Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятийно-терминологическое обеспечение исследования



2015-12-07 615 Обсуждений (0)
Понятийно-терминологическое обеспечение исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Научные понятия, представленные в тексте как термины, со­ставляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. По тому, как выпуск­ник пользуется ими, судят о его компетентности и даже уме.

Любая дипломная работа имеет внут­реннюю систему понятий, в которой есть свои категории и со­подчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать про­тиворечия и излишества, мешающие четко и просто представ­лять тему. При использовании научной терминологии следует соблю­дать некоторые правила:

Правило первое: используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскры­тия темы, не перегружайте ею текст.

Правило второе: пользуйтесь лишь понятными вам терми­нами.

Правило третье: сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина

В тексте должно быть все понятно. Если вво­дятся новые научные термины, давайте их определения, аб­бревиатуры расшифровывайте, к сложным словам и мыслям подбирайте синонимичные. Этим вы продемонстрируете яс­ность мысли, творческий подход к понятийно-терминологи­ческому аппарату и уважение к читающему.

Надо избегать частого повтора в тексте одного и того же термина. Желательно обращаться к нему не чаще чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным.

Возможно, что часть полученных при чтении научной литературы данных окажется бесполезной, так как очень ред­ко они используются полностью. Поэтому необходим их тща­тельный отбор и оценка. Научное творчество включает значи­тельную часть черновой работы, связанной с подбором основ­ной и дополнительной информации, ее обобщением и представ­лением в форме, удобной для анализа и выводов. Понятийно-терминологическое обеспечение исследования

7.4. Методика и техника работы над содержанием.

Работа над текстом дипломной работы может осуществляться в следую­щем порядке:

- предварительный отбор материала;

- конспектирование, выписки, отбор материала;

- систематизация материала;

- составление предварительного плана работы;

- окончательный отбор материала;

- составление окончательного плана литературного оформления;

- составление чернового варианта;

- правка;

- предварительное оформление работы;

- окончательное оформление работы.

Форма будущего научного произведения в некоторой сте­пени определяется при составлении предварительного плана работы. Уже на этой стадии вырисовываются контуры буду­щей работы ( лавы, разделы, подразделы и т. п.), намечаются характер и объем иллюстрированного материала, завершается в основном классификация источников.

Примерная последовательность этапов работы по литера­турному оформлению включает следующее:

- определение соотношения объемов запланированного и фактически собранного материала;

- определение соответствия фактической структуры работы (главы, раздела, пункта) и предусмотренной в предваритель­ном плане, выявление потребности что-то расчленить или объе­динить;

- уточнение предварительного плана работы (добавить, сократить);

- проверка логической связи между частями нового плана работы.

Языку и стилю научной работы следует уделять самое се­рьезное внимание. Действительно, именно языковая, стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей куль­туре ее автора. Язык и стиль научной работы как часть пись­менной научной речи сложились под влиянием так называемо­го академического этикета, суть которого заключается в ин­терпретации собственной и привлекаемых точек зрения с це­лью обоснования научной истины.

Для научного текста характерны смысловая закончен­ность, целостность и связность.

Важнейшим средством выражения логических связей явля­ются:

- специальные функционально-синтаксические средства свя­зи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, по­этому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого,кроме того, к тому же);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рас­смотреть);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

В качестве средств связи могут быть использованы место­имения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях мыслительного пути. Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен слу­жить доказательством; слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставле­ния, «ибо» - объяснения.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не ос­новным признаком является целенаправленность и прагмати­ческая установка, поэтому эмоциональные языковые элемен­ты в научных работах не играют особой роли. Специальные термины дают возможность в краткой и лаконичной форме давать развернутые определения и харак­теристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Причем научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную термино­логию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

 



2015-12-07 615 Обсуждений (0)
Понятийно-терминологическое обеспечение исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятийно-терминологическое обеспечение исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)