Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК УМК



2015-12-07 682 Обсуждений (0)
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК УМК 0.00 из 5.00 0 оценок




По курсу «История мировой (зарубежной) литературы»

Теоретическая часть

Лекционный материал курса (тезисы)

Термин и понятие «античная литература». История мировой (зарубежной) литературы: исторические, хронологиче­ские границы античной литературы. Общая характеристика и значение ан­тичной литературы. Тексты: проблема сохранности рукописного наследия, писчий материал, папирус и пергамент, свитки и кодексы. Средневековые рукописи античных произведений; цитаты; фрагменты; отношение к автор­скому тексту. Соотношение теории и истории античной литературы.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архаический период (VIII в. - середина VI в. до н.э.)

Долитературный период. Основные виды народного творчества, их ме­сто и функции в жизни древних общин. Мифотворчество и мифология. Древнейшие литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода. Прочие виды архаической поэзии. Жанры и клас­сификация греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов.

Классический период (V - IV вв. до н.э.)

Аттический период. Драма: ее происхождение, основные виды. Эволю­ция древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя аттическая комедия, ее происхождение и структура. Творчество Аристофана.

Проза V - IV вв. до н.э. Античная классификация прозы. Геродот. Фукидид. Демокрит. Платон. Аристотель.

Эллинистический период (III - I вв. до н.э.)

Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в греческой литературе. Новый этап в истории античного общества (условность термина «эллинизм» и его сущность). Греческий мир в конце IV в. до н.э. Эллини­стическое общество, его культура. Афины - центр философии и комедио­графии. Менандр и новоаттическая комедия. Общая характеристика алек­сандрийской поэзии.

Период римского владычества (I - VI вв. н.э.)

Греческий мир под властью Рима. Литературный процесс, идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Античный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора. История греческой литературы и фольклора в контексте истории культуры.

 

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Историческое значение римской литературы и ее место вантичномоб­ществе. Состав, основная периодизация и судьба памятников римскойли­тературы.

Долитературный период (до середины III в. до н.э.)

Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. Древнейшая поэзия и проза.

Ранний период (середина III - середина II в. до н.э.)

Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовла­дельческой республики. Взаимодействие греческой и римской литератур. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии.

Литература последнего века республики (середина II - середина I в. до н.э.)

Римское общество и культура последнего века республики. Цицерон и его роль в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей » - воспроизведение и художественное осмысление всей материалистической философской мысли античного мира. Римский александризм. Катулл.

Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эпоха принципата Августа) Вторая половина I в. до н.э. - начало I в. н.э.

Римское общество «века Августа». Литературный процесс и расцвет литературы на новом этапе, формирование римского классического стиля. Творчество Вергилия. Жизнь и основные этапы творчества Горация. Жизнь и творчество Овидия.

Поздний период (серебряный век римской литературы -1 - II вв. н.э.)

Внешний расцвет и явные симптомы упадка римского общества. «Новый стиль», традиции и обстоятельства его возникновения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит.

6. Позднейший период (литература упадка и кризиса Римской империи - конец II - V вв. н.э.)

Возвышение провинций и снижение роли Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей - философ и софист, его роман «Метаморфозы». Архаистические тенденции в литературе IV - V вв. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в римской литературе. Значе­ние римской литературы в идейном и художественном развитии феодаль­ного общества. История римской литературы и фольклора в контексте истории культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Общая характеристика и значение античной литературы.

2. Греческий фольклор и его особенности.

3. Греческая мифология как форма художественного мышления и ее рольв развитии культуры.

4. «Илиада» Гомера как героический эпос.

5. Художественное своеобразие «Илиады» Гомера.

6. «Одиссея»: проблемы, структура, особенности стиля.

7. Гомеровский вопрос.

8. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни».

9. Жанры греческой лирики. Их характеристика. Поэты, представляю­щие эти жанры.

10. Происхождение древнегреческой трагедии.

11. Структура греческой драмы.

12. Трагедия Эсхила «Персы». Тема, идея, конфликт, художественное своеобразие.

13. Трилогия Эсхила «Орестея». Основные идеи и своеобразие кон­фликта.

14. Эсхил «Прометей прикованный»: идеи трагедии и их художествен­ное решение.

15. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Эдип-царь».

16. «Антигона» Софокла: тема, идея, конфликт, художественные осо­бенности.

17. Особенности трагедий Еврипида.

18. Значение комедийного творчества Аристофана.

19. Критика новых общественно-философских течений в комедии Ари­стофана «Облака».

20. Вопросы войны и мира в комедиях Аристофана.

21. «Всадники» Аристофана. Особенности конфликта. Художественное своеобразие комедии.

22. Проза V - VI вв. до н.э. Своеобразие и значение «Диалогов» Плато­на.

23. Вопросы литературы и искусства в «Поэтике» Аристотеля.

24. Эллинистическая культура конца IV в. до н.э. Александрийская по­эзия.

25. Новоаттическая комедия и ее особенности. Менандр.

26. Особенности биографического жанра в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

27. Лукиан - «Вольтер классической древности».

28. Проблема античного романа. Лонг «Дафнис и Хлоя»

29. Гелиодор «Эфиопика». Темы, проблемы, идейный смысл, художе­ственное своеобразие.

30. Особенности римского фольклора.

31. Своеобразие драматургии Плавта. Комедия «Псевдол».

32. Плавт «Хвастливый воин».

33. Плавт «Комедия о горшке». Идейный смысл и художественные осо­бенности.

34. Особенности драматургии Теренция на примере одной из его коме­дий.

35. Римское общество и культура последнего века республики. Поэты -«неотерики». Катулл.

36. Поэма Лукреция «О природе вещей» и ее место в литературном процессе Рима периода последнего века республики.

37. Цицерон и его время.

38. Цицерон об ораторском искусстве.

39. Общая характеристика литературы «золотого века». «Буколики» Вергилия.

40. «Энеида» Вергилия - римский национальный эпос.

41. Гораций - поэт «золотой середины».

42. Оды и послания Горация.

43. Тема поэта и поэзии в творчестве Горация.

44. Овидий - поэт эпохи Августа, его «Любовные элегии».

45. «Метаморфозы» Овидия и их художественное своеобразие.

46. Третий период творчества Овидия.

47. Серебряный век римской литературы. Трагедии Сенеки.

48. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки (сопоставительный анализ).

49. Роман Петрония «Сатирикон». Идейное содержание и особенности формы.

50. Художественное своеобразие поэзии Марциала.

51. Ювенал: Книга сатир. Идейное содержание и художественные осо­бенности.

52. Особенности римского романа. «Метаморфозы» Апулея.

53. Художественное своеобразие романа Апулея «Метаморфозы».

54. Своеобразие и историческое значение римской литературы.

 

Практикум

Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается:

- знание студентом теоретического материала;

- знание текстов художественных произведений по курсу;

- свободная ориентация в излагаемом материале;

- наличие собственной позиции.

 

2.1. Вопросы к практическим занятиям

 

№ п/п Наименование темы Вопросы для обсуждения
Тема 1. Древнегреческая лирика 1. Особенности лирики как рода литературы. 2. Время и условия возникновения греческой лирики. 3. Принципы классификации древнегреческой лирики. Ее основные жанры. 4. Декламационная лирика: Архилох, Тиртей, Каллин, Солон, Мимнерм, Феогнид. 5. Песенная лирика: Алкей, Сапфо, Анакреонт. 6. Греческая лирика и проблемы лирического героя.
Тема 2. Эволюция древнегреческой трагедии 1 . Происхождение и структура древнегреческой трагедии. 2. Сопоставительный анализ трагедий: Эсхил. «Орестея»; Софокл. «Эдип-царь»; Еврипид. «Ипполит»: а) тема, проблемы, идейный смысл; б) особенности композиции; фабула, сюжет, характер конфликта, система образов; в) приемы создания характеров; г) особенности языка и стиля. 3. Эволюция трагедии от Эсхила до Еврипида.  
Тема 3. «Поэтика» Аристотеля 1. Сведения об Аристотеле. Его роль в развитии греческой культуры. 2. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля. 3. Аристотель о трех родах литературы. 4. Учение о трагедии и ее функциях. Мимесис. Вопрос о «единстве». Катарсис. 5. Историческое значение «Поэтики».
Тема 4. «Диалоги» Платона 1. Аттическая проза IV в. до н.э. (общая характеристика). 2. Платон: основные периоды и факты его биографии и творчества. 3. Общие философские позиции Платона. 4. «Пир»: философский и эстетический смысл диалога. 5. Художественная форма и способы изложения философской доктри­ны. 6. Особенности повествовательной манеры Платона: ситуации быта и его реалии, портретные характеристики, отношение к мифологии, ирония и юмор.  
Тема 5. Римская литература конца республики 1. Римское общество и культура последнего века республики. 2. Цицерон и его роль в развитии литературы. 3. Поэма Лукреция «О природе вещей». Источники, основные идеи, ком­позиция и стиль поэмы. 4. Римский александризм. Поэты-неотерики. 5. Катулл: биография и литературная деятельность. Его литературная судьба.
6,7 Тема 6-7. Римская лирика «золотого» века 1. Римское общество «века Августа», особенности развития литерату­ры. 2. Гораций: жизнь и основные этапы творчества, его философские взгляды: а) «эподы»: традиция жанра и отношение к римской действительно­сти; б) «сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля; в) «оды»: тематика, художественное своеобразие; г) тема поэта и поэзии у Горация. 3. Жизнь и основные периоды творчества Овидия. 4. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Особенности содержания и художественное своеобразие.
Тема 8. Античный роман 1. Время и место возникновения античного романа. Его генеалогия (греческий и римский романы) 2. Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Его виды. 3. Анализ текстов: Лонг «Дафнис и Хлоя». Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел»: а) тема, проблемы, идейный смысл; б) особенности композиции: фабула, сюжет, система образов, значе­ние вставных эпизодов; в) стилистическое своеобразие романов.
Тема 9. Античная культура (изобразительное искусство древней Греции и древнего Рима) 1. Архитектура Древней Греции. Чудо Акрополя. 2. Греческий театр и его роль в европейской культуре (архитектура и устройство театра). 3. Фидий и его ученики. 4. Пракситель. 5. Искусство Греции III-II вв. до н.э. 6. Римское искусство (архитектура, портрет).

Планы практических занятий

Курс 1 семестр

Практическое занятие № 1 (2часа)



2015-12-07 682 Обсуждений (0)
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК УМК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК УМК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)