Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предполагается следующий порядок работы



2015-12-07 342 Обсуждений (0)
Предполагается следующий порядок работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы решения управленческих задач

Самым древним методом решения задач является использование так называемой "хорошей идеи", которая в сущности является проявлением интуиции Ее называют управленческим "ноу-хау". В этом случае не всегда четко формулируется проблема Однако нередко на основе интуиции приходит молниеносное видение проблемы и способы ее решения Роли эвристики придается уникальное значение в решении задач управления В условиях развития новаторских идей она является составной частью любого организованного созидательного процесса .

Для стимулирования творческой фантазии применяются определенные групповые методы, которые оказывают помощь в выявлении, осознании и определении проблемы На этой стадии исключается оценка, сопоставление и анализ, и создается ситуация для возможно большего числа альтернативных идей по решению проблемы При этом отсеиваются нерациональные идеи, сокращаются ограничения, возникающие при решении проблемы, стимулируется желание творческого мышления.

Подобные методы используются в коллективной работе, и только малая часть их применяется индивидуально Групповая форма применяется на протяжении всего процесса реализации программы производства.

В процессе решения управленческих задач достаточно часто применяется метод "мозгового штурма" В отличие от используемых в работе традиционных совещаний по решению проблем, метод "мозгового штурма" не имеет серьезных недостатков Обычно методом "мозгового штурма" руководит специалист, который часто является организатором рационализации Его называют модератором.

Сущность данного метода состоит в генерации идей участниками творческой группы /8/. Решение по проблеме принимают спе циалисты обычно в количестве 5 — 6 человек Они знакомятся с предложенными во время "мозгового штурма" идеями и выбирают те из них, которые стоит реализовать.

 

Обычно отбираются примерно 10% выдвинутых идей, а остальные отбрасываются

Выбор идеи связан с обсуждением ее специалистами, имеющими свое мнение по этому вопросу. Процесс обсуждения проблемы группой, обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами растягиваются во времени. Существуют различные варианты метода "мозгового штурма". Одним из них является метод синектики Он позволяет не растягивать принятие решения на длительный срок Метод синектики отличается от метода "мозгового штурма" организацией работы творческой группы Процедура применения метода синектики содержит четыре фазы работы

 

Метод синектики

На первой фазе все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения. Свои варианты они фиксируют на бланках (в рабочих тетрадях).

На второй фазе участники группы избирают своего лидера, который подробно излагает свое мнение по решению задачи

На третьей фазе каждый участник излагает свои соображения по поводу возможного способа решения задачи После этого происходит творческая дискуссия, которая направляется лидером.

В процессе дискуссии члены группы достигают согласования различных точек зрения и разрабатывают модель решения задачи При оценке различных альтернатив, если дискуссия не приводит к выработке общего подхода к решению управленческой задачи, используются разнообразные методы согласования.

На последней, четвертой, фазе высказанные мнения и модели решения анализируются группой приглашенных специалистов-экспертов. При этом разрешается присутствовать членам творческой группы.

Метод дневников Если решаемая задача настолько сложна, что требует значительного напряжения творческих усилий в течение длительного времени, то создается специальная группа экспертов.

Членам группы разрешается работать как коллективно, так и порознь. Каждому участнику группы выдается блокнот, в который ежедневно записываются наблюдения и формулируются выводы по поводу возможного решения задачи Такая работа выполняется на протяжении одной-двух недель

Результаты этой работы обсуждаются на совместной дискуссии Если руководитель хочет лично познакомиться с каждым из дневников, то они собираются им для обобщения и формулирования тематики дискуссии на групповом обсуждении проблемы

Метод Гордона Некоторые специалисты по проблемам управления считают, что метод "мозгового штурма" стимулирует активность участников творческой группы до того момента, когда группа завершает формирование модели решения задачи После этого активность участников снижается. Автор этого метода Гордон считает, что не нужно ставить перед группой конкретную задачу, например, как повысить производительность труда С его точки зрения, следует очертить лишь общую проблему, а собранный в процессе дискуссии материал позволит экспертам сделать более конкретные выводы

Метод Дельфы Настоящий метод применяется, когда при решении задачи выдвигается и обосновывается ряд альтернатив или когда альтернативы содержатся в условии задачи Это разновидность коллективного метода принятия решения Например, решается задача по распределению премии за выполнение коллективного задания Высказывается несколько оснований, по которым его нужно провести.

а) всем поровну

б) всем равный процент от оклада,

в) в зависимости от занимаемой должности,

г) с учетом потребностей работника,

д) больше тому, кто внес больший вклад в работу,

е) исходя из выслуги лет,

ж) с учетом сложности выполняемой работы

При обсуждении на общем собрании не было достигнуто единого мнения по поводу возможного премирования После этого решили поручить трудовому коллективу найти способ решения этой задачи Решение должно быть принято с учетом всех приводимых мнений Для этого и был использован метод Дельфы

Он состоит из трех этапов. На первом этапе участник оценивает каждое основание по субъективному предпочтению в 10-балльной системе оценок Высшим баллом считается 1 (единица, а не 10).Остальным альтернативам приписываются баллы в иерархической последовательности Затем анализируются баллы всех участников группы по всем альтернативам и для каждой подсчитывается средняя величина.

На втором этапе работы участники сравнивают свои оценки со средними величинами и в 10-балльной системе указывают, в какой степени они совпадают. Затем подсчитывается вторая средняя величина. На третьем этапе перемножаются две средние величины по каждой альтернативе и по результатам определяется наиболее предпочтительная альтернатива, т.е одно мнение из семи предложенных по поводу распределения премии Это будет альтернатива с наименьшей величиной Для подсчетов используется матрица значений /2, 3, 5/.

Одним из вариантов мозгового штурма является метод "635" В пределах одной группы обмен информацией осуществляется в письменном виде. Данный метод отвечает требованиям:

а) возросшей степени связей, имеющихся между отдельными идеями, в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложенные на первом этапе;

б) более ограниченной свободе действий, следствием чего является более высокая конкретность в проработке идей.

С помощью метода "635" решения вырабатываются постепенно на протяжении нескольких этапов Согласно применяемому методу, должны разрабатываться только основные идеи, чтобы обеспечить сужение данного метода по сравнению с методом "мозгового штурма"

Метод "635" реализуется следующим образом. Основные идеи сообщают поочередно членам группы. Каждый добавляет свои мысли по поводу возможного решения проблемы. Обычно в группе принимают участие примерно 6 человек Каждому участнику творческой группы раздаются специальные бланки, где отражаются 18 идей (6 чел х 3 идеи) После этого у всех 6 участников бланки содержат уже 108 идей. Для письменного представления основных и дополнительных идей, которые прорабатываются индивидуально каждым участником группы, требуется не так уж много времени — порядка 30 минут.

При этом методе соблюдаются следующие условия-

— обеспечивается неоднородность состава группы;

— проблемы формулируются до начала работы группы,

— проблемы сообщаются за 2 — 3 дня до начала работы,

— запрещается устный обмен информацией между участниками творческой группы

Метод "635" может комбинироваться с другими методами, например с методом "мозгового штурма" Идеи могут быть оформлены в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот метод может применяться в условиях территориальной разобщенности Представленные на бланке идеи обоснованы и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа осуществляется письменно, группа активно участвует в проработке идеи /5/

Этот метод используется для обсуждения с помощью экспертов определенных концепций или элементов решения задачи управления, полученных при помощи метода дневников или метода "635" Для применения данного метода формируется группа из 15 — 20 человек Каждый представляет в схематическом виде возможные варианты решения задачи, чтобы все члены группы могли наглядно увидеть их

Выбираются несколько вариантов, оцениваются в балльной системе членами экспертной группы (жюри) К каждому обсуждаемому варианту выделяют два представителя концепции "за" (т.е защитников этого варианта решения) и два представителя "против" (отвергающих данный вариант)

Все сторонники концепции "за" и "против" получают слово и предлагают свои аргументы, которые фиксируются экспертами на специальном табло доводов для наглядности Продолжительность первого этапа работы — 10—15 минут

На втором этапе представители концепции "за" и "против" меняются местами и приводят дополнительные доводы "за" и "против" рассматриваемых вариантов, которые также фиксируются на табло доводов

На третьем этапе все доводы обсуждаются экспертами и, если это необходимо, дополняются новыми После обсуждения эксперты распределяются по 4 — 6 человек для дальнейшего совершенствования предложенных вариантов

Подгруппы стремятся усовершенствовать варианты решения разными способами методами "мозгового штурма", методом "635" или методом дневников

Метод голосования " за и против"

Сущность этого метода заключается в том, что высказываются различные идеи, которые в данное время не могут быть реализованы Это — высказанные нереалистичные (утопические) утверждения в виде некоторых идей

Каждый член группы не испытывает психологических барьеров в общении со своими коллегами по творческой группе При этом стимулируется их фантазия Основными приемами метода являются

— члены группы не ориентируются на деятельность конкретной организации, особенности ее функционирования,

— не принимается во внимание также порядок планирования в организации,

— принятые ранее решения (целевые установки, директивы и т п ) не влияют на работу творческой группы

Единственными требованием, которому должны следовать члены группы, является требование перспективы Все члены группы делятся группы по 4—6 человек Каждая из групп выбирает своего "модератора" Время подачи идей составляет 20 минут Каждая идея представляется в наглядном исполнении

Все идеи делятся на две категории (с помощью балльных оценок) на модель "утопий" и на модель "неутопий" В модель "утопий" попадают прогнозы желаемого будущего, а в модель "неугопий" — прогнозы нежелаемого будущего Причем, модель "утопий" дополняется факторами, препятствующими реализации утопических идей К модели "неутопий" предъявляется список факторов, вызывающих нежелательные тенденции

Все высказанные идеи оцениваются при помощи матрицы предпочтений Такой способ оценки заключается в суммировании индивидуальных оценок Он может быть использован также в ряде других форм коллективного творчества К методу "утопических игр" может быть подключен метод "мозговой атаки" или метод " за — против"

Применяется в решении задач, требующих знаний в различных областях при сборе информации и контроле за содержанием, при составлении прогнозов, а также при выявлении взаимосвязанности сложных задач Данный метод предполагает активный творческий подход всех членов группы в решении проблем Пассивное участие членов группы исключается Исходная задача в виде изменения организованной структуры состоит в ликвидации разрыва между желаемой и фактической сторонами

Метод утопических игр

Метод Дельбека

Настоящий метод включает несколько этапов.

а) определение проблемы,

б) выявление факторов, способствующих и препятствующих выполнению данной цели, а также установление связи между ними,

в) нахождение вариантов решения проблемы и выбор оптимального варианта

Предполагается следующий порядок работы.

1 Каждый член группы независимо друг от друга кратко описывает конкретную управленческую ситуацию. На это отводится 15 минут.

2 Зачитываются самые характерные предложения Модератор их фиксирует

3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет ошибки и неточности формулировок

4. Фиксируется число одинаковых предложений

5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму.

6 Модератор обобщает предложения, выражающие мнение группы.

7 Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое положение вещей

8 Проводится дискуссия в течение 20 минут Цель ее — выводы, оценивающие данную ситуацию

9 После дискуссии каждый член группы вносит три предложения, ранжируя их по степени важности

10 Цель формулируется в виде предложения, с которым соглашается большинство участников.

11 Составляется список факторов, препятствующих достижению цели

12 Определяются факторы, способствующие достижению цели.

13 Составляется план реализации организационного изменения. Мы взяли лишь некоторые, наиболее часто употребляемые на

практике методы решения управленческих задач Более подробное знакомство с методами, применяемыми при решении управленческих задач, может быть осуществлено при изучении литературы по практическим вопросам менеджмента

Резюме

1. Стратегия решения задачи управления имеет непосредственное отношение к поставленной цели В понятии "стратегия" решения задач управления заключено противоречие между актуальным и реальным, т.е желаемым и действительным.

2. В выборе тактики решения руководитель исходит из оценки значимости задач, временной перспективы и соотношения перспективных и текущих задач.

3. Индивидуальный опыт руководителя, а также объективные требования и личностные особенности лежат в основе использования определенных тактик.

4. Причины выбора стратегий и тактик решения управленческих задач во многом носят психологический характер.

5. В практике управления насчитывается достаточно большое количество методов решения задач управления, выбор которых диктуется организационными целями и ситуационными факторами.

Ключевые слова

Стратегия — Общий, всесторонний план дости-

жения цели.

Тактика — Краткосрочная стратегия для дос-

тижения цели, разрабатываемая на уровне руководителя среднего звена управления

Ответственность — Обязательство выполнить задание

и обеспечить его удовлетворительное решение.

Конфликтная ситуация — Ситуация, которая может привести

к конфликту.

Конфликт — Столкновение разнонаправленных

целей, интересов, стремлений, позиций, мнений, субъектов взаимодействия.

 

 

Практическое задание

Каждый менеджер заинтересован в повышении производительности труда. Менеджеры стремятся чтобы отдача от инвестиций была максимальной. Но инвестиция — понятие весьма широкое Это — не только вложенные деньги. Это — и возможности самого работника, его удовлетворенность трудом, руководителем, отношениями с сотрудниками фирмы и т д.

Измерить удовлетворенность трудом — дело совсем не простое. Но большинство менеджеров следят не за человеческими потребностями и особенностями, а за успехами своего бизнеса И во многом от этого проигрывают.

Если бы вы были руководителем фирмы, задачей которой является выживание на рынке, какую стратегию вы выбрали бы? 1). Принуждать работников к более интенсивной работе?_____________

2) Наказывать за сбои в их работе?_

3) Стимулировать деньгами?________

4) Обучать их новым методам работы?______________________________

5) Постоянно находиться в человеческих контактах с ними?_______

6) Предоставлять им возможность принимать участие в решении проблем фирмы ?__________________

7) Заинтересовать их не только денежным вознаграждением?_______

Каким образом вы стали бы их заинтересовывать?______________

8) Какие нетрадиционные формы вы можете предложить?__________

 



2015-12-07 342 Обсуждений (0)
Предполагается следующий порядок работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предполагается следующий порядок работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)