Задание №7 Изучение лугового сообщества
Задачи практики. Познакомится со структурой растительного сообщества смешанного леса, с его растительным и животным миром. Оборудование. Лопатки для выкапывания растений, ботанические папки, сачки для ловли насекомых, морилки, ручные лупы. Рекомендации к выполнению задания. В ходе проведения экскурсии изучаются различные виды природных сообществ и ведется описание экологической ниши (аутэкологическое исследование) отдельных видов растений и животных. Изучение проводится по следующему плану: 1) положение вида; 2) функциональная роль вида в сообществе; 3) влияние абиотических факторов; 4) морфоструктурные приспособления; Физиологические и поведенческие реакции. Луг — это растительное сообщество, образованное в основном многолетними травянистыми растениями. Вместе с ними произрастают некоторые однолетники (люцерна хмелевая, мятлик однолетний и др.), двулетники (тмин, различные виды клевера и др.). На лугах обычно все растения располагаются по ярусам. Большей частью наблюдается два или три яруса: первый — верхний, ниже — второй, оба состоят из высших цветковых растений, и третий — приземистый, состоящий из мхов, иногда с примесью лишайников. Корни растений также располагаются ярусами. Ярусность в растительном сообществе обеспечивает возможность приспособиться к совместной жизни, эффективно использовать природные условия. Так, во втором ярусе располагаются растения более теневыносливые. Разной длины корни получают воду и минеральные соли из разных слоев почвы и потому в меньшей степени конкурируют друг с другом. Луговая растительность представлена в основном злаками, которые по высоте стебля делятся на верховые и низовые. Верховые злаки: тимофеевка луговая, ежа сборная, райграс французский, овсяница луговая, костер безостый, пырей ползучий. Низовые злаки: мятлик обыкновенный, мятлик луговой, полевица обыкновенная, гребенник обыкновенный, овсяница красная. Злаки образуют мощную, тесно сплоченную растительную массу, внедриться в которую очень трудно. Злаки значительно обедняют почву азотом. Поэтому вместе с ними часто встречаются бобовые растения: клевер луговой, клевер ползучий, клевер розовый, мышиный горошек, чина луговая и другие. Из растений других семейств на лугу чаще встречаются сложноцветные: василек луговой, василек синий, кульбаба осенняя, нивяник обык-новенный, тысячелистник обыкновенный; зонтичные: большая камнеломка, борщевик сибирский, тмин обыкновенный. В промежутках между злаковыми и на пространствах, по разным причинам свободных от них, встречаются розоцветные: лабазник, лапчатки, манжетка; губоцветные: черноголовка; гвоздичные: гвоздика, дрема, смолевка; колокольчиковые: колокольчики поникающий, сборный, круглолистный и другие. Различают луга заливные и незаливные. Заливные луга во время половодья оказываются под водой. Наносы ила, приносимого водой, увеличивают плодородие почвы. Незаливные луга разделяют на низинные — часто заболоченные, с преобладанием осоковых растений, и суходольные, расположенные на возвышениях. Увлажнение на таких лугах осуществляется только за счет атмосферных осадков. Растения сообщества изучают и определяют на месте или выкапывают, собирают в ведро, определяют и гербаризируют в лабораторных условиях. Для гербаризации растения очищают от песка, расправляют и помещают между двумя листами газетной бумаги. Листы зажимают в специальном прессе для высушивания. Бумагу меняют каждые два дня. Растения после высыхания закрепляют на белом листе бумаги и оформляют этикетку с указанием систематического положения (семейство, вид), места и даты сбора. Из животных, обитающих в луговом сообществе, обратите внимание на почвенных беспозвоночных, летающих насекомых, среди которых трудно указать типично луговых. Из позвоночных на низинных лугах можно встретить бурых лягушек: остромордую и травяную, на суходольных лугах часто встречаются ящерицы: прыткая и живородящая, из змей — иногда ужи. Богата орнитофауна лугов. Следует отметить видовое многообразие грызунов: полевки, полевые мыши, хомяки и другие. Для сбора насекомых можно использовать несколько методов: 1) кошение травы сачком, это дает обильный материал, из которого легко выбрать нужных для изучения насекомых; 2) ловля сачком отдельных насекомых, преимущественно бабочек или сидящих на цветках мух, пчел и другие; 3) применение ловушки для почвенных насекомых — это стеклянная банка, врытая вровень с почвой, насекомое, попав в нее, выбраться уже не может. Отловленных насекомых помещают в морилку, а затем закрепляют на пенопласте для изучения и оформления коллекции. День. Задание №78 Изучение гидрологических объектов суши (родников, малых рек). Задачи практики. Выявить зависимость гидрологических объектов от совокупности природных условий; овладеть приемами полевых наблюдений за гидрологическими объектами. Оборудование. Шнур длиной 20 – 30 м, размеченный узелками через 1 м; шест длиной 2 – 3 м, поплавки (стеклянные бутылки с небольшим грузилом), секундомер, диск Сенки, бутылки, чтобы взять пробы воды для последующего лабораторного анализа
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |