Понятийно-терминологическое обеспечение исследования
Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. По тому, как выпускник пользуется ими, судят о его компетентности и даже уме. Любая дипломная работа имеет внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории и соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие четко и просто представлять тему. При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила: ♦ Правило первое: используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскрытия темы, не перегружайте ею текст. ♦ Правило второе: пользуйтесь лишь понятными вам терминами. ♦ Правило третье: сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина В тексте должно быть все понятно. Если вводятся новые научные термины, давайте их определения, аббревиатуры расшифровывайте, к сложным словам и мыслям подбирайте синонимичные. Этим вы продемонстрируете ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату и уважение к читающему. Надо избегать частого повтора в тексте одного и того же термина. Желательно обращаться к нему не чаще чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным. Возможно, что часть полученных при чтении научной литературы данных окажется бесполезной, так как очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Понятийно-терминологическое обеспечение исследования 7.4. Методика и техника работы над содержанием. Работа над текстом дипломной работы может осуществляться в следующем порядке: - предварительный отбор материала; - конспектирование, выписки, отбор материала; - систематизация материала; - составление предварительного плана работы; - окончательный отбор материала; - составление окончательного плана литературного оформления; - составление чернового варианта; - правка; - предварительное оформление работы; - окончательное оформление работы. Форма будущего научного произведения в некоторой степени определяется при составлении предварительного плана работы. Уже на этой стадии вырисовываются контуры будущей работы ( лавы, разделы, подразделы и т. п.), намечаются характер и объем иллюстрированного материала, завершается в основном классификация источников. Примерная последовательность этапов работы по литературному оформлению включает следующее: - определение соотношения объемов запланированного и фактически собранного материала; - определение соответствия фактической структуры работы (главы, раздела, пункта) и предусмотренной в предварительном плане, выявление потребности что-то расчленить или объединить; - уточнение предварительного плана работы (добавить, сократить); - проверка логической связи между частями нового плана работы. Языку и стилю научной работы следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языковая, стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются: - специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.); - противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); - причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого,кроме того, к тому же); - переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть); - итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). В качестве средств связи могут быть использованы местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.). Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях мыслительного пути. Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством; слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения. На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка, поэтому эмоциональные языковые элементы в научных работах не играют особой роли. Специальные термины дают возможность в краткой и лаконичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Причем научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |