Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы цветовых контрастов. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты



2015-12-07 688 Обсуждений (0)
Системы цветовых контрастов. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
жёлтый - фиолетовый
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый
оранжевый - синий
красно-оранжевый - сине-зелёный
красный - зелёный
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.
Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:
жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий - оранжевый = синий, жёлтый + красный;
красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.
Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов так-же превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела "Физика цвета", когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе "цветовая гармония" было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.
Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.

 

24. Понятие колорита в искусстве.

В живописи Само понятие происходит от латинского слова «цвет» (color). Что такое колорит? Можно сказать, что это цветовой строй произведения, то богатство и согласованность цветов, которую мы можем визуально определить. Колорит является важным компонентом и инструментом для создания художественного образа, средством выразительности в искусстве. Он помогает передавать чувства художника и его настроение. По разновидностям колорит бывает теплым и холодным, темным или же светлым. Хорошее чувство колорита – бесценный дар для творчества. Многие известные русские художники – мировые уже классики – прекрасно владели этим чувством. Яркие примеры – картины Айвазовского и Врубеля, Репина и Сурикова, Шишкина и Коровина.

В музыке Что такое колорит в музыке, являющейся одним из видов искусства? Здесь данное понятие применяется, как правило, когда хотят подчеркнуть, что произведению (или тому или иному эпизоду) присуща некая эмоциональная окраска. Подобное достигается использованием различных тембров, регистров, необычного звучания редких инструментов и тому подобными музыкальными хитростями.
В фотографииДанное понятие является одним из важнейших и в искусстве фотографии. Это изобразительное средство используется художником-фотографом для наилучшей передачи глубокого содержания снимков. Основа – цвета и тональность, подобранная умело фактура и освещение. Используемый зачастую прием – цветовая организация снимаемого объекта (при создании художественной фотографии). Оценивается направление потока света , светотень, контрастность освещения. Наверное, поэтому настоящие высокохудожественные снимки знаменитых фотографов котируются не менее живописных полотен.

25. Типы колорита.Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются следующие условия:

- одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения.

- обобщающий налет какого-либо цвета.

- "световая вуаль", т.е. все цвета одинаково насыщены.

 

Типы колорита.

1) Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный).

Применяется этот тип колорита:

- в "примитивных" культурах;

- в народном искусстве;

- в городском фольклоре;

- в искусстве китч (низкопробное искусство);

- в агитационной и рекламной графике;

- в авангардном течении живописи XX века;

- в детском, молодежном и спортивном дизайне;

- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;

- в геральдике;

- в карнавальном искусстве.

 

2) Разбеленный колорит. См. рис2. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.

 

3) Зачерненный колорит. Это подмесь в произведение черного цвета. Произведения с зачерненным колоритом выражают тайну, трагизм, старость, угасание, черные мысли, в понимании мира нет ясности.

 

4) Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми.

5) Классический колорит. Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они всегда приглушены и смягчены чем-либо (см. любое классическое произведение).

 

В дизайне часто применяется смешение колоритов.

 

26. Характерные особенности мифологического периода в истории изучения цвета.

Миф в своей структуре содержит цвет, который в оформленном виде (ми-фообразе) имеет определённый смысл. Смысл цвета в мифе является сакраль-ным и обладает высокой темпоральной характеристикой, так как однажды присвоенный смысл определённому цвету практически не изменяется на протяжении всего существования мифа. Смысл цвета в мифе имеет прямое продолжение в религиозных канонах.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие, в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета обладают чётким значением.

Мифологическая ”палитра” сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро. Особое место среди этих цветов занимает синий.

Черный, красный и белый могут в пределах одной и той же культуры воплощать и жизнь, и смерть; золото и серебро воспринимается и как благое, и как гибельное. Однако синий цвет практически лишен амбивалентности, будучи связан с потусторонним миром и смертоносным началом.

Синий цвет устойчиво маркирован как цвет смерти, а также чародейства – его носят мстители и убийцы, а также герои, стремящие навстречу смерти; его носят колдуньи и ясновидцы; его носит Один, владыка как воинов, так и магии. Синий бык известен алтайским народам, у которых он является воплощением преисподней, а также всякого конца. Вообще мифологическое сращение север–синий–беда очень устойчиво. Добавим к этому и христианскую символику синих одежд Богородицы как знак скорби.

Разумеется, синий цвет выступает не только как воплощение смерти; но и в благой своей ипостаси он отчетливо связан с потусторонним миром. В данном случае синий цвет символизирует божественность. Благой синий цвет знаком и монгольской мифологии, где он связан с небом и богом неба. Синий всегда символизирует мир смерти – либо как страшную ”страну без возврата”, либо как мир магии и мудрости.

Черный цвет обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.

Предпочтение черного цвета означает: нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих.

Возможно: выражение протеста, негативизм, агрессия. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.

Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.

В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.

В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай – «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» – всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» – постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев. Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно – обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.

Голубой– день, небо, жизнь.

Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь. Цвет Славянских Вед.

Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.

По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.

Желтый (золотой)

Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – все они излучают свет: Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи – «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка). «Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.

Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.

Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное – это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.

В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.

Коричневый

Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй - кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом – это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.

В одежде данный цвет использовался редко и поэтому не приобрел чёткой символики.

Красный

Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти.

Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно – белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» – красивая.

Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега .

Серебряный– цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили.

Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.

Именно серебро – металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.

По преданиям, серебряного оружия боялись существа, относящиеся к Дасуням по своей сути.

На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.

Серый

Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.

В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.

Серый – цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.

 

27. Характерные особенности философского периода (античность) в истории изучения цвета. Имена наиболее известных представителей этого периода.

В восточной философии тема цвета получила развитие в китайской фи-лософской традиции, в индийской философии, в религиозной философии ти-бетского и японского буддизма.

В западной философской традиции тема цвета с разных сторон с пози-ции натурфилософии исследуется Эмпедоклом, Демокритом, Платоном, Аристотелем, Теофрастом, и позже Эпикуром, Лукрецием Титом Каром, ко-торые высказывают свои мнения по ряду дискуссионных вопросов.

28. Хроматические цвета.

Хроматические цвета — это цвета и их оттенки, их мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота или яркость

К хроматическим цветам относят все красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые и пурпуровые цвета со всеми переходами между ними и всевозможными оттенками. Каждый хроматический цвет обладает тремя свойствами: тем или иным цветовым тоном, большей или меньшей светлотой и определенной насыщенностью.

29. Что такое контраст по цвету?

Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.

В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей — в целях создания радостного декоративного многоцветия.

Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами — красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным.

 



2015-12-07 688 Обсуждений (0)
Системы цветовых контрастов. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы цветовых контрастов. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)