Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнерусская сфрагистика



2015-12-07 783 Обсуждений (0)
Древнерусская сфрагистика 0.00 из 5.00 0 оценок




Сфрагистика – (греч. «сфрага» - печать; «сфрагидзе» - запечатывать) наука о печатях. Сфрагистика в равной степени изучает как сами печати (матрицы), так и сохранившиеся отпечатки от печатей (штампы). Матрицы и штампы могут быть выполнены в камне, в металле, на кости, на дереве, если говорить о современных – это каучук или резина; равно как оттиски могут быть на металле, на воске.

Сфрагистика связана с такими науками как геральдика, нумизматика, эпиграфика.

Многие печали являются памятниками прикладного искусства. Особую роль в печатях имеет вакуум источниковедения, поскольку печати могут ответить на вопрос о подлинности документа, о его авторстве.

Печать возникает вместе с институтом собственности, поскольку главная задача печати – это, прежде всего, защита подлинности документа, т.к. изготовить от руки две одинаковые печати невозможно. Первые оттиски печати находят в Средней Азии на сосудах эпохи Бронзы, а дальше институт печати цветёт пышным цветом. Институт печати существовал в Древнем Египте, Двуречье. Причём знаковыми атрибута полноправного человека Двуречья были три вещи, это особая накидка на одежде, посох и печать. К тому же, в Ветхом Завете есть такой эпизод, когда именно по этим трём вещам опознают одного из библейских патриархов, которому как-то удалось скрыть свою личность. Очень развит был институт печатей в античную пору. Причём он защищал не только типы собственности, например в Древней Греции, после смерти владельца, печать помещали в особый футляр и тоже его запечатывали до момента оглашения завещания. Печати вырезались, главным образом, на камне, как драгоценном так и полудрагоценном; и здесь можно выделить два вида печатей (матрицы) – это камеи, гермы и медали. Камея более использовалась как памятник искусства, а вот гермы и медаль – для запечатывания документов, запечатывания какой-нибудь ёмкости. Они отличаются тем, что на камеях изображение было выпуклым, а на медалях изображение вырезалось внутрь; характерно, что многие камеи, гермы и медали были произведениями искусства, и в античную эпоху их уже стали коллекционировать. Можно назвать одного такого крупного владельца коллекции этих предметов, это Понтийский царь Митридат VI Евпатор, поскольку эту коллекцию продемонстрировали римлянам во время триумфа над этим царём. Печати тогда имели различные изображения: могли быть портретные изображения, изображения богов, различных сценок и т.д. и т.п. Практически все они оторваны от окунем, мы не знаем имён их владельцев, но видемо изображения имели какую-то связь с владельцем. Во всяком случаи древнегреческий камениограф Аристофан, когда смеётся над одним персонажем из комедии «Народ афинский», он говорил, что у того на персте изображён жареный поросёнок. Очень широко до сих пор печати распространены в Китае. Мы можем проследить развитие этого института до зарождения Китайской цивилизации до, буквально, сегодняшнего дня. Причём печать используется широко как в палеографии и в различных произведениях живописи, то есть, это буквально то, что подтверждает подлинность данного произведения или вырезки.

Эпоха европейского средневековья сильно отличается от эпохи античности, поскольку в средневековье главным образом использовалась вислая печать – это печать, которая привешивалась к документу на шнуре: шнур продевался через документ, если надо было удостоверить подлинность его содержания, и в этот шнур обычно вставлялась печать. Либо, если надо было сохранить содержание документа доступным только адресату, Документ разворачивался, и внизу ставилась печать, удостоверяющая, что документ кто-то читал. Основные разновидности средневековых печатей: золотые печати (хрисобул), серебряные печати (обиобул) и свинцовые печати (мередбул). Они очень широко использовались и в Западной Европе, и в Византии. Причём очень строго оформление документа соответствовало печати. В частности, в Византии право использования золотой печати имело только два человека: император и патриарх Константинопольский (опять таки, документы, вышедшие из императорской канцелярии писались золотыми чернилами, а документы, вышедшие из патриаршей канцелярии – красными). В Западной Европе обязательно все постановления папы, они тоже снабжались печатью (от чего сами документы часто называются буллой). В XIV – XVI вв. постепенно идёт вытеснение вислых печатей печатями накладными; и даже специально, чтобы печать не портилась, создавался специальный конвертик, который эту печать закрывал.

