Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета



2015-12-07 527 Обсуждений (0)
Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




Суть и значение бюджетного контроля в финансовой системе Украины

Реформирование экономических отношений в направлении рыночных преобразований в Украине охватывает той или иной степени все сферы деятельности общества, в частности, государственный контроль, и важнейшее звено и неотъемлемой ный Его составляющая - финансовый контрол.

Организационные формы финансового контроля должны соответствовать требованиям части 2 статьи 19 Конституции Украины: \"Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны ди ияты только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украиныаїни".

Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы стем.

По своей сути финансовый контроль - это комплекс мероприятий, которые осуществляет государство с целью успешного достижения поставленных целей в сфере финансов

Во всех государствах для независимости финансового контроля применяют те или иные меры относительно порядка назначения на должности ответственных лиц, их изменения, материального обеспечения и т.д. Независимый фи инансовий контроль будет эффективным только в том случае, если его деятельность будет находиться во взаимосвязи с деятельностью законодательных учреждений В этом состоит один из важнейших принципов организации финансового контроллю.

Суть финансового контроля может быть определена как система мероприятий государства для обеспечения эффективного использования государственных финансовых ресурсов в интересах общества, охватывающих все операции, по овьязани с движением государственных средств, и осуществляются в соответствующих формах с помощью специальных методов Для контроля функции управления государственными финансами необходима разработка его методологических и в рганизацийних основ и закрепление их в законодательстве страни.

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний обладает арсеналом методических приемов, базирующихся на достижениях смежных наук (анализа хоз хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, статистики и т.д.) Системность достигается комбинированным использованием различных способов контроля: логического и математического, документального и фактического их применение позволяет всесторонне анализировать и синтезировать фактический материал, выяснять последовательность действий субъекта контроля в сложных хозяйственных ситуациях или в условиях неопределенности, встановлюв ать достоверность привлеченных источников информацииії.

Финансовый контроль является и должен быть важной функцией государственного управления экономикой и ее регулирования Финансовая деятельность каждого государства направлена ??на решение следующих задач:

1 Все предписания государства организации и осуществления финансовой деятельности должны быть точно выполнены (обеспечение законности)

2 Средства государства, а также средства общественных организаций должны использоваться экономно, рационально и эффективно (сохранение средств)

3 Государство пытается сохранить свои средства от хищений (сохранение средств)

Управление государственными средствами всегда был дискуссионным Оно может иметь доминирующее значение в критические моменты развития государства или ограниченный характер в период относительной стабильности и процветания Управления ления государственными средствами традиционно рассматривается как система контроля В свою очередь, контроль выполняет две функцииії:

- проверка, сравнение данных и, при необходимости, их дополнительная документальная проверка;

- иерархическое подчинение, согласно которому один орган на высшем уровне доминирует над другим с конкретной целью - регулировать деятельность органа, находящегося на низком уровне ответственности

Контроль, осуществляемый таким образом, не является и не может быть статичным - его формы и методы меняются в зависимости от уровня развития общества [7]

Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета

 

Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета и использованием органами государственной власти и исполнительными органами местных Советов народных депутатов внебюджетных фондов осуществляют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Украины. В систему органов государственного финансового контроля входят: Верховная Рада Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, Счетная палата, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы народных депутатов, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов.

Верховная Рада Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса. К ее полномочиям относятся:

1) заслушивания отчетов о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины, в том числе заслушивание отчетов распорядителей бюджетных средств об использовании средств Государственного бюджета Украины;

2) контроль за использованием средств резервного фонда Государственного бюджета.

К полномочиям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства принадлежит:

1) контроль за соответствием представленного Кабинетом Министров Украины проекта Закона «О Государственном бюджете Украины» Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и подготовка соответствующего заключения;

2) контроль за соответствием законопроектов, поданных на рассмотрение Верховной Рады Украины, бюджетному законодательству Украины.

Постоянный контроль за выполнением Государственного бюджета в пределах и объемах, определенных Конституцией Украины и Законом Украины «О Счетной Палате» осуществляет Счетная палата Украины. К ее полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

1) использованием средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом «О Государственном бюджете Украины»;

2) образованием, обслуживанием и погашением государственного долга Украины;

3) эффективностью использования и управления средствами Государственного бюджета Украины;

4) использованием бюджетных средств в части финансирования полномочий местных государственных администраций и делегированных полномочий местному самоуправлению органов исполнительной власти по доходам и расходам.

