Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная формулировка основного вопроса философии



2015-12-07 1243 Обсуждений (0)
Научная формулировка основного вопроса философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Философская проблематика

Структура лекции:

1.3.1 Основной вопрос философии

1.3.2 Примеры наиболее обсуждаемых философских проблем

 

Основной вопрос философии

Общая формулировка

Философия всегда стремится ответить на вопрос: а почему именно так, а не иначе? Почему именно так устроен наш мир? Почему всё происходит именно таким образом? Почему люди склонны поступать именно так, а не иначе? Почему на данный момент в обществе популярны те или иные идеи, мысли и ценности, возникают те или иные тенденции и проблемы? И т.д. Отвечая на вопрос почему, мы приближаемся к ответу на вопрос о будущем, о дальнейшем течении событий, именно в этом важность такого вопроса.

Содержание философских учений во многом определяется тем, как их авторы понимают основные принципы устройства мироздания, его законы. Некоторые из них могут не выражать в явной форме своего мнения, отношения по поводу этой проблемы, но, так или иначе, при построении своего учения, при аргументации своих взглядов, философы исходят из определённой позиции по этому вопросу. Поэтому вопрос о мироустройстве является наиболее принципиальным, по ответам на него возможно классифицировать все философские учения. Однако некоторые философы вообще отрицают существование в мире какого бы то ни было всеобщего основополагающего принципа, порядка, полагая, что всё случайно и хаотично.

Современные данные естествознания со всей очевидностью показывают, что наш мир не является хаосом случайностей, а в нём существуют причинно-следственные связи, закономерности, происходит взаимовлияние событий, которое возможно просчитать и использовать в практических целях. Более того, глобальная эволюция, длительное развитие были бы невозможны в условиях всеобщего хаоса. Сам факт существования настолько сложноорганизованной материи как человека противоречит этому. Это подобно тому, если бы в космосе в результате случайного столкновения частиц появился компьютер. Человек – гораздо более высокоорганизованная форма организации, чем компьютер.

Но если миру свойственна определённая упорядоченность, структурность, закономерность, то встаёт вопрос о том, по какому принципу этот порядок организован? Каковы законы его организующие? Эти законы имеют материальную или духовную природу? И если существуют и материальные и духовные законы, то какие из них более фундаментальные, а какие производны, вторичны? Т.е. что первично материя или сознание? Дух или природа? Мышление или бытие? Другими словами, всеобщее, о котором шла речь в теме «предмет философии», имеет материальную природу или же оно духовно? Так, мы подошли к научной формулировке этого вопроса.

Научная формулировка основного вопроса философии

Общая его формулировка звучит так: вопрос об отношении сознания, мысли, духа к материи.

Структура основного вопроса философии:

Первый, наиболее фундаментальный уровень этого вопроса состоит из двух сторон. Первая сторона – это вопрос о первичности-вторичности материи или сознания. Понятие первичности имеет три взаимосвязанных смысла:

1 смысл: что чему предшествует, что появилось первым (материя или сознание, дух).

2 смысл: что является свойством или проявлением другого (дух, мысль – это свойство высокоорганизованной материи или материя – проявление некого абсолютного мыслящего духа).

3 смысл: что отражает другое (Либо сознание отражает материальный мир, либо материальный мир есть отражение мышления некого абсолютного духа).

Выделяют два основных подхода к решению вопроса о первичности сознания или материи – это монизм (от др.-греч. monos – один, единственный) и дуализм (от латин. dualis – двойственный). При монизме в основе мира лежит какое-либо одно начало: материя или сознание. При дуализме в основе мира лежат оба начала и материя и дух. В некоторых учениях в основе мира лежит множество первоначал. Например, в некоторых восточных учениях считается, что весь мир состоит из 4-х начал: воздухоподобного, огнеподобного, водоподобного и землеподобного.Такой подход называют плюрализмом (от латин. pluralis – множественный), однако он напрямую не связан с основным вопросом философии, вопросом об отношении сознания к материи. Существует также подход, согласно которому в основе мира лежит нечто среднее между материальным и духовным – энергия. Но здесь встаёт вопрос о том, какими свойствами и качествами обладает эта энергия, по каким законам она функционирует. И по этим признакам также можно определить обладает ли эта энергия материальной или духовной природой, либо если и той и другой, то какая из них является первичной.

В истории философской мысли сложилось 3 основных монистических (от понятия монизм) решения этого вопроса – это материалистическое, объективно-идеалистическое и субъективно-идеалистическое.

Материализм – это философское воззрение, в котором в качестве первоначала бытия признаётся материя. Наиболее проработанной материалистической философской системой является философия марксизма. Его учение о бытии получило название диалектический материализм, а учение об обществе – исторический материализм.

Объективный идеализм – это философское воззрение, в котором в качестве первоначала бытия признаётся некая идеальная или духовная сущность, существующая объективно (бог, дух, абсолютный разум, мировая воля и т.д.). Объективное означает существующее до, вне и независимо от человеческого сознания, т.е. то, что есть на самом деле, вне и независимо от наших мнений и представлений, от особенностей нашего восприятия, от всего субъективного. В данном случае имеется в виду, что духовная сущность, которая согласно объективному идеализму лежит в основе мира, не является продуктом человеческой мысли, а существует вне её, объективно. Наиболее яркими представителями объективного идеализма являются: Платон, Пифагор, Фома Аквинский, Г.В.Ф. Гегель, Тейяр дэ Шарден и др.

Субъективный идеализм – это философское воззрение, в котором в качестве первоначала бытия признаётся человеческое сознание, человеческое «я», а всё остальное считается продуктом этого «я», например не более чем его ощущениями, переживаниями, представлениями, воображаемыми образами или некоторого рода сновидением. К субъективному идеализму можно отнести: Д. Беркли, Д. Юма, И.Г. Фихте, Ж.П. Сартра, индийское учение адвайта-веданты и др.

Субъективное означает то, что свойственно человеческому сознанию, связано с особенностями мышления и восприятия. Это та призма представлений, убеждений, ценностей, идеалов, установок, побуждений и чувств, через которую каждый человек смотрит на мир и оценивает его.

Вторая сторона первого уровня основного вопроса философии – это вопрос о познаваемости. Т.е. одни философы признают познаваемость объективного мира, а другие считают, что это невозможно. Один из их аргументов состоит в том, что внешний мир воспринимается нами не непосредственно, не напрямую, а через призму органов чувств, особенностей устройства нашего сознания и потому искажается ими, а на самом деле может оказаться несколько иным, чем в нашем восприятии. Таких философов называют агностиками, а их учение агностицизмом (от др.- греч. agnostos – непознаваемый, непознанный). Представители: И.Кант, Д.Беркли, Д.Юм, большинство постмодернистов.

В действительности указываемые ими трудности познания разрешимы благодаря тому, что наши ощущения и восприятия, хотя и не абсолютно полно и точно отражают внешний мир, однако, несут в себе наиболее важную информацию о нём. Этой информации достаточно, чтобы человечество, с помощью совершенствования своего разума, использования неограниченного потенциала своих творческих способностей, проверки этой информации в многочисленных экспериментах и применения её на практике, было способно постепенно уточнять и углублять свои знания о внешнем мире.

Крайнюю форму агностицизма называют нигилизмом. Если агностики указывают на трудности, которые возникают в процессе познания и не находят путей их разрешения, то нигилисты считают, что вообще нет никаких объективных истин, а у каждого человека своя истина и каждый поэтому прав, как бы он ни считал. С таких позиций мнение ребёнка ничем не уступает мнению академика наук. Успехи общественного прогресса, основанные на углублении познания мира и общества, с очевидностью показывают, что объективные истины не только существуют, но и играют важную роль в нашей жизни.

Второй уровень основного вопроса философии конкретизирует первый уровень в виде вопроса о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения сознания к миру. Т.е. чтобы понять, что является первичным материя или дух, необходимо сначала выяснить, что собой представляет материя, мир, сознание (дух), какова их природа и как они соотносятся.

Третий уровень основного вопроса философии конкретизирует второй уровень в виде вопроса о сущности мира, сущности человека, его месте в мире, перспективах его существования. Т.е. выяснение второго уровня предполагает также выяснение сущности человека, его места и роли в мире, перспективах существования человечества.

Основной вопрос философии является важным для классификации философских учений, для построения критической аргументации к различным взглядам на его решение, но далеко не только в отношении него мыслители «ломали свои копья» в философских дискуссиях.

1.3.2 Примеры наиболее обсуждаемых философских проблем:

1.3.2.1 Существует ли в мире случайность или всё в той или иной степени необходимо?

Как мы уже обсуждали при постановке основного вопроса философии, в нашем мире не может господствовать лишь случайность и хаотичность, хотя это и не означает, что в нём они отсутствуют вовсе. Современная наука допускает существование областей действительности, в которых процессы происходят хаотично, непредсказуемо, но означает ли это что существует абсолютная случайность?

Одним из наиболее известных проявлений случайности, обнаруженных наукой, является феномен броуновского (хаотического теплового) движения частиц. Но даже в нём учёные находят определённый порядок, который описывается математическими уравнениями. Научная теория хаоса стремится математически описать и спрогнозировать дальнейшее течение таких явлений как смерчи, ураганы, другого рода турбулентные потоки, а также эволюцию биологических популяций, движение спутников солнечной системы и т.д. И чем более развивается наука, чем больше факторов ей учитывается, тем более точно она становится способна математически описывать самые сложные, наиболее хаотически протекаемые процессы.

Другим феноменом, обнаруженным наукой и связывающимся со случайностью, являются так называемые «точки бифуркации» – моменты, при которых системы в ходе своих внутренних изменений приобретают черты крайней неустойчивости. В такие переломные моменты открываются разнообразные пути их качественных преобразований, т.е. возникает момент некой неопределённости для прогнозирования. Но можно ли здесь говорить об абсолютной случайности и отсутствии фактора причинности? Хотя вопрос о случайной природе процессов при таком состоянии остаётся открытым, тем не менее, здесь идёт речь не об отсутствии причинных факторов, а о пересечении слишком большого их количества.

Ещё одной областью, которая связывается со случайностью, являются процессы, происходящие в рамках атомов. Эти процессы изучаются квантовой механикой и с позиции этой науки они являются принципиально вероятностными, т.е. не прогнозируемыми иначе, кроме как исходя из статистической вероятности. Однако история обсуждения этого вопроса в научной среде скорей говорит ни о том, что в этой области отсутствует влияние причинности, а о том, что современный уровень науки не позволяет достаточно глубоко осмыслить природу этой причинности. Известно, что когда Н. Бор настаивал на принципиально недетерминированном (статистическом, вероятностном) характере квантовых явлений, то А. Эйнштейн с ним не соглашался, полагая, что факт не обнаружения признаков детерминизма[1] в квантовой механике ещё не может служить достаточным основанием для выводов о том, что их не существует. Более того, связанный с этим спором эффект «квантовой запутанности»[2], говорит о том, что в квантовой реальности существует неимоверно тесная взаимосвязь между частицами, понять сущность которой ещё предстоит. Неопределённость, которая существует в квантовом мире, скорей лишь тот занавес, за которым кроются принципиально иные формы закономерности и детерминизма, непривычные для нашей логики мышления, но способные обогатить наше представление о сущности и законах всего мира. Так или иначе, в последние годы учёные приблизились к ответу на вопрос о вероятностном или детерминированном характере квантовых явлений на расстояние «вытянутой руки», и возможно, в скором времени он станет известен.

Таким образом, хотя наука и использует понятие случайности, она не находит тех областей действительности, о которых бы со всей очевидностью можно было утверждать, что в них не существует никаких причинно-следственных связей и закономерностей. Это подтверждает представление научной философии о том, что каждое событие в мире имеет свою причину и уже поэтому, не может быть абсолютно произвольным, спонтанным. Более того, любое событиевозможно таковым не только вследствие вызвавшей его причины, но и в силу определённых условий. Для возможности того или иного события должны сложиться определённые обстоятельства, совокупность многих и многих условий. Любое событие вплетено во взаимосвязь с остальными, окружающими его событиями, и потому оно не может от них не зависеть, не быть обусловленным. В этом смысле абсолютная случайность в мире невозможна.

Это понимал ещё в 5 веке до н.э. Демокрит, который приводит следующий пример: Однажды на одного человека вдруг неожиданно для него упала черепаха. Для многих это событие субъективно воспринимается как чистая случайность, в том смысле, что оно неожиданно и непредсказуемо. Однако если разобраться, то и в нём можно найти определённую закономерность. Дело в том, что этот человек жил в Греции, где черепахами часто лакомятся орлы. Для этого они разбивают панцирь черепах о камни. А этот человек был лысым, что с высоты птичьего полёта оказалось удачной целью. При этом такой человек шёл с какой-то целью (даже если просто прогуляться), какие-то причины его задержали, какие-то поторопили, какие-то направили в одном направлении, какие-то в другом, поэтому он оказался в это время и на этом месте не абсолютно случайно. Точно также во многих на первый взгляд случайных событиях, если разобраться, можно найти те причинно-следственные цепочки, которые к ним привели. Поэтому понятие случайности как спонтанного события без всякой причины научной философией не принимается. Но тогда что такое случайность?

В научной философии случайность определяется как форма проявления и дополнение необходимости. Как это нужно понимать? Научная философия исходит из факта взаимосвязанности и взаимозависимости всего мира, обусловленности всех событий множеством факторов и обстоятельств. В отношении к этой обусловленности любое событие не является случайным, более того, в отношении к своей непосредственной причине оно является необходимым. Но было бы неправильным говорить о том, что в мире всё необходимо, случайность – важная составляющая нашего мира, возникающая на пересечении необходимых факторов и процессов. Так, когда происходит неожиданная встреча двух знакомых друг другу людей, то для обоих из них этот эффект неожиданности вызывает ощущение абсолютной случайности. Однако действия, которые привели каждого из них в это время на данное место имеют свою причинно-следственную цепочку. Точка пересечения этих цепочек (их встреча) действительно является случайностью, но не абсолютной, а лишь относительной, в отношении каждого из них, в отношении их ожиданий.

По отношению к любому объекту или процессу влияние извне случайно, не связано с его внутренней необходимостью, его природой. Случайное – это также нечто незначительное, маловажное по отношению к рассматриваемой системе отсчёта. В отношении значительно более глобального и необходимого события, любое более частное, мелкое событие является случайностью. Другим примером случайности может служить отклонение от основной тенденции или исключение из правил.

Таким образом, когда идёт речь о случайности, то она всегда относительна и определена той или иной необходимостью, определёнными факторами. Но и не существует безотносительной необходимости, необходимость и случайность являются таковыми только в определенных отношениях. Так, одно и то же событие можно рассматривать в одном отношении как необходимое, а в другом как случайное. Например, решение человека, сколь бы оно ни было судьбоносным для него самого, тем не менее, случайно по отношению к глобальным историческим процессам.

Часто мы называем случайностью то, что для нас неожиданно или даже противоречит нашей логике мышления. Однако порой при более глубоком анализе мы сами убеждаемся, что либо наша логика была ошибочна, либо если бы мы были более прозорливы, дальновидны, то смогли бы найти во многих таких неожиданностях определённую закономерность. Нашему разуму свойственна некая экономия мышления, когда он пренебрегает менее важной для нас информацией, в данном случае поиском во всём и всюду причинно-следственных связей. И в силу этого, мы склонны воспринимать многие события, которые для нас кажутся неважными (а значит, которые имеют больший шанс стать для нас неожиданностью), как чисто случайные.

Так, для человека, который берёт большой кредит в 2008 году и сталкивается с проблемой увольнения или уменьшения дохода в связи с наступившим кризисом, возникновение последнего воспринимается как случайность. Для него этот кризис становится полной неожиданностью. Однако были специалисты, которые глубоко понимали происходящие процессы в американской экономике и, основываясь на своём понимании, заранее прогнозировали этот кризис, точно описав его суть. Для них он не был неожиданностью и случайностью. Точно также люди, разбирающиеся в экономике, понимали, что кризис в США скажется и на экономике России. Их знания позволяли им сделать вывод, что это неудачное время для кредитов.

В то же время, ни экономически грамотные люди, ни нобелевские лауреаты, прогнозировавшие, что кризис был бы закономерен, не могли предсказать, когда именно он произойдёт. Именно в этом и заключается случайность как формы проявления необходимости. Сам кризис по ситуации 2007 года был необходим, закономерен, а то, каков его будет масштаб, когда он разразится и когда его волны дойдут до России – это уже случайность. Однако если взять ситуацию сентября 2008 года (когда мировой кризис обрушил цены на сырьевые материалы), то в отношении неё примерная дата начала кризиса в России уже была вполне просчитываема, не была случайностью. В этом отношении случайность – более точная дата и конкретные формы проявления этого кризиса в России и т.д. Таким образом, научное понимание случайности несколько отличается от нашего субъективного её восприятия.

1.3.2.2 Наделён ли человек свободной волей? Или быть может свобода человека лишь иллюзия, а в действительности всё предопределено?

Проблема свободы, существования свободной воли человека тесно связана с проблемой соотношения случайного и необходимого в природе и обществе. Если понимать свободу как абсолютную независимость, самопроизвольность человека, то о её существовании можно было бы говорить при наличии в мире абсолютных случайностей. Однако, поскольку существование последних под большим сомнением, то и серьёзных оснований для возможности абсолютной независимости, спонтанности волеизъявлений человека среди научных данных нет. Ведь человек состоит из тех же физических частиц и взаимодействий, химических элементов и реакций между ними, биологических механизмов, а функционирование и развитие его психики имеет свои закономерности и причинно-следственные связи, и в этом смысле он не может не зависеть от своей природы, от своей сущности и окружающей среды, хотя это и не означает, что он не является свободным существом. Человек обладает разумом, наделяющим его критически-пытливым и творческим мышлением, благодаря чему он становится способен совершать осознанный, свободный выбор. Другое дело, что свободный выбор человека всегда обусловлен множеством факторов: его прошлыми мыслями по данному поводу, жизненным опытом, знаниями, образом мысли, особенностями восприятия, психическими склонностями, генетической предрасположенностью, эмоциональным состоянием, различного рода побуждениями, потребностями и целями, законами и механизмами высшей нервной деятельности, обстоятельствами, в которых он находится и т.д. Так, хорошо зная характер близкого человека, мы часто заранее предполагаем как он отреагирует в той или иной ситуации.

В то же время человек способен познать ту необходимость, те определяющие факторы, которые заложены в нём и во внешней действительности, и использовать эти знания в своих интересах. Благодаря чему он способен преодолевать препятствия и ограничения на пути к собственной свободе. И чем более тонко и глубоко он познаёт эту необходимость, тем больше расширяется горизонт его возможностей, открываются всё новые и новые перспективы.

Так, качественные знания расширяют человеку возможности реализации своих потребностей и желаний, например, дают возможность найти хорошую работу, получая большую зарплату. Глубокие познания законов окружающей действительности и своей сущности, позволяют человеку преобразовывать природу в своих интересах, находить решения, расширяющие его возможности для того, чтобы: быстро передвигаться (транспорт), осуществить мечту воздушного полёта (летательные аппараты), погружаться глубоко под водой (подводная лодка, акваланг), меньше болеть (развитие медицины и ведение правильного образа жизни), быть успешным в своей деятельности (благодаря глубокому пониманию сути дела) и т.д. Поэтому путь к истинной свободе лежит через познание различных форм необходимости и применение этих знаний на практике.

Такую истинную свободу необходимо отличать от ощущения свободы. Когда мы без раздумья потакаем своим чувствам и желаниям, то в нас возникает ощущение, что мы абсолютно свободны, но в действительности в таком случае мы оказываемся «рабами» своей чувственной природы. Наши действия при этом могут быть безрассудны, таить в себе потенциальную опасность или вред, как для себя, так и для других. Если каждый будет жить по принципу самопотакания, вседозволенности и эгоизма, то в обществе воцарится вражда, конфликт интересов, всеобщее использование друг друга и в конечном счёте хаос. В таких условиях свобода каждого будет сведена к минимуму претензиями на свободу остальных. Таким образом, свобода каждого зависит от свободы других. И чем более каждый уважает свободу других, тем более благоприятные условия создаются для реализации собственных свобод. Поэтому истинная свобода предполагает и ответственность, иначе это уже произвол. И чем менее выбор человека продиктован обстоятельствами, тем большую ответственность за этот выбор, за свои решения и поступки он несёт.

Когда человек избегает знаний о необходимости, связанной с законами и взаимосвязями действительности, пренебрегает ими, закрывает на них глаза, то, тем самым, он не избавляется от зависимости от них, а, наоборот, тем больше в конечном счёте испытывает на себе самые тяжкие из их возможных последствий. Так, если человек не предостерегается от опасностей, не учитывая возможных последствий, то тем скорей и с большей вероятностью, он испытает их реализацию на себе (наркотическая зависимость, авария при пренебрежении автодорожными правилами, рак от курения, другие болезни от неправильного образа жизни и т.д.).

Такую свободу – без понимания разумного, вряд ли можно назвать полноценной, ведь в этом случае у человека нет осознанного выбора между этими последствиями и своими желаниями. Такая свобода лишь иллюзия, ибо человек не понимает, что он выбирает в качестве возможных и вполне вероятных последствий. Он лишь движим побуждениями своей чувственной природы, оказываясь у неё «в плену». Однако если человек делает неразумный или даже опасный выбор, осознавая возможные последствия, то такой выбор по своей сути является свободным.

Глубокие познания самого себя, понимание своих глубинных движущих побуждений, позволяют работать над своими недостатками, изменяя судьбу к лучшему. В реальности редко бывают условия для абсолютно свободной, беспрепятственной всесторонней реализации личности, раскрытия ей своего потенциала. Поэтому истинная свобода – это возможность преодолевать как собственную ограниченность своих способностей и недостатков, так и внешнее принуждение обстоятельствами и другими людьми. Самосовершенствуясь, работая над своим характером и способностями, человек тем самым закладывает более благоприятные возможности в своё будущее.

Истинная свобода заключается также в творческом мышлении, способности избегать стереотипов, предубеждений, в углублении лучших сторон своей индивидуальности, в осознанности своей жизни, возможности действовать в соответствии с пониманием разумного и дальновидного (к этому можно отнести все виды политических, правовых и экономических свобод).

Тем не менее условия для осуществления индивидуальных свобод зависят не только от ответственности и разумности членов общества, но и во многом зависят от степени грамотности политики государства. Именно от проводимой ею политики, от совершенствования правовых, экономических и просветительских механизмов и структур зависит то, насколько люди в конечном счёте будут чувствовать себя свободными. А для этого такая политика должна опираться на глубокое понимание человеческой сущности, законов её развития.

В заключение хотелось бы отметить, что заранее предопределённой судьбы для человека быть не может хотя бы потому, что он не может знать этой предопределённости. В любой тенденции есть возможность её изменения, а в любом предсказании есть возможность ошибки или неточности. Как бы ни продвинулась наука в изучении взаимосвязей и причинных факторов, какие бы мощные суперкомпьютеры не обобщали их, количество определяющих факторов жизни человека таково, что не хватит рук у всего человечества, чтобы заводить все эти параметры в такой компьютер.

1.3.2.3К другим философским проблемам, которые наиболее волнуют умы мыслителей с давних времён, относят такие вопросы как: Существует ли смысл нашей жизни? И если да, то в чём он заключается? Что такое счастье? Возможно ли оно? И если это так, то как его лучше всего достичь? Действительно ли мир таков, каким он нам кажется? Или нам свойственно принимать желаемое и удобное за действительное? В чём заключается сущность человека? Существует ли у него душа? В чём сущность любви, каковы её виды? Что есть добро, а что есть зло? Существует ли объективный критерий их различения? В чём заключается оптимальная формула справедливости? Каким должно быть наилучшее общественное и государственное устройство? Возможно ли в принципе создать совершенные условия для жизни общества? Существует ли какой-либо предел делению вещества на составляющие или не существует ничего неделимого, каждая частица делима до бесконечности? А может внутри самой мелкой частицы окажется повторение нашего мира и таким образом бесконечность мира разрешается его цикличностью подобной бесконечной матрёшке? Вечен ли наш мир? И если мир вечен, то что означает эта вечность, как её понимать? Быть может всё повторяется, когда-то уже было, т.е. мир развивается по неким циклам? В чём сущность жизни и как она зародилась? И многие другие.

Круг вопросов философской проблематики неисчерпаем. Чем более меняется и усложняется жизнь, чем больше в науке совершается открытий, тем больше возникает поводов для вдумчивого осмысления и дискуссий.

Краткие итоги: Вопрос о мироустройстве является наиболее принципиальным, по ответам на него возможно классифицировать все философские учения. Основным вопросом философии является вопрос о том, что первично: материя или сознание? Дух или природа? Мышление или бытие? Выделяют два основных подхода к решению этого вопроса. Это монизм, дуализм. Существует и подход плюрализма. В истории философской мысли сложилось 3 основных монистических (от понятия монизм) решения этого вопроса – это материалистическое, объективно-идеалистическое и субъективно-идеалистическое.В вопросе о познаваемости одни философы признают познаваемость объективного мира, а другие считают, что это невозможно (агностики, нигилисты). Второй уровень основного вопроса философии конкретизирует первый уровень в виде вопроса о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения сознания к миру. Третий уровень основного вопроса философии конкретизирует второй уровень в виде вопроса о сущности мира, сущности человека, его месте в мире, перспективах его существования.

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

 


[1]Детерминизм ­(от лат. determinare ­– определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении. Противоположное учение, допускающее существование абсолютно случайных, не обусловленных событий, называется индетерминизм.

[2]Квантовая запутанность – квантово-механическое явление, при котором квантовые состояния двух или большего числа объектов оказываются взаимозависимыми. Такая взаимозависимость сохраняется, даже если эти объекты разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий, что находится в логическом противоречии с принципом локальности (утверждает, что на объект влияет только его непосредственное окружение).



2015-12-07 1243 Обсуждений (0)
Научная формулировка основного вопроса философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная формулировка основного вопроса философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)