Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду



2015-12-07 630 Обсуждений (0)
Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду 0.00 из 5.00 0 оценок




Цвет города

·

Сегодня можно говорить о том, что в столице серьезно нарушена видеоэкология восприятия среды жизнедеятельности москвичей. Огромное количество не к месту расположенных рекламных носителей, изобилие безвкусных, пестрых, разностилевых киосков искажает облик Москвы, одного из самых красивых городов мира.

Бурные темпы социально-экономического развития Москвы на рубеже XX-XXI веков привели к ощутимому обострению экологических проблем столицы. В условиях интенсификации использования и усиливающейся многофункциональности городского пространства значение цветовой среды для жителей города существенно возросло.

Создание гармоничного городского пространства, экологичного во всех отношениях, невозможно без комплексного решения проблем, связанных с колористикой, архитектурным освещением, с определением площадей для размещения рекламы. Нельзя также забывать о благоустройстве территорий, цветочном оформлении столицы, использовании современного дизайна остановочных пунктов и торговых павильонов.

В решении этих задач на помощь может и должен прийти цвет. Он выступает неким связующим звеном между элементами архитектуры и дизайна. Цвет может придать городскому пространству конкретную стилевую направленность, объединить разнохарактерные и разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать ансамблевое восприятие фрагмента урбанизированной среды или разрушить его.

Цветовая среда оказывает огромное влияние на жизнедеятельность горожан. Колористика окружения обладает способностью воздействовать на человека, на его эмоциональное состояние, волновать или успокаивать, создавать определенное настроение, вызывать ассоциативные сравнения и, самое главное, формировать в сознании людей ощущение красоты и гармонии или раздражения и дискомфорта. В основе цветовосприятия человека лежит свойство света вызывать соответствующее зрительное ощущение, передающееся в головной мозг и провоцирующее те или иные эмоциональные реакции.

Колористика города характеризуется совокупностью множества цветоносителей, которые образуют подвижную пространственную цветовую палитру, связанную с изменением природной полигамии и городской среды, с развитием художественной культуры и техническим прогрессом, а также с уровнем общественного интеллекта.

Люди, живущие в городе, постоянно сталкиваются с окружающим их пространственно-предметным миром, где все имеет цвет. Все в городе воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, которое всегда динамично и изменяется с определенной периодичностью. Цвет подвижен и находится в тесной связи с природными особенностями и расположением города, постоянным изменением архитектуры и дизайна зданий, вкусами и материальными возможностями общества, развитием культуры и технического прогресса.

Чем крупнее город, тем большее количество цветоносителей участвует в формировании цветового облика визуально воспринимаемого пространства, тем более трудной становится задача создания гармонии его восприятия, поддержания колористического своеобразия его среды.

Для современного города чрезвычайно важен поиск путей упорядочения цветовых характеристик визуально воспринимаемого пространства. Целью цветового проектирования является разработка способов колористической гармонизации цветовой среды, в которой человек должен чувствовать себя комфортно в эстетическом и в психоэмоциональном аспектах. Предметом проектирования является сама среда, а объектом служит все: от малых форм (транспорта, элементов дизайна, цветочного и праздничного оформления, рекламы, мощения дорожных покрытий) до макроэлементов города (зданий, улиц, кварталов, микрорайонов и округов).

В крупных городах из-за хаотичности размещения вывесок, информационных щитов, рекламы, пестрых торговых точек в сознании человека нарушается цветовой баланс, создается беспокойство, внутренний дискомфорт, что нередко приводит к стрессовым состояниям и болезням. Не случайно во многих городах мира существуют запреты на размещение рекламы в исторических центрах.

Невозможно переоценить организующую роль цвета в создании целостности восприятия урбанистического пространства. При этом необходимо иметь в виду, что колористика представляет собой специальный объект архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования. Подобно тому как существуют архитекторы-градостроители, архитекторы-"ландшафтники", архитекторы-"объемщики", должны существовать архитекторы-колористы, рассматривающие специфические вопросы цвета в архитектуре и дизайне города.

Проектируя отдельный объект, автор-архитектор, как правило, решает локальную задачу колористики фасадов своего здания, не анализируя цветовое окружение нового строения в контексте уличной или квартальной застройки.

Художественно-эстетическая функция колористического проектирования заключается в формировании гармоничного визуально воспринимаемого пространства улицы, площади, двора, а также в создании запоминающихся городских образов, позитивно влияющих на эмоциональное состояние человека. Не случайно в последнее время цвет становится объектом пристального внимания архитекторов, дизайнеров, психологов и социологов. В развитых странах появляется все больше учреждений и организаций, профессионально занимающихся исследованием роли цвета в городской среде.

Каждый исторический город уникален в своем колористическом проявлении. Формируясь во времени на протяжении определенного периода, каждый из них имеет характерную цветовую палитру, зависящую от объективных, субъективных, социальных, экономических и культурно-эстетических факторов.

В любом городе происходят процессы, не зависящие от желания его жителей. Сменяются времена года, чередуются день и ночь, светит солнце и идет дождь, распускается, желтеет и опадает листва. Все это образует совокупность объективных факторов, которые своими цветовыми проявлениями так или иначе влияют на настроение и деятельность человека. В какой бы части земного шара ни находилось городское образование и сколь бы велико или мало оно ни было, формирование архитектуры города и дизайна городской среды происходит под воздействием этих факторов, опосредованных через человеческое сознание. Городская архитектура и средовой дизайн представляют собой весьма сложное взаимодействие различных форм, больших и малых объектов визуальной информации, элементов природы и способов обработки земли.

По законам физики все материальные объекты имеют свой цвет. С относительной степенью условности в городском пространстве можно выделить три группы цветоносителей: наиболее постоянные, условно меняющиеся и быстроменяющиеся.

К первым относятся основные цветоносители в городе: фасады зданий, обработанная определенным образом земля и некоторые элементы природного мира. Изучение этих цветоносителей особенно важно, так как именно они должны формировать цветовой баланс в городе, характеризовать его своеобразие, нести цветовую культуру прошлого и настоящего.

Ко вторым принадлежит большое количество элементов урбанистического дизайна, малых архитектурных форм, транспорт, реклама, оформление первых этажей зданий.

Третья группа цветоносителей быстро меняется и связана с естественной необходимостью скорой замены. Это цветочное оформление, праздничное убранство, газоны и низкая зелень, контейнерная зелень, т.е. объекты, меняющие свой цвет в зависимости от смены времен года.

Изучение взаимодействия всех групп цветоносителей и их количества в пространстве города является крайне важным, потому что именно цветовое поле ежедневно влияет на психоэмоциональное состояние горожан.

В этой связи на первый план выходит широкий круг вопросов формирования цветовой гармонии городской среды. В каждом городе существует определенное количество цветоносителей, представляющих собой цветопространственное поле среды. Однако цветограмма может иметь различную насыщенность для каждого конкретного города и периода его развития. От количественных и качественных характеристик цветоносителей, их взаимодействия зависит художественно-эстетическое восприятие среды, в которой находится человек. Поэтому каждый цветоноситель в городе должен быть специально исследован и иметь базовую цветовую палитру. Грамотное сочетание этих палитр позволит профессионалам подойти к реальному проектированию среды, используя цветовые свойства объектов с целью гармонизации урбанистических пространств.

Ее базу составили исторические принципы формирования города. Выявлены основные зоны колористической организации столицы: центральное ядро, буферные зоны с сохранением жилой застройки 30-50-х гг. XX в., переосмыслены маловыразительные застройки 60-80-х годов, а также районы новостроек.

Основные положения Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года направлены на сохранение историко-культурного наследия, обеспечение исторической преемственности в развитии планированного и архитектурно-пространственного градостроительного каркаса. Концепция колористической организации Москвы, разработанная специалистами Центра цвета, вошла в состав раздела "Комплексное благоустройство города" генеральной схемы развития.

На территории города выделяются памятники архитектуры, исторические ансамбли, цвет которых изучен детальными проектами их реставраций. К более гармоничной и упорядоченной цветовой организации рекомендованы площади, главные радиальные и кольцевые магистрали, основные градостроительные узлы, пересечения транспортных путей, территории у выходов из метрополитена. В особую категорию выделяются уникальные современные здания и комплексы.

Генеральным планом города предусмотрена колористическая организация водных артерий Москвы - Москвы-реки, водоотводного канала, реки Яузы. Основным принципом благоустройства набережных является акцентирование наиболее значимых архитектурных ансамблей по берегам рек, обустройство и яркое оформление пристаней, оригинальное колористическое решение мостов. Особым объектом дизайнерских разработок станет система Московской кольцевой автодороги, транспортные развязки и въезды в город.

В соответствии с утвержденным Генеральным планом и анализом сегодняшнего состояния городского пространства Центр цвета дал рекомендации по колористической организации среды жизнедеятельности горожан в соответствии с зонированием территорий.

Изучение центральной зоны столицы выявило практическое отсутствие на ее улицах мест для отдыха постоянных жителей, зеленых насаждений, эстетичных форм малой архитектуры. Неудовлетворительное положение усугубляется огромным количеством транспорта и беспорядочно расположенной рекламы. Эти факторы создают неблагоприятное воздействие на здоровье проживающих в центре людей.

Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду.

Однако некоторые рекомендации по ее организации сделать можно:

Прежде всего нужно увеличить количество зелени как стационарного, так и нестационарного размещения - в вазонах, ящиках, клумбах, во дворах, на крышах.

Необходимо срочно решить вопрос о частичном выводе рекламы из центральных кварталов. Тогда на фасадах зданий проступит исторический цвет Москвы, тем более что в центре города восстановлено и отреставрировано множество построек различных стилей и эпох.

Пришло время подумать и о едином стиле отдельно стоящих павильонов, остановочных пунктов и малых архитектурных форм в центре столицы, а также о благоустройстве площадей у выходов из метро, которые в настоящее время представляют нагромождение разностилевых, безвкусных построек, пестрящих рекламой.

 

 

Хотя типовая застройка сегодня по-прежнему преобладает в так называемых «спальных» районах, современная градостроительная политика во многих городах предполагает гораздо более яркое и разнообразное цветовое оформление фасадов и кровель, сочетающееся с окружающим ландшафтом.

Не секрет, что в последние десятилетия многие российские города развивались хаотично, без четко сформулированной градостроительной концепции. В результате даже в историческом центре можно обнаружить соседство старых усадеб и строений, представляющих архитектурную ценность, с невыразительными панельными «коробками». В условиях несоблюдения единства архитектурного стиля можно и не говорить об отсутствии единого цветового решения хотя бы для отдельных кварталов. Как результат — на улицах городов можно столкнуться либо с настоящей какофонией цветовых решений, либо с повторяющимися от улицы к улице серыми и однообразными блочными домами с одинаковыми металлическими крышами.

«Вспомните, что вы видели из окна самолета, подлетая к Москве? Картина, предстающая взору изумленного зрителя, напоминает груду рассыпавшихся консервных банок без этикеток, — говорит Татьяна Семёнова, профессор МАрхИ, руководитель «Центра цвета города» Московского комитета архитектуры правительства Москвы. — Больше вы ничего не увидите, потому что практически все кровли в Подмосковье, да и 80% кровель в самой Москве, за исключением центра и новых районов, выполнены из листовой оцинкованной стали»[1].

Однако во многих городах ситуация меняется. Там, где до сих пор не было серьезного надзора за развитием строительства, не только архитекторы, но и муниципальная администрация обращают внимание на проблемы стиля и внешнего вида города. На сегодняшний день уже почти в каждом населенном пункте существуют собственные градостроительные советы и надзорные органы, осуществляющие контроль над реализуемыми проектами. И внимание их направлено не только на регламентирование строительства в историческом центре, где каждое здание необходимо вписать в окружающее пространство по стилистике и цветовому решению, но и на новые районы. Примером тому может служить Новосибирск, где условие цветового оформления было поставлено перед застройщиками на уровне местного законодательства[2].

«Судить о смене приоритетов в городской застройке можно по изменению характера заказов на облицовку для вентилируемых фасадов и кровель, — отмечает Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу Группы компаний «Металл Профиль». — Если раньше для нужд городской застройки у нас заказывали в основном продукцию в серо-сине-белой гамме, то сегодня эта палитра становится куда шире и разнообразнее. Сейчас главное для производителя — иметь в своем ассортименте разнообразные цветовые решения и быть готовым к тому, что при общем росте отгрузки объем заказов по каждому цвету в отдельности будет снижаться».

 

Фактор цвета

Цвет является ничуть не менее важным фактором для восприятия архитектурных объектов, чем стиль. Это не просто средство придания живописности городу, это показатель качества городской среды и пригодности ее для проживания. В то же время это еще и один из важнейших аспектов благоустройства, а также значимый социальный фактор, ведь мало кто будет спорить, что колористические решения влияют и на психологическое состояние человека.

«Образ и облик городов формирует колористика, — считает Александр Гамалей, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды НГАХА. — И для Новосибирска эта задача стоит очень остро. Часто можно слышать мнение, что наш город серый. Но я категорически с этим не согласен. Возможно, улицы недостаточно озеленены и убраны, но цветовые решения яркие и своеобразные»[3].

Есть у цвета и вполне утилитарные функции: благодаря оригинальным колористическим решениям люди узнают дома «в лицо». Кроме того, многие застройщики отмечают повышение спроса на квартиры в нестандартных с точки зрения цветового оформления жилых зданиях.

Естественно, никакое цветовое решение здания не может и не должно быть случайным. При разработке проекта архитектору необходимо учитывать множество факторов: от особенностей окружающего ландшафта до стилистики других домов микрорайона. К примеру, в Положении о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве[4], подписанным весной2012 г. московским мэром Сергеем Собяниным, выделяются следующие обязательные для рассмотрения факторы:

- функциональное назначение объекта;

- местоположение здания в структуре города, округа, района, квартала (а также относительно красной линии застройки[5]);

- зоны визуального восприятия (формирование общей панорамы, выделение доминант и т. п.);

- архетип и стилистика окружающей застройки;

- тектоника объекта[6];

- архитектурная колористика окружающих объектов;

- материал существующих ограждающих конструкций.

«В каждом микрорайоне цветовое решение индивидуально. Оно должно быть связано с тем, где микрорайон находится, примыкают ли к нему исторические кварталы, как воздействует природное окружение, — объясняет Игорь Бирюков, народный архитектор России, генеральный директор ГУП «Моспроект-3». — Одним словом, конкретная градостроительная ситуация диктует, как надо подходить к разработке колористического решения. Здесь много составляющих, и обязательно должны применяться разные подходы на различных территориях. В Москве сейчас хотят унифицировать решение этой задачи, создав атлас типовых колористических решений. Был объявлен конкурс на реализацию данного проекта. Мы подали на него заявку, однако насколько получится стандартизовать цветовые схемы, я не знаю».

Вне столицы и исторических центров крупных городов, безусловно, колористическая политика прописана не так жестко. «Общегородских требований у нас сейчас нет, в части цветовых решений выбор практически не ограничен, — говорит Сергей Алмаев, главный архитектор строительной компании «Материк» (Самара). — Но любой проект требует согласования с главным архитектором города. Кроме того, есть экспертиза, которая требует соблюдения всех норм и правил. Возможно, построение единой колористической политики и будет целесообразно. Хотя необходимости в этом я не вижу. Я давно проектирую, с 1980 года, и считаю, что как раз массовое применение общих требований, которые были раньше, и дало такую серость нашей застройке. На мой взгляд, всё должно зависеть от конкретного участка, архитектора, застройщика и заказчика».

Еще 10–20 лет назад сложное цветовое решение значительно повышало стоимость строительства и обслуживания здания из-за отсутствия необходимых материалов. В особенности это относится к кровлям, оптимальным покрытием для которых считалась обычная «оцинковка». Сама по себе она не придает зданиям привлекательности, а краска на оцинкованном стальном листе держится плохо. В этих условиях единственным способом варьировать цвета было использование более дорогих кровельных материалов, что не устраивало застройщиков, стремившихся минимизировать свои затраты. Это и привело к появлению серо-сине-белой России.

Сегодня разнообразить колористические решения позволяют современные полимерные защитные покрытия для стали. Однако здесь все еще действуют факторы, сужающие возможность выбора цвета. «Металлургические комбинаты не могут окрашивать малые объемы листового проката, выпуская ограниченный «тираж» нужного архитектору оттенка, — объясняет Сергей Якубов. — Для запуска в производство стали с покрытием нестандартного цвета требуется обеспечить определенный гарантированный объем спроса. И пока архитекторами были востребованы только стандартные синие и серые цвета, эта проблема напоминала замкнутый круг».

Но сейчас решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки. Во-первых, на «нестандартные» цветовые решения появился спрос, формируемый самими архитекторами как по запросу заказчиков, так и под влиянием новых законодательных норм в регионах. Во-вторых, в игру вступили крупные переработчики стали. За счет сбора большого количества мелких заказов на определенные цветовые решения они могут формировать крупные заказы для металлургических комбинатов, предлагая на выходе широкий ассортимент цветов и оттенков.

Не стоит забывать и о том, что проверенный поставщик — это еще и гарантия долговечности облицовочных материалов и их устойчивости к выцветанию под воздействием различных факторов окружающей среды. Особенно актуально это становится с появлением более ярких, интересных решений, а также в крупных городах, где неблагоприятная экологическая обстановка неизбежно сокращает сроки службы материалов.

«Я считаю, что мы сегодня живем в совершенно другом времени, не так, как мы жили, скажем, 10–15 лет назад, — подводит итог Татьяна Семёнова («Центр цвета города», Москва). — Следовательно, и роль современного архитектора несколько изменилась. Автор проекта должен убеждать заказчика в необходимости применения прогрессивных фасадных материалов, возможно, не всегда дешевых, но позволяющих в значительной степени улучшать архитектурный облик зданий и тем самым повышать эстетическое качество городской застройки. Если же мы продолжим работать по-старинке, то есть будем идти на поводу у инвестора, заинтересованного в том, чтобы построить подешевле и продать подороже, если не пересмотрим свое отношение к строительному процессу и не осознаем своей роли в этом процессе, если не будем работать так, как работает весь цивилизованный мир, то, скорее всего, скатимся на тот уровень, на котором находились 15 лет назад»[7].

 

 



2015-12-07 630 Обсуждений (0)
Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)