Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для преподавателей



2015-12-07 504 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателей 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Необходимо любить и уважать студентов; понимать и любить преподаваемую дисциплину для того, чтобы привить студенту-филологу это понимание, интерес и любовь к предмету и, шире, к научному знанию.

2. Предназначение курса состоит в формировании у студентов целостного представления об истории мировой (зарубежной) литературы. Следует строго придерживаться хронологии этапов развития обеих литератур. Студент должен ориентироваться в многообразии литературных и культурных эпох, прослеживать их взаимосвязь и логику их возникновения.

3. Преподавание дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы» должно быть ориентировано на выработку у студентов устойчивых навыков постижения особенностей другой, в данном случае греко-римской, эпохи посредством глубокого «погружения», проникновения в ее символическую глубину. Необходимо прививать студентам принцип понимания произведения античной литературы через символы античной культуры – с уяснением природы символа и символического мышления.

4. Важнейшим элементом гуманитарного образования должен стать опыт сопереживания и понимания студентами другого человека (героя произведения), другой эпохи.

5. Подача конкретного лекционного материала должна осуществляться в строго доказательной форме, с ссылками на имеющиеся научные источники и опорой на факты художественной практики.

6. Преподавание каждой лекционной темы должно осуществляться в синтезе историко-теоретического подхода.

7. Важной задачей курса является формированию у студента активной мировоззренческой позиции. В связи с этим вопросы, выносимые на обсуждение на семинарах, могут носить проблемный характер. Необходимо стимулировать у студента формирование осознанной личной позиции по тому или иному вопросу, не сводить обсуждение тем семинарского занятия к зачитыванию отрывков из критической литературы. Необходимо развивать у студентов навыки логического мышления и анализа.

8. Преподавание данной дисциплины должно быть обязательно направлено на:

- развитие и закрепление литературоведческих навыков, полученных студентами в рамках изучения курса «Введение в литературоведение»;

- выявление и закрепление методики анализа текста и поэтики изучаемого писателя;

- формирование и выработку у студентов собственного художественного языка и стиля.

3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы

 

Для успешного освоения студентами курса «История мировой (зарубежной) литературы» нами выделяются два основных этапа, способствующие выработке и закреплению устойчивых профессиональных навыков.

1 этап. Самостоятельная работа с художественными текстами

(Подготовка к лекционным занятиям)

· Этот этап предполагает последовательное и внимательное прочтение всего списка художественных текстов по данному курсу, в строгой хронологической последовательности, так, как они расположены в списке художественных текстов рабочей программы.

· Для правильного восприятия лекционного материала студенты должны быть заранее ознакомлены с содержанием художественных произведений, содержание и смысл которых преподаватель раскрывает, анализирует и комментирует на лекции.

· По мере знакомства с текстами художественных произведений студентам рекомендуется по каждому прочитанному произведению составлять отдельную карточку- цитатник. Карточка должна включать: с ЛИЦЕВОЙ стороны – имя автора, годы его жизни, название произведения, год создания произведения, перечень основных героев произведения и их краткие характеристики; с ОБРАТНОЙ стороны - отдельные цитаты из произведения, которые напомнят основные темы, проблемы, идейный смысл произведения, а также сюжетно-композиционные и другие особенности.

Объем одной карточки не должен превышать 1 лист формата А4.

Карточки-цитатники студенты используют на итоговом экзамене по дисциплине, во время подготовки к ответу по вопросам экзаменационного билета.

 

2 этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.

(Подготовка к практическим занятиям)

· Задача преподавателя заключается в привитии студентам интереса к научной и учебной литературе, как к особому виду интеллектуальной деятельности; преподаватель должен научить студентов правильно пользоваться научной, учебной и справочной литературой, включая словари и энциклопедии, делать выписки и работать с картотекой по темам.

· В части устного высказывания ставится задача его логически последовательного построения в дедуктивной форме, как восхождения от общего (постановки проблемы) к частному (ее конкретному раскрытию) в средствах аргументации-доказательств двух аспектов: ссылок на научные авторитетные источники и подтверждения собственных исследовательских наблюдений на конкретном художественном материале.

· На практических занятиях должны выступить все без исключения студенты. Студенческие ответы подразумевают как полные, так и обязательные дополнительные ответы на разные вопросы практического занятия.

· Вопросы, выносимые на обсуждение на практических занятиях, часто носят проблемный характер. Обсуждение тем практических занятийне должно сводится к зачитыванию отрывков из критической литературы. Необходимо сформировать осознанную позицию в отношении обсуждаемой проблемы и уметь грамотно ее аргументировать.

· Самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям включает ряд последовательных шагов.