В России сфрагистика складывается как наука в XIX в., причём в отсутствие картографии, обычно издавались точные копии печатей, гравированные. Один из первых документов с привешенными печатями: собрание государственных грамот и договоров, на которых были воспроизведены точные копии этих документов с привешенными печатями – очень мало сохранилось таких документов с такими печатями. Книга Иванова «Собрание печатей», где он прикладывает фотографии печатей, которые сохранились на документах из Московского архива, собрание большое, но пока ещё не полное. Вторая половина XX в. это действительно превращение русской сфрагистики в науку. Здесь прорывную роль сыграл двухтомник В.Л. Янина «Актовые печати Древней Руси», где была дана чёткая датировка по именам и по времени; печати, происходящие в основном из Древнего Новгорода (сейчас уже вышел 3-й том). В Новгороде, в среднем, одна печать – один документ, хотя на акте могло быть и несколько печатей: печати не только участников сделки, но и свидетелей по этой сделке. Здесь печать подтверждала подлинность. Дело в том, что во время опричного погрома Новгорода, Иван Грозный повелел привезти те документы из городского архива Новгорода, наиболее важная часть документов была забрана в Москву в Государственный архив. Всё остальное было выброшено на помойку. Документы изгнили, а сами печати были найдены археологами. И на основании этих печатей и была создана хронология и методы определения печатей. Использование печатей прослеживается с первых русских князей. У князя Игоря в своё время был заключён договор с Византией в 941 г., причём это первая фиксация того, что к документам прилагались печати. К этому документу были подвешены печати тех, кто участвовал в свидетельствовании и подписании этого договора. Очень характерно: материал печати как раз свидетельствует о социальном положении их владельцев: здесь говорится, что у княжеских дружинников были золотые печати, а у купцов были печати серебряные. Древнейшие печати, которые были найдены в «живом» виде – это малекдол Святослава Игоревича. Найдена она была в 1912 году, но потом она была утрачена; на ней было изображение двузубца. Письменные источники свидетельствуют о широком распространении печатей, особенно Киево-Печерский патерик. Когда необходимая сумма клалась в горшок, горшок закрывался, и привешивалась печать, чтобы довезено всё было в сохранности, и у отвозившего не было искушения воспользоваться этими деньгами.

Печати использовали князья, использовали церковные иерархи, использовали новгородские посадники свои печати, и были ещё печати у различных должностных лиц. Причём Янин мастерски определял владельцев печатей. Сложность в том, что многие исторические лица, которые использовали печати и упоминались в летописи, в летописи они называются русскими именами, а на печатях в основном ставятся их христианские имена. Институт вислой печати наследует в значительной степени византийские традиции. Находят в основном печати свинцовые, но само построение печати: на одной стороне изображалась, например, Богородица, если речь идёт о Новгородском владыке, или потрональные святые, если речь идёт о князьях или других должностных лицах; на другой стороне обычно вырезался текст молитвы с просьбой к святому или Богородице «сохранить владельца печати имярек». Каждый сезон приносит новые находки печатей (не только Новгород). Интересная находка была в подмосковной деревне Моговка, где было найдено множество свинцовых печатей на территории, где раньше стояла усадьба, прилегающая к древнерусскому летописному городу Шеренск. В этой усадьбе был архив, и сама усадьба имеет богатый инвентарь. Печати, в основном, XIII в. после монгольского нашествия (монголы до Шеренска не дошли). В Москве вислых печатей было найдено четыре штуки (хотя Москва раскопана гораздо лучше, чем Шеренск).

Один из самых интересных периодов развития печати начинается как раз в XIII в. и вплоть до времени Ивана Грозного – время расцвета личной печати. Когда печатями пользуются не только «сливки» тогдашнего общества, но и рядовые его чины. Этот период характеризуется меньшим употреблением вислых печатей, в большей степени печатями прикладными. Самих таких печатей, оттисков, сохранилось очень мало, а вот матриц сохранилось большое количество (более 300 находок). Виды этих печатей: перстни, на которых вырезан текст печати, бывают шейные печати и печати-штампы. Характерно, что печати есть именные («Печать имярек»), потому что как только государство запрещает сделки с земельной собственностью и берёт всё это дело под свой контроль, личная печать, как институт, теряет свою силу. На печатях второй половины XVI – XVII вв. уже присутствует термин «перстень», то есть печать – термин юридический, а перстень – любое украшение с печатью. Другие надписи на печатях; очень распространена надпись «Печать добрый человек» («добрый» значит «налогоплательщик», посадский человек), и есть печати, на которых написаны различные нравоучительные наставления: «На умного – крепость», «При славе будь смирен, а при печали – мудр» (самая распространённая). Это вполне соответствует христианскому миросозерцанию. Это очень напоминает надпись на перстне царя Соломона: «И это пройдёт». Где-то незадолго до татаро-монгольского нашествия на Руси переводят книгу «Пчела», составленную Максимом Исповедником в VIII в., и эта книга состояла из различных мудрых изречений. Там в основном цитаты из Библии, отцов Церкви, изречения святых, но там ещё были изречения, взятые из античных авторов. Это вплоть до XIX в. был основной источник по античности. Библейских цитат на перстнях почти не вырезали.