К органов государственного финансового контроля по линии исполнительной власти принадлежит Министерство финансов Украины. Оно осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета, за соблюдением Правил составления проектов бюджетов во всех звеньях бюджетной системы Украины, за использованием бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств и координирует деятельность по контролю за соблюдением поступлений и использованием государственных средств. Относительно полномочий Министерства финансов Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе Украине (ст. 111) отмечается, что Министерство финансов Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как в отношении Государственного бюджета, так и местных бюджетов, если иное не предусмотрено законодательством Украины.

К полномочиям Государственного казначейства Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства принадлежит:

1) осуществление бухгалтерского учета всех поступлений и расходов Государственного бюджета Украины;

2) установление единых правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, смет, издание инструкций по этим вопросам и осуществления контроля за их соблюдением;

3) осуществление контроля за соответствием платежей взятым обязательствам и бюджетным ассигнованиям.

Полномочия органов Государственной контрольно-ревизионной службы Украины за соблюдением бюджетного законодательства включают контроль за:

1) целевым и эффективным использованием средств Государственного бюджета и местных бюджетов;

2) целевым использованием и своевременным возвратом кредитов, полученных под гарантию Кабинета Министров Украины;

порядком ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за выполнением решения соответствующего совета о бюджете и другие полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом и Законом «О Государственном бюджете Украины».

Контроль за соответствием бюджетному законодательству Украины показателей утвержденных бюджетов бюджетной росписи и смет бюджетных учреждений осуществляется:

1) Советом министров Автономной Республики Крым - в отношении бюджетов городов республиканского значения и районных бюджетов Автономной Республики Крым;

2) областными государственными администрациями - в отношении районных и городских (городов областного значения) бюджетов;

3) городскими государственными администрациями в городах Киеве и Севастополе - в отношении районных в этих городах бюджетов;

4) районными государственными администрациями - относительно городских (городов районного значения), сельских, поселковых и их объединений бюджетов;

5) исполнительными органами городских советов - в отношении бюджетов районов в городе, сельских, поселковых или городов районного значения, входящих в состав этих городов.

Государственный финансовый контроль осуществляют также другие государственные органы: Государственная налоговая администрация Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Таможенные органы Украины, Национальный банк Украины, Фонд государственного имущества, Департамент антимонопольно! политики и поддержки предпринимательства и др.

Необходимым условием повышения эффективности государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства является упорядоченная и скоординированная деятельность всех контролирующих органов в выполнении своих функций, избежания дублирования по тем направлениям контроля, входящих в компетенции нескольких органов. Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере соблюдения бюджетного законодательства и обеспечения ответственности за бюджетные правонарушения определяются соблюдением его карательного, воспитательного и превентивного характера.

Бюджетным правонарушением признается несоблюдение участником бюджетного процесса, установленного Бюджетным кодексом и другими нормативно-правовыми актами, порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджета и отчета об исполнении бюджета.

Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, местные финансовые органы, главы исполнительных органов городских городов районного значения, поселковых и сельских советов, главные распорядители бюджетных средств в пределах своих полномочий могут приостанавливать бюджетные ассигнования в случае:

1) несвоевременного и неполного представления отчетности об исполнении бюджета;

2) невыполнения требований относительно бухгалтерского учета, составления отчетности и внутреннего финансового контроля за бюджетными средствами и несоблюдение порядка перечисления этих средств;

3) представление недостоверных отчетов и информации об исполнении бюджета;

4) нарушение распорядителями бюджетных средств требований относительно принятия ими бюджетных обязательств;

5) нецелевого использования бюджетных средств.

В случае выявления бюджетного правонарушения Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, органы Государственной контрольно-ревизионной службы Украины, местные финансовые органы, главы исполнительных органов городских, городов районного значения, поселковых и сельских советов и главные распорядители бюджетных средств в пределах своей компетенции в отношении тех распорядителей бюджетных средств и получателей, которым они доказали соответствующие бюджетные ассигнования, могут применять административные взыскания к лицам, виновным в бюджетных правонарушениях в соответствии с законом, и приостанавливать операции с бюджетными средствами.

Наложение на лицо меры взыскания за бюджетное правонарушения не освобождает ее от возмещения причиненного таким правонарушением материального ущерба в порядке, установленном законом.

Нецелевое использование бюджетных средств, то есть расходование их на цели, не соответствующие бюджетным назначениям, установленным Законом «О Государственном бюджете Украины» или решением о местном бюджете, выделенных бюджетным ассигнованиям или сметой, имеет следствием уменьшения ассигнований распорядителям бюджетных средств на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению, и привлечение соответствующих должностных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, определенном законами Украины.

