Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополистическая конкуренция



2015-12-07 6506 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




Более распространенной фирмой несовершенного конкурентного рынка в современных условиях является монополистическая конкуренция, а для экономически развитых стран – олигополия.

Монополистическая конкуренция по основным признакам близка к чистой конкуренции, но обладает рядом существенных отличий.

Признаки монополистической конкуренции:

1. Большое количество фирм. Их много, но меньше чем в чистой конкуренции. При этом фирмы могут быть мелкими, средними и крупными.

2. Главное отличие от чистой конкуренции – Дифференцированный продукт – назначение его общее, но различается по физическим свойствам, объемами представляемых услуг, географической распространенностью, технологией производства, издержками и т.д. (мыло – жидкое, твердое, хозяйственное, детское, косметическое, банное и т.п.). Дифференциация создает монопольную среду, так как фирма, производя индивидуализированный продукт является единственной в своем роде. Чем выше степень дифференциации товара, тем сильнее ограничена конкуренция. В силу дифференциации продукта возможно существование малых предприятий монополистов (ресторан китайской, украинской, французской кухни и т.п.).

3. Свободный вход и выход на рынок. Фирме достаточно найти свою нишу дифференцированного товара, кроме того ограничения возможны со стороны необходимого объема капитала.

4. Существует определенная, но не существенная степень контроля над ценой. В масштабах всего рынка цены контролировать не возможно, так как товары имеют существенные отличия. Возможен контроль над ценой индивидуального продукта, но и он ограничен, так как товары взаимозаменяемы.

5. Доступ к информации несколько ограничен, так как много фирм и полностью ее скрыть нельзя. В основном скрываются технологии производства.

6. В основном используются методы неценовой конкуренции. Так как товары дифференцированы, то и цены на них разные, а следовательно, потребитель ориентируется не на цену, а на особые свойства товары, предпочтительные для него. В связи с этим широкое распространение в этой модели получили реклама, товарные знаки, торговые марки. Возможно использование ценовой конкуренции.

Олигополия.

Олигополия (в переводе с греческого – Oligos – немногим; Poleo – продаю). Наиболее распространенная модель рынка в развитых странах и более близкая к чистой монополии, что требует усиления контроля над рынком со стороны государства, потому что олигополия легко может перерасти в чистую монополию. Олигополия – это господство, наибольшего числа крупных фирм в производстве и на рынке.

Основные признаки олигополии:

1. Малое число фирм – от 2 до 4 – 5, представленных крупнейшими производствами

2. Существует однородный (стандартизированный) и дифференцированный продукт. В качестве примера однородной олигополии следует указать нефтяную отрасль России, в которой ведущими фирмами являются «Лукойл», «ТНК-ВР», «Сибнефть», «Юкос». Примером дифференцированной олигополии являются рынки автомобильного производства США, России и др. стран.

3. Обычно имеются весьма существенные барьеры на входе в рынок. В качестве основных барьеров могут выступать: величена капитала, необходимого новой фирме для организации своей деятельности; эффект масштаба, т.е. труднодостижимые объемы крупного производства; монополия на источники производственных ресурсов (сырья); владение патентами, лицензиями и т.п. В некоторых случаях барьеры создает государство, ограничивая доступ иностранных фирм на внутренний рынок (конфликт США и Японии середины 90-х гг. ХХ в. связанный с импортом японских автомобилей на американский рынок).

4. Нелегальный контроль над ценой. Открытый контроль фирм над ценой запрещен (антимонопольным) антитрестовским законодательством, а ценовая конкуренция может привести к «ценовой войне» и потери прибыли. В этой связи фирмы заключают так называемое «джентльменское соглашение о цене» – тайный сговор, которому предшествует анализ возможных последствий, принятых решений и ответных шагов конкурентов. Кроме того, используется система «лидерства в цене», при которой все фирмы подстраиваются под ценовую политику явного лидера. Все же в условиях олигополии цены меняются.

5. Доступ к информации ограничен значительно и, как следствие, процветает промышленный шпионаж. Информация скрывается не только от конкурентов, потребителей, но и от государства.

6. Ценовая конкуренция невыгодна, так как ответные действия конкурентов очень существенны. Преобладает неценовая конкуренция соперничество в техническом превосходстве, высокого качества, надежности, эффективности производства, способа сбыта, гарантии, условия оплаты, рекламы, широкое применение результатов НТП.

Таким образом, в условиях олигополии существенна взаимосвязь между фирмами в решении вопросов о цене и объеме производства; производство достигает огромных масштабов; конкуренция значительно ограничена, что создает условия для получения монопольной прибыли.

Чистая монополия.

Чистая монополия является прямой противоположностью чистой конкуренции.

Признаки чистой монополии:

1. Присутствует одна фирма, которая полностью контролирует весь рынок в отрасли или же межотраслевой, не встречая противодействия со стороны производителей.

2. Дифференциации продукта нет – производят однородный, уникальный (единственный в своем роде) продукт, не имеющий заменителей.

3. Непреодолимые барьеры входа на рынок. Барьеры такие же, что и в условиях олигополии.

4. Полный контроль над ценой. Монополии являются ценопроизводителями, так как устанавливают цены по своему усмотрению => Закон предложения не действует. Есть только кривая спроса => нет равновесной цены, а формируется монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости в целях получения монопольного дохода.

5. Доступ к информации ограничен существенно.

6. Очень типична неценовая конкуренция, но развита слабо, т.к. конкуренция отсутствует.

Используется для создания положительного имиджа компании, что так же может быть барьером для вхождения в рынок новых фирм.

В реальной жизни рынки чистой монополии представлены естественными монополиями.



2015-12-07 6506 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополистическая конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)