Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ



2015-12-07 706 Обсуждений (0)
ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС
Главное экскурсионное управление

Центральное рекламно-информационное бюро "Турист"
Москва - 1974

Содержание
Вступление
Подготовка экскурсии
Проведение экскурсии
Краткая библиография

Одобрено Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и рекомендовано для работников советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий и экскурсионных бюро.

Ответственный за выпуск Б. В. Емельянов

ВСТУПЛЕНИЕ

Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы профсоюзов, в то же время служат важным средством коммунистического воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности, подготовка активных и сознательных строителей коммунизма.

Экскурсии призваны способствовать формированию коммунистического мировоззрения, воспитанию трудящихся в духе социалистического патриотизма, пролетарского интернационализма, наглядно демонстрировать преимущества социалистического строя. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.

В решениях XXIV съезда КПСС указано, что формирование нового человека - одна из главных задач партии в коммунистическом строительстве.

"Центральный Комитет считает необходимым усилить всю нашу идеологическую работу и, прежде всего, сделать более активной, целеустремленной пропаганду коммунистических идеалов, конкретных задач нашего строительства, - сказал в Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза Л. И. Брежнев. - На ближайшее время одно из центральных мест в пропагандистской и агитационно-массовой работе партии должно будет занять глубокое разъяснение трудящимся смысла и значения решений нашего съезда. По-настоящему уметь в полной мере передать широким массам трудящихся всю силу нашей идейной убежденности; по-настоящему, действительно творчески подходить к делу коммунистического воспитания советского человека - вот в чем состоят наши главные задачи в этой области"*.

*"Материалы XXIV съезда КПСС". М., Политиздат, 1971, стр. 90.

Эти задачи определяют также идейную направленность экскурсионной работы на современном этапе. Они предъявляют повышенные требования к экскурсоводам - пропагандистам идей партии. Экскурсовод не только отбирает факты, но и объясняет их экскурсантам, высказывает к ним своё отношение, делает соответствующие выводы и обобщения. В ходе экскурсии он активно воздействует на сознание и чувства экскурсантов. При этом только ясное понимание экскурсоводами воспитательной цели экскурсии, постоянное стремление к ее достижению обеспечивают верную направленность экскурсии, повышение ее идейно-политического уровня.

Экскурсии-одна из форм пропаганды, и поэтому на них распространяются ее главные принципы: научность, партийность, неразрывная связь с жизнью. Эти принципы обуславливают высокую общественную роль экскурсионной пропаганды.

Научность пропаганды заключается в том, что в основе ее лежит марксистско-ленинское учение. Важнейшими требованиями партийной пропаганды являются объективность и правдивость. XXIII съезд КПСС подчеркнул, что "Партия говорит с народом языком правды, ничего не скрывая и не приукрашивая, показывает как реальные достижения, так и трудности нашего развития"*. Однако правдивость не сводится к простому изображению, фотографированию того, что есть в жизни. Она требует выявления ведущих линий, главных тенденций их развития и составления на этой основе правильной картины жизни общества.

* "Материалы XXIII съезда КПСС". М., Политиздат, 1966 стр. 283.

Научно-познавательное содержание экскурсии неотделимо от ее нравственно-воспитательного воздействия. Ученый и педагог Н. И. Пирогов писал, что наука нужна не для одного только приобретения сведений, в ней кроется иногда глубоко и поэтому для поверхностного наблюдателя незаметно другой важный элемент - воспитательный.

Наука способствует выработке материалистического мировоззрения, освобождает человека от суеверий и предрассудков, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.

Вот почему высокий научный уровень содержания экскурсии, освещение в ней конкретных фактов с позиций современной науки, определяя познавательную ценность экскурсии, усиливают ее воспитательное воздействие.

Принцип партийности заключается в том, чтобы последовательно выражать точку зрения, позицию рабочего класса, анализировать процессы и явления общественной жизни с классовых позиций.

Принцип органической связи с жизнью, общественной практикой заключается в умении экскурсовода применить положения марксистско-ленинской теории к анализу, осмыслению конкретных явлений и фактов, дать им правильное освещение.

Связь теории с жизнью - сложное взаимодействие. Выявить ее и раскрыть на конкретных примерах возможно лишь на основе знания самой теории и жизни. Вот почему для экскурсовода, как и любого пропагандиста, особенно важен широкий кругозор и жизненный опыт. В этой связи большое значение в экскурсионной практике приобретает указание академика И. П. Павлова, который рекомендовал учащейся молодежи: "Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие"* (И. П. Павлов. Полн. собр. трудов, .т. 1. М.-Л. Иэд-e АН СССР, 1940, стр. 27).

Главное в экскурсии - ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему экскурсоводам, как бы хорошо они не были подготовлены по конкретной теме, следует овладеть основами экскурсионной методики, умело использовать различные приемы подготовки и проведения экскурсий.

Метод - способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества, "...метод- самая первая, основная вещь... Все дело в хорошем методе"* (И. П. Павлов. Лекции по физиологии 1912-1913 гг. М., Изд-во АМН СССР, 1952, стр. 16), - писал известный ученый И. П. Павлов. Методикой в широком смысле принято считать определенную совокупность, систему способов целенаправленного осуществления той или иной работы.

В педагогической науке и практике методикой называется совокупность правил и способов преподавания учебных дисциплин, передачи знаний, добытых различными науками, система приемов обучения и воспитания молодежи.

В основе проведения любой экскурсии лежат принципы советской педагогики, которая в нашей стране развивается как теория коммунистического воспитания нового человека. Требования педагогической науки - взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения материала- обязательны и для экскурсионной методики.

Столь же большое значение имеют для обоснования и развития экскурсионной методики, повышения мастерства экскурсовода изучение законов и учет требований психологии, - науки, которая исследует сущность психической деятельности человека. Экскурсоводу необходимо знать природу ощущений, восприятий, представлений, законы мышления, значение и роль положительных и отрицательных эмоций в процессе познания.

Однако экскурсионная методика, опираясь на общие научно-педагогические и психологические принципы, не является копией методики обучения в общеобразовательной школе.

Экскурсионная методика имеет два аспекта. В узком смысле - это совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий. В широком смысле - экскурсионная методика включает методологию, теорию и практику.

Таким образом, содержание и приемы проведения экскурсий экскурсионной методикой рассматриваются в неразрывной связи.

"Методика, правильно поставленная, должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории развития данной отрасли знаний"* (Н. К. Крупская. О воспитании и обучении. М., Учпедгиз, 1946, стр. 156), - считала Н. К. Крупская. И это положение может быть полностью отнесено к экскурсионной методике. Ее методология базируется на марксистско-ленинском учении и непосредственно связана с содержанием экскурсий, их идейной направленностью и воспитательным воздействием на экскурсантов.

Теория экскурсионной методики основывается на таких принципах педагогики, как взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность, систематичность, доступность и ясность изложения материала. Она базируется также на законах формальной логики, данных психологии и, в особенности, социальной психологии.

Практика экскурсионной методики включает применение научно обоснованных приемов и способов подготовки и проведения экскурсий, формирование и функционирование системы методической работы и ее основных звеньев (методический совет, методические секции экскурсоводов, методические отделы, методический кабинет), а также системы подготовки и повышения квалификации кадров экскурсоводов.

Экскурсионная методика - научно-прикладная дисциплина - состоит из общей и частных методик. Первую составляет совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий, общих для всех без исключения тем, а также научная и учебная базы экскурсионной работы.

Предметом частных экскурсионных методик являются приемы, используемые в процессе различных экскурсий. В основе их лежит классификация экскурсий прежде всего по тематике, связанной с определенной отраслью науки.

Различают экскурсии на исторические, историко-революционные, военно-исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные и другие темы.

Кроме того, предметом частных экскурсионных методик могут быть приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации: по месту (музейная, городская, загородная) или способу передвижения (автобусная, теплоходная, пешеходная), а также по составу экскурсантов (школьники, слушатели системы политического просвещения и т. д.).

При разработке экскурсионной методики идейно-теоретическое содержание экскурсионной тематики должно служить как бы стержнем, который определяет все конкретные методические рекомендации.

Экскурсия в отличие от лекции имеет две основные составные части-показ и рассказ, которые взаимообусловлены и переплетаются. Соотношение показа и рассказа в экскурсии зависит от темы экскурсии, характера объектов, мастерства экскурсовода и других данных.

Для того, чтобы успешно достичь познавательной и воспитательной цели экскурсии, экскурсовод должен хорошо владеть многообразными приемами как показа объекта, так и рассказа о нем. Применение этих приемов не может быть стандартным. Ведь в экскурсиях принимают участие люди разных возрастов, национальностей, профессий, с различным уровнем знаний.

Имея в виду, что экскурсии составляют одну из форм организации отдыха трудящихся, нужно приложить все силы и умение для того, чтобы они были интересными, увлекательными для аудитории.

Овладение экскурсионной методикой означает не только усвоение научных основ, приемов, но и ее творческое применение экскурсоводом, которое не терпит шаблона, готовых решений.

Значительную роль играют творческие способности экскурсовода, раскрывающиеся в процессе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсоведение - наука, которая опирается на данные педагогики и психологии. Поэтому одних способностей для экскурсовода, естественно, недостаточно. Необходимы методические знания, приведенные в систему, постоянный труд по подготовке и совершенствованию экскурсий.

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:
а) подготовка экскурсии;
б) проведение экскурсии.

ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИИ

Подготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах:

1. Подготовка новой темы экскурсии.

2. Подготовка начинающего экскурсовода к проведению уже разработанной в бюро экскурсии.

Подготовка новой темы экскурсии

Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов трудящихся и учащейся молодежи. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем.

Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.

От того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее воспитательное и познавательное значение.

"...экскурсии имеют громадное значение, - писала Н. К. Крупская, - но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и просто в увеселительной прогулке"* (Н. К. Крупская. Педагогические сочинения в 10-ти томах. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, т. 5, стр. 77).

Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района" края, области.

Творческие группы экскурсоводов

Для разработки новой экскурсионной темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие "психологический климат" в бюро, должны носить творческий характер.

Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.

Подготовка новой темы включается в план методического, экскурсионно-методического или организационно-методического отдела бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, в планы секций, личные планы экскурсоводов и ведется в соответствии с указанными в них сроками.

Последовательность подготовки новой темы:

- определение целей и темы экскурсии;
- изучение и накопление материалов по теме;
- организация консультаций;
- выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- составление текста экскурсии;
- составление "портфеля экскурсовода";
- составление карточек экскурсионных объектов;
- составление методической разработки;
- рецензирование текста и методической разработки;
- проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии.

Цели и тема экскурсии

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку в тему.

Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Определяя цель экскурсии, следует, прежде всего, указать на ее роль в процессе коммунистического воспитания. Например, воспитание советского патриотизма, трудовое, эстетическое воспитание в ходе раскрытия данной экскурсионной темы.

Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии.

Например, в экскурсии "Первые шаги рабочего движения и первые марксистские организации в Петербурге" они определяются так: "...ознакомить туристов с местами революционных событий конца XIX столетия в Петербурге, показать, как рождались революционные традиции рабочего класса, возникали первые революционные организации пролетариата, как сложились первые марксистские кружки в Петербурге и как В. И. Ленин сплотил петербургских марксистов, создав "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

Одна из основных задач экскурсии - раскрыть особенности формирования социалистического сознания рабочих России в борьбе против царского самодержавия. В экскурсии на тему "Генеральный план реконструкции Москвы в действии" задачи формулируются следующим образом: "Познакомить экскурсантов с работами по переустройству столицы, выполненными в годы Советской власти, с громадным размахом жилищного строительства и благоустройства города, перспективами развития и реконструкции Москвы в свете решений XXIV съезда КПСС и нового Генерального плана развития Москвы, раскрыть неустанную заботу партии и правительства о трудящихся страны на примере реконструкции столицы".

Правильно определенная цель экскурсии подчеркивает актуальность темы, которая составляет основной предмет экскурсии, ее идейно-теоретический стержень.

Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии.

Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.

Название экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать интерес, быть ярким, запоминающимся, а иногда содержать элемент рекламы. Например, экскурсии на темы: "Были седого Урала", "История и тайны Черного моря". Удачны многие названия, в основу которых положен образ:

"Ярославль - пятилетке, пятилетка - Ярославлю", "Подвиг немеркнущей славы", "Покорители неба".

Изучение и накопление материала

Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.

В процессе подготовки изучаются произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов партии и другие партийные и директивные документы, общественно-политическая, специальная, научная, а также нередко и художественная литература. Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.

Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе.

В ходе подготовки новой темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.

Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.

Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.

Порядок оформления и работы в архивах определяется "Правилами пользования документальными материалами в читальных залах государственных архивов СССР".

Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.

Целесообразно ознакомление всех членов группы с экспозициями и фондами музеев, выставок, посещение архитектурных и художественных мастерских, научных институтов, учреждений, промышленных предприятий.

Организация консультаций

В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов, встречи и переписку с участниками и очевидцами событий, старыми большевиками, ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, передовиками производства, деятелями науки и техники. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.

Специалисты могут оказать экскурсоводам квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с материалами научных дискуссий.

Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов.

Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов

Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.

Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

Экскурсионные объекты классифицируются:

1. По содержанию на:

а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);
б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).
2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.
3. По степени сохранности.

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда.

Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

Составление маршрута экскурсии

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Объезд или обход маршрута экскурсии

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

Составление текста экскурсии

Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной.

Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

Построение экскурсии

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В. И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.

Заключение

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

Логические переходы в экскурсиях

Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.

Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии.

Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.

Составление "портфеля экскурсовода"

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

Составление карточек экскурсионных объектов

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.
Местонахождение, адрес.
Время возникновения, открытия, сооружения.
Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).
Внешние признаки: стиль, характеристика.
Назначение и использование.
Краткая история объекта. Его современная характеристика.
Прогнозируемые изменения.
Литература, использованная при составлении карточки.
Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

Составление методической разработки экскурсии

Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки - основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.

Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.

Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.

В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.

Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме:

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Продолжительность экскурсии Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
             

В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.

Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:

- наименование республиканского, краевого, областного, городского или районного совета по туризму и экскурсиям;
- наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий;
- наименование темы экскурсии;
- вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т. д.);
- продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);
- состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;
- фамилии составителей методической разработки;
- дату утверждения документа.

В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.

Обязательный экз



2015-12-07 706 Обсуждений (0)
ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОКАЗ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)