Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка конкурентоспособности предприятия



2015-12-07 555 Обсуждений (0)
Оценка конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди основных методов оценки конкурентоспособности предприятия можно выделить следующие:

1. Метод на основе теории мультипликаторов.

2. Метод на основе расчёта интегрального показателя.

3. Матричный метод.

4. Метод оценки с точки зрения производственного потенциала.

5. Метод, основанный на анализе сравнительных преимуществ.

6. Метод, базирующийся на теории качества товара.

7. Метод, построенный на основе теории эффективной конкуренции.

8. Метод, основанный на теории равновесия предприятия и отрасли.

Одним из множества наиболее часто применяемых методов оценки уровня конкурентоспособности является метод, основанный на положениях теории мультипликаторов. Механизм мультипликации характеризует цепочку последовательной зависимости эффектов и вызвавших их стимулов. Таким образом, механизм мультипликации применительно к оценке уровня конкурентоспособности: предприятие для поддержания высокого уровня конкурентоспособности должно постоянно осуществлять инвестиции в развитие своего стратегического потенциала, а также в меры, связанные с адаптацией к условиям, формируемым детерминантами “национального ромба” М.Е. Портера.

Количественная величина мультипликатора ( ) рассчитывается по формуле:

, (2.1)

где: n - порядковый номер периода, в ходе которого имел место тот или иной эффект;

r - предельная склонность к потреблению.

, (2.2)

где: - прирост потребления;

- прирост дохода.

Метод мультипликации применим для тех предприятий, которые хотят вложить инвестиции в развитие своего стратегического потенциала и в мероприятия, способствующие приспособлению предприятия к изменениям внешней среды, и получить от этого вложения определённый эффект.

Другим методом оценки конкурентоспособности является метод количественного анализа на основе расчёта интегрального показателя. Интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия ( ) включает в себя два элемента – критерий, отражающий степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства.

,

где: К1 - уровень конкурентоспособности товара (степень удовлетворения потребностей покупателей);

К2 - уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности, оцениваемый по сравнению с конкурентами.

Конкурентоспособность товара (степень удовлетворения потребностей потребителя) определяют при помощи численных показателей оценки конкурентоспособности: единичных, групповых и интегрального. Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и изделия товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, а затем сравнить наилучшие показатели. За базу сравнения берётся конкретная потребность, поэтому возможно сопоставление и неоднородных товаров, удовлетворяющих эту потребность.

Если К<1, то исследуемое предприятие не является конкурентоспособным, когда К=1, это значит, что уровень конкурентоспособности предприятия соответствует низшему уровню конкурентоспособности на рынке, а если К>1, предприятие конкурентоспособно и обладает рядом преимуществ по отношению к его конкурентам. Такой метод предусматривает анализ не одного вида продукции, а всего ассортимента выпускаемой продукции, поэтому требует объёмных расчётов по различным наборам как технических, так и экономических характеристик продукции, с целью их сопоставления и сравнения с нормативными параметрами.

Широко распространён матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия, разработанный ещё в 70-е годы. Он прост и позволяет исследовать развитие процессов конкуренции на рынке деятельности предприятия в динамике. Его можно применять для оценки конкурентоспособности предприятия на различных стадиях жизненного цикла его товара и технологии.

Основой этого метода является матрица, разработанная Бостонской консультативной группой (БКГ), которая характеризует относительную долю предприятия на рынке при изменяющихся темпах роста его ёмкости. На каждом этапе жизненного цикла предприятие может реализовать продукт определённой технологии в тех или иных объёмах, что отражается в занимаемой доле на рынке и динамике продаж. Критерием конкурентоспособности выступает большая доля продаж на быстро растущем рынке.

 

На основе матрицы БКГ впоследствии разработана матрица “Мак-Кинзи”, которая характеризуется такими комплексными показателями как привлекательность рынка и конкурентный статус предприятия (рис.2.1).

Привлекательность СЗХ Высокая Оптимизировать («звёзды») Усилить или держать («дикие кошки»)
Низкая Извлекать полную выгоду («дойные коровы») Уйти («собаки»)
  Сильная Слабая
Позиция предприятия в конкуренции (конкурентный статус)

Рис.2.1. Матрица “Дженерал Электрик” – “Мак-Кинзи”

В отличие от матрицы БКГ матрица “Мак-Кинзи” применима во всех фазах циклов спроса и технологии и при самых различных условиях конкуренции, но требует ряда трудоёмких операций. Поэтому Бостонская матрица сохраняет своё значение в качестве упрощённого аналитического метода для рынков, которые продолжают расти устойчивыми темпами и в стабильных условиях и в которых прочность конкурентного статуса предприятия измеряется его относительной долей на рынке.

Для более глубокого изучения реальной структуры деятельности предприятия разработано на основе матрицы “Мак-Кинзи” множество матриц 3X3 или даже 4X4. Матричные методы позволяют исследовать развитие процессов конкуренции в динамике. Однако, экспертная оценка уровня показателей по двух- или трёхбальной шкале (высокий, средний и низкий уровень) без выделения значимости показателей делает подход чрезмерно упрощённым.

Так как в основе конкурентоспособности лежит продуктивность использования ресурсов (уровень полезности стратегического потенциала предприятия), её оценку можно производить с точки зрения производственного потенциала – совокупности ресурсов, способных производить определённое количество материальных благ.

Производственный потенциал промышленного предприятия – сложная система, включающая основные фонды, трудовые ресурсы, технологию, энергетические ресурсы и информацию. Для каждого предприятия его конкурентоспособность можно выразить в виде произведения индексов:

, (2.11)

где: IКП – индекс конкурентоспособности предприятия;

IК - индекс качества продукции;

IИ – индекс издержек производства;

IГ – индекс гибкости производства.

; (2.12)

; (2.13)

, (2.14)

где: ЗС - затраты на 1 грн. товарной продукции данного предприятия, включая потери от брака и затраты на его устранение;

С - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, в общем объёме производства данного предприятия;

ВС - продолжительность перехода предприятия на выпуск новой продукции;

ЗП, КП, ВП - соответственно показатели, аналогичные ЗС, КС, ВС, наиболее прогрессивного в техническом отношении родственного предприятия.


Графическая интерпретация частных индексов и интегрального индекса конкурентоспособности предприятия по годам позволяет построить семейство кривых, характеризующих зависимость каждого фактора и всей их совокупности от состояния производственного потенциала предприятия (рис.2.3).

ТР.И., ТР.К., ТР.Г., ТР.П. – срок начала модернизации производственного потенциала с учётом соответственно издержек производства предприятия, качества продукции, гибкости производства и его общего состояния.

Рис. 2.3. Динамика индексов факторов конкурентоспособности [16]

Кривые наглядно показывают экономические последствия старения производственного потенциала, дают количественную оценку этих последствий и позволяют обосновать принимаемые решения. Так, для каждого элемента потенциала с момента его очередного совершенствования может быть установлен предельный уровень отрицательного влияния на интегральную оценку конкурентоспособности, и тогда соответствующая кривая позволит определить срок достижения этого уровня и время начала объективно необходимой модернизации производства.

Наиболее часто применяем метод оценки конкурентоспособности предприятия на основе теории сравнительных преимуществ, особенно тогда, когда необходимо получить статическую оценку положения предприятия на рынке без анализа его будущих действий в изменяющихся условиях внешней среды, а также когда рассматривается вопрос о целесообразности расширения масштабов производства. Предприятие может обеспечить себе прочный конкурентный статус путём наличия сравнительных преимуществ, которые выражаются в более низких издержках производства по сравнению с конкурентами. Это является лишь характеристикой эффективности производства и его масштаба, но не отражает эффективности деятельности предприятия на рынке и его взаимодействие с покупателями производимой продукции. Поэтому при оценке конкурентоспособности с использованием этого метода наряду с издержками производства применяются в качестве базы сравнения такие показатели как объём и норма прибыли, объём продаж, доля рынка, рентабельность производства. При этом более высокий уровень показателя одного предприятия считается достаточным для вывода о том, что оно более конкурентоспособно.

Метод оценки конкурентоспособности предприятия на основании теории качества рекомендуется использовать предприятиям, акцент в деятельности которых ставится на повышении конкурентоспособности своей продукции. Детальное изучение рынка, реальных и потенциальных конкурентов, подробный анализ продукции по множеству её характеристик, ранжирование и интегрирование этих характеристик – это очень сложная работа, которая влечёт за собой изменение работы сбытового подразделения и всей товаропроводящей сети предприятия с целью снижения затрат и продолжительности сбыта продукции.

Метод, основывающийся на теории эффективной конкуренции, можно применять в том случае, когда нет необходимости при оценке конкурентоспособности предприятия делать акцент на конкурентоспособности его продукции. Это допустимо тогда, когда конкурентоспособность продукции у всех конкурентов одинакова, что встречается крайне редко. Поэтому на практике этот метод используется чаще лишь для определения места предприятия в отрасли.

Основными шагами оценки конкурентоспособности предприятия являются:

1. Выявление на рынке наиболее опасных конкурентов.

2. Сбор информации, поступающей от потребителя, о степени соответствия конкретной потребности и затратам по приобретению и использованию своей продукции и продукции конкурентов.

3. Составление характеристик продукции – своей и конкурентов.

4. Анализ конкурентоспособности продукции.

5. Сбор информации об эффективности производственно-хозяйственной деятельности конкурентов на основе данных публичной статистической отчётности.

6. Составление на основании п.4 и п.5 характеристик предприятия – своего и конкурентов.

7. Определение конкурентоспособности предприятий.

8. Сравнение конкурентоспособности предприятия с конкурентоспособностью его конкурентов путём её определения по отношению к идеалу, к среднему и наилучшему значениям на рынке.

9. Выявление резервов и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности.

 


 

Конкурентоспособность предприятия предприятия
Конкурентоспособность продукции
Результативность хозяйственной деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности
Рыночная активность
Собственные возможности
Стратегический потенциал
Зависимость от внешних источников финансирования
Обязательства (краткосрочные кредиты и кредиторская задолженность)

 


 

Список литературы

1. Д.А. Шевчук Управление качеством. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 216 с.

2. Н.А. Дробитько «Оценка и диагностика конкурентоспособности предприятий»

3. В.М. Мишин Управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

 



2015-12-07 555 Обсуждений (0)
Оценка конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка конкурентоспособности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)