кананыкина Е.С. Анализ английских источников права: от обычного права к прецедентному // История государства и права. 2012.№ 4-5.

14. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества»: учебное пособие. В 2-х томах. Ярославль: Изд-во ЯРГУ им. Демидова, 2005, 2006. Т.1. 547 с.; Т.2. 544 с.

15. Калганова Л.А. Об определении понятия правовой системы и возрастание ее роли в условиях рыночной экономики // История государства и права. 2007. № 4. С. 9-13.

16. Капустина Н.Н. Почему меняется правовая система государства? // Человек и закон.2007. № 4. С. 65-67.

17. Клочкова Ю.А. Конвергенционные правовые системы как результат современной глобализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 6-10.

18. Котковец С.П. Категория "правовая система" в современной теории права // История государства и права. 2007. № 7. С. 2-3.

19. Котковец С.П. Теоретико-методологические аспекты соотношения категорий "национальная правовая система" и "национальная правовая культура" // Философия права. 2007.№ 5. С. 57-61.

20. Крашенинникова Н. А. Индусское право. М, 1982.

21. Личичан О.П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14. С. 10-13.

22. Лукьянова Е.Г. Теоретико-методологические аспекты правовой системы общества // Новая правовая мысль. 2008. № 4. С. 2-6.

23. Лукьянова Е.Г. О структуре и свойствах правовой системы общества в свете новых методологических подходов. // Новая правовая мысль. 2008. № 3 С. 2-7.

24. Маркова-Мурашова С.А. Правовая система: проблемные аспекты эволюции // История государства и права. 2007. № 8. С. 2-3.

25. Мартынов В.Ф. Правовая система как юридическая форма правовой действительности // История государства и права. 2006. № 6. С. 2-3.

26. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2009. 528 с.

27. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М.: Городец-издат, 2002. 1068 с.

28. Мукиенко И.Н. Типология современных правовых систем: критерии и сравнительная характеристика // История государства и права. 2007. № 3. С. 36-38.

29. Носов Д.В. Феномен правопреемства в российской правовой системе // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 91-97.

30. Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4. С.12-22.

31. Осипян Б.А. Идея саморазвивающейся правовой системы // Журнал российского права. 2004. № 4. С.71-79.

32. Пашенцев Д.А. Влияние рецепции на генезис правовой системы России // История государства и права. 2009. № 7.С. 42-45.

33. Поленина С.В. Некоторые проблемы взаимодействия правовых систем в условиях глобализации // Новая правовая мысль. 2008. № 1. С. 2-6.

34. Ралько В.В. Трансформация правовых систем: основные научные подходы, перспективы процесса // Государство и право. 2010. № 1. С. 111-115.

35. Ралько В.В. Система права и правовая система: основные концептуальные научные подходы и их роль в правоприменительной практике // Нотариальный вестник. 2009. № 5. С. 5-12.

36. Ралько В.В. Актуальные интеграционные процессы и общий вектор модернизации российской правовой системы // Российская юстиция. 2011. № 9. С. 30-32.

37. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. М.: Юристъ, 2003. 448 с.

38. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореализации: Учебное пособие. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. 151 с.

39. Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. № 2. С.4-14.

40. Супатаев М. А.Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984.

41. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 256 с.

42. Талянин В.В. Особенности правовой системы современной России // История государства и права. 2007. № 4. С. 2-3.

43. Федорченко А.А. Правовая система общества: понятие, структура и свойства // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 3. С. 2-6.

 


Модуль 5



2015-12-07 531 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации для подготовки. Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)