Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Растения водоемов и прибрежий



2015-12-07 664 Обсуждений (0)
Растения водоемов и прибрежий 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебно-полевая практика по предмету

«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

(для студентов факультета подготовки учителей начальных

Классов)

Составитель: Осолодкова Е.В.

Челябинск 2012 г.

 

УДК 58/021

ББК 28.5я73

У 91

 

Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

 

ISBN 978-5-91283-206-2

 

 

Автор – составитель:Е.В.Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент

В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Рецензенты:

В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

 

ISBN 978-5-91283-206-2

 

 

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011

Введение

 

Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

Основные формы работы на полевой практике:

а) экскурсии с преподавателем;

б) обработка собранного материала;

в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.

Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.

 

Программа полевой практики по
биологии растений:

  1. Введение

Задачи, содержание и методы учебно-полевой практики. Характер местной растительности. Понятие о массовых и редких видах растений. Правила поведения в природе.

Правила ведения отчетной документации (дневник, флористическая тетрадь и т.д.). Сбор и лабораторная обработка растений. Методика сбора и сушки растений, методика биоморфологического описания, фенологических наблюдений над растениями. Понятие о жизненных формах и экологических группах. Практическое значение различных групп растений.

 

Растения весной

Сокодвижение, набухание и развертывание почек деревьев и кустарников. Раннецветущие растения.

Прорастание семян и строение проростков травянистых и древесных растений. Поздневесенний период в жизни деревьев, кустарников, трав; весеннее плодоношение растений.

Растения леса

 

Видовой состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев, кустарниковый и травяной ярусы, грибы и лишайники. Подрост древесных пород, кустарники. Дерево, кустарник, травянистое растение как жизненные формы. Структурная единица – годичный побег. Система годичного побега. Определение возраста многолетних ветвей дерева и кустарника. Годичная периодичность в жизни вечнозеленых и листопадных деревьев. Длительность жизни листьев у хвойных растений.

Биоморфологические особенности древесных и травянистых растений хвойных и лиственных лесов. Изменение высоты и диаметра ствола, кроны в зависимости от освещения. Цветение и плодоношение, семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Приспособления к распространению.

Охраняемые растения леса. Хозяйственное использование местных деревьев и кустарников.

 

Растения водоемов и прибрежий

Вода как среда обитания растений. Приспособление водных растений к среде обитания. Распределение растений в водоеме: погруженные в воду, плавающие на поверхности воды, полуводные и береговые. Высшие и низшие водные растения. Специфические черты их мест обитания.

Биологические и анатомо-морфологические особенности водных и прибрежных растений. Вегетативное размножение. Значение водных растений в жизни животных.

 

Тематический план проведения учебно-полевой практики по биологии растений

 

 

Название тем Кол-во дней
1.Задачи, содержание и методы учебно-полевой практики. Сбор и лабораторная обработка растений. Ознакомительная экскурсия с растениями места практики. 2.Фенологические наблюдения над растениями  
3.Биоморфологическая характеристика растений 4.Растения весной
5.Растения леса  
6.Водная и прибрежная растительность 7. Отчет по полевой практике  


2015-12-07 664 Обсуждений (0)
Растения водоемов и прибрежий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Растения водоемов и прибрежий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)