В случае нецелевого использования бюджетных средств, полученных в виде субвенции, они подлежат обязательному возврату в соответствующий бюджет в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Соответствующие должностные лица привлекаются к ответственности согласно закону.

Приостановление операций с бюджетными средствами предусматривает прекращение любых операций в осуществлении платежей со счета нарушителя бюджетного законодательства. Механизм приостановления операций с бюджетными средствами определяется Кабинетом Министров Украины.

Приостановление операций с бюджетными средствами возможно на срок до тридцати дней, если иное не предусмотрено законом.

Лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законами Украины.

Бюджетное правонарушение, совершенное распорядителем и получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения его руководителя или других ответственных должностных лиц к ответственности в соответствии с законом в зависимости от характера совершенных ими деяний.

Должностные лица органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, которые совершили бюджетное правонарушение, несут предусмотренную законом гражданско-правовую ответственность независимо от наложения предусмотренных Бюджетным Кодексом мер взыскания на распорядителя или получателя бюджетных средств.

В случае нарушения требований Бюджетного Кодекса и Закона «О Государственном бюджете Украины» относительно формирования соответствующего бюджета в части делегированных государственных полномочий Кабинета Министров Украины предоставляется право в течение месяца со дня принятия решения об областной бюджет, бюджеты городов Киева и Севастополя приостанавливать действие этого решения с одновременным обращением в суд. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации на следующий день после подписания Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего совета решения о местном бюджете или внесения в него изменений присылают его Министерству финансов Украины.

В случае нарушения требований относительно формирования бюджета в соответствии с Бюджетным Кодексом, Законом «О Государственном бюджете Украины» или решением районного или городского (городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) совета о бюджете в части делегированных государственных полномочий председателю районной государственной администрации, председателю исполнительного органа городского (города республиканского Автономной Республики Крым и города областного значения) совета предоставляется право в течение месяца со дня принятия решения о городской (городов районного значения), сельский, поселковый, районный в городе бюджеты приостанавливать действие решения о соответствующий бюджет с одновременным обращением в суд. Исполнительные органы городских, городов районного значения, сельского, поселкового, районного в городе советов следующего после подписания руководителем решение о соответствующий бюджет или внесения в него изменений направляет его районной государственной администрации или исполнительному органу городской (города республиканского Автономной Республики Крым и города областного значения) совета.

В случае приостановления решения о местном бюджете расходы из него осуществляются в порядке, определенном Бюджетным Кодексом Украины (ст.79).

В Бюджетном Кодексе указано, что в соответствии с законом органы Государственного казначейства Украины несут ответственность за невыполнение требований по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов. При этом руководители органов Государственного казначейства Украины несут персональную ответственность в случае совершения ими бюджетного правонарушения и невыполнение требований по казначейского обслуживания бюджетов, установленных Бюджетным Кодексом.

Предусмотренные Бюджетным Кодексом взыскания за бюджетные правонарушения налагаются по решению Министра финансов Украины, руководителя органа Государственного казначейства Украины, руководителя органа Государственной контрольно-ревизионной службы Украины, министра финансов Автономной Республики Крым, руководителя местного финансового органа, председателя исполнительного органа городского, города районного значения, поселкового и сельского совета.

Решение о наложении взыскания за бюджетное правонарушение принимается соответствующими лицами на основании протокола о бюджетное правонарушение или акта ревизии и приложенных к нему документов.

Решение о наложении взыскания за бюджетное правонарушение вступает в силу со дня его подписания и подлежит немедленному исполнению.

Форма, порядок составления и передачи по принадлежности протокола о бюджетном правонарушения устанавливается Министерством финансов Украины.

Решение о наложении взыскания за бюджетное правонарушение может быть обжаловано в порядке, установленном законом, в органе, который его вынес, или в суде в течение 10 дней со дня его вынесения, если иное не предусмотрено законом.

Обжалование решения о наложении взыскания за бюджетное правонарушение не приостанавливает исполнение указанного решения.

В случае признания судом незаконным решение о наложении мероприятия взыскания за бюджетное правонарушение полностью или в части лицу, в отношении которого оно было вынесено, перечисляются недополученные бюджетные средства и возобновляются другие, ограничены таким решением, ее права.

Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

 



2015-12-07 527 Обсуждений (0)
Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный финансовый контроль за исполнением бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)