Были самые разные изображения. Эти изображения никоим образом не связаны с геральдикой. Это были эмблемы, которые выбирали владельцы печати, которые не являлись его родовым знаком, скорее личным. Некоторые сюжеты связаны с античностью, в частности из утраченного античного эпоса Эран Махия «борьба Пигмея с журавлём». Есть изображения всяких разных древних зверей, но это уже заимствовано из рассказов об Александре Македонском (гигантский муравей).

После того как возникает Русское централизованное государство (Московское государство) появляется государственная печать. Государственная печать существует всегда в двух вариантах: малая и большая. На малой, обычно, изображается государственный герб и малый титул государя, на большёй государственной печати изображается государственный герб, нередко в окружении земельных гербов, и большёй титул государя. Когда государство берёт на себя функцию распределения земельной собственности и привилегий, то всё это дело запечатывается печатями – малыми; большая печать, как правило, использовалась при заключении международных договоров или для указов первостепенной важности. Оттески малых печатей бывают двух вариантов: либо красного цвета, либо чёрного. Здесь цвет печати указывает на характер документа: если документ содержал привилегии, к нему прикладывалась красная печать, а если документ говорил о каких-то обязанностях, то прикладывалась печать чёрная; исключением были документы, которые выходили из патриаршей канцелярии – всегда красная печать. Геральдические элементы появляются на печатях примерно с середины XVII в., когда какие-то геральдические идеи начинают проникать в Русское государство. Тогда уже появляется идея личного герба, но это уже, скорее всего, под воздействием польско-украинско-белорусской культуры, где это было развито сильнее, чем на Руси и более в раннее время. Тогда принадлежность к шляхетству определяла герб, который служил и печатью. Таких печатей не очень много существует, но было много печатей с наборами геральдических элементов, особенно среди иерархов. Даже сохранился такой редкий стих, посвящённый изображению на печати архимандрита Новоспасского монастыря, сама печать не сохранилась, но по этим стихам можно определить, как печать выглядела. С Петровских времён герб узаконивается, появляются печати и с личными дворянскими гербами. Можно сказать, что XIX – начало XX вв. это тоже расцвет личной печати, причём это могут быть печати с гербами, могут быть печати с инициалами владельца, очень широко они используются. После революции личная печать исчезает, сейчас это по тихонечко возрождается.

Были печати государственных учреждений. В Московской Руси, в обязательном порядке, все приказы имели свои печати, где указывалось название приказа и эмблема, указывающая на его функцию. В частности, на печати приказа сибирского дворца изображался герб Сибири в виде соболя. По мере роста бюрократического аппарата, число печатей множилось в диаметрической последовательности. Как раз, начиная с эпохи Петра I, печати государственных учреждений заметно упрощаются, основным элементом становится герб государства, двуглавый орёл. Запечатывались тогда не только документы, но и было такое понятие «орлёный шток» - когда ставилась печать на шток с водкой, удостоверяющий что качество гарантировано государством. Очень широко использовались печати в почтовом деле. С одной стороны почтовая печать гарантировала сохранность внутреннего содержания письма или посылки, а с другой стороны по печатям можно было определить время, которое использовалось для доставки корреспонденции. В советское время сохранилась эта схема печатей учреждений, только вместо двуглавого орла, в зависимости от подчинённости учреждения, ставился государственный герб, либо герб союзной республики. Из-за забюрокраченности советских органов приводило к тому, что количество печатей множилось на разные случаи. В нынешнее время появляются печати, которых раньше не было – это наборные печати: агрегат и к нему набор букв плюс пинцет, чтобы из букв набрать нужный набор слов, плюс штемпельная подушка. В почтовом деле существует ещё, так называемая, «печать первого дня» (сделано специально для коллекционеров) – первый день выпуска почтовой марки в обращение, проводится специальное их гашение «печатями первого дня». Так же существуют всякого рода сувенирные печати.

О печатях есть книги: Н. Лихачёва; каталоги печатей, времён средневековья; исследования Соколовой, посвященные византийским печатям; учебное пособие Каменцевой и Устюгова «Русская геральдика и сфрагистика»; книги Соболевой «Русские печати»; труд Лакероуа «Русская геральдика»; книга Студиковича и Маниловой «О неизвестных источниках по русской сфрагистики»; Неверов «Античные веры».



2015-12-07 783 Обсуждений (0)
Древнерусская сфрагистика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнерусская сфрагистика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)