1-й шаг – Внимательное прочтение указанного раздела учебника по теме п/з;

2-й шаг – Внимательное прочтение художественных текстов по теме п/з. Если произведение прочитано ранее, например, в начале семестра, то следует еще раз кратко просмотреть его содержание;

3-й шаг – Работа в читальном зале библиотеки с научно-критической литературой по теме п/з, письменное тезисное закрепление в конспектах прочитанного материала и его аналитическое осмысление в соответствии с вопросами п/з.

 

ГЛОССАРИЙ

Агон(греч. борьба, состязание)характерная черта греч. быта – стремление к соревнованию, состязанию во многих сферах обществ. жизни.

Агора(греч. рыночная площадь) – в эпоху Гомера – народное, судебное или военное собрание свободных граждан.

Академия— роща в Афинах, названная в честь героя Академа; там располагался гимнасий, где Платон собирал своих учеников; отсюда название основанной им философской школы.

Амфиктиония— объединение соседних племен вокруг общего святилища; наиболее известной А. была Дельфийская.

Анамнесис (греч. припоминание) – термин из философии Платона, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи, представляющие собой образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий.

Ареопаг— «холм Ареса», где заседал старейший Совет Афин. Верховный правящий орган в архаическую эпоху; в демократическую сохранил только судебные функции.

Архе (греч.) – начало, принцип. Уже у Платона понятие «архе» употребляется в значении 1) онтологического принципа, начала бытия и 2) гносеологического принципа, начала познания.

Архонт — название высших должностных лиц в различных греческих полисах. Утрачивают прежнее значение в классическую эпоху в Афинах, где на первый план выходят стратеги. Отправление должности архонта называлось архонтством.

Ателия — освобождение от налогов.

 

Буле— в Афинах — совет из 500 членов, подготавливавший проекты законов, которые затем выносились на голосование Собрания (эк-клесии).

Бустрофедон — способ письма, при котором строки идут попеременно справа налево и наоборот, подобно бороздам, проведенным по полю плугом.

 

Варвар — звукоподражательное слово для обозначения чужеземца, говорящего на непонятном грекам языке (он произносит «бар-бар»); вначале слово не имело нравственного оттенка.

Войны греко-персидские — см. войны мидийские.

 

Войны мидийские (490 и 480—479 гг. до н.э.) — двукратное столкновение греков с Персидской империей. Первая индийская война (названная так потому, что греки не проводили особого различия между мидянами и персами) закончилась победой греков в сухопутной битве при Марафоне (490 г. до н.э.), вторая — морским сражением при Саламине (480 г. до н.э.), а затем битвой при Платеях (479 г. до н.э.).

Война Пелопоннесская(431—404 гг. до н.э.) — конфликт между Спартой и Афинами, стоявшими во главе двух союзов полисов. Закончилась поражением Афин.

Войны священные — столкновения из-за святилища в Дельфах.

 

Гегемония — верховенство одного из полисов в коалиции государств.

Гекатомба – жертвоприношение численностью в сто быков.

Гелиэя— суд в Афинах.

Гимнасий — совокупность объектов, предназначенных для спортивных упражнений, а также служивших местом выступлений ораторов и философов; приобрели большое значение в эллинистическую эпоху, где служили знаком принадлежности к эллинистической культуре.

Глашатай— неприкосновенное лицо, в обязанности которого входит делать публичные объявления внутри полиса или за его пределами.

Гостеприимец — лицо, связанное наследственными взаимоотношениями с кем-либо за пределами своей общины. До конца архаического периода гостеприимство играло важную роль в отношениях между греками.

 

Дем— территориально-административное подразделение полиса в Афинах, в некоторых городах Пелопоннеса, во многих островных полисах и в Ионии. Вокруг них сосредоточивалась общественная жизнь; молодые люди, получавшие права гражданства, приписывались к демам.

Демот — член общины дема.

Десять тысяч — название корпуса греческих наемников на службе у персидского царевича Кира Младшего в 401 г. до н.э. Рассказ об их отступлении после битвы при Кунаксе составляет содержание «Анабасиса» Ксенофонта.

Дионисии — празднества в честь Диониса, по случаю которых проводились драматические состязания.

Докимасия — официальная проверка личности кандидатов в должностные лица, будущих граждан, юношей, поступающих в эфебы. Лица, занимавшие государственные посты, подвергались докимасии и по окончании срока службы.

Драхма— денежная единица; одна драхма равна б оболам.

 

Исангелия— в Афинах — процедура обличения перед Собранием или Советом в случае тяжкого преступления.

Исотел — проживающий в полисе иноземец, по указу получивший равенство в налогообложении с гражданами.

 

Калокагