Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде



2015-12-07 374 Обсуждений (0)
Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде 0.00 из 5.00 0 оценок




На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались

Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX - начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка. Следующий компонент - юбка или, как ее еще называли, спадница - летняя, льняная юбка или андарак - зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.

Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки - будущей невесты, жены, хозяйки.

Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.

Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века

национальный белорусский костюм

Он был восстановлен благодаря находкам археологов. Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало - археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах. Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.

Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы

Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса - никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы - нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, "цурку" - приспособление для вязания снопов и др.

Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение.

Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну - некая местная особенность. Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.

Вы, наверное, знаете выражение - "родиться в сорочке", которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.

Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде

Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля. Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся. На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм. Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась "Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя".

Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX - начале ХХ века. Примером этого может служить парфюмерная фирма "Брокар и компания". На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль - белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители. Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку - не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы.

А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.

В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.



2015-12-07 374 Обсуждений (0)
Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)