Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру



2015-12-07 1519 Обсуждений (0)
Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными пятнышками – Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декоративные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).

Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обратить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха-поросенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый – некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует использовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.

Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет, форма и др.

Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразным природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками; любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь художественными образами. Например, «листики шуршат, будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необычность происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на веточке, распустившийся бутон, цветовая гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требуется особый настрой и взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, формированию у него негативного отношения к общению на эстетические темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства – тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных его особенностей, желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, отвлекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание к этому в другой раз или подобрать для совместного восприятия что-либо иное.

Для обогащения запаса детских впечатлений полезно прослушивать в качестве иллюстраций к различным видам деятельности фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Визе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содержат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например, выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный!» Или, рассматривая с ребятами цветы – «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые?» А.К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть колыбельную песню или включить ее запись, затем под этот же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать кукол и т.п. Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рассматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной и др.

 



2015-12-07 1519 Обсуждений (0)
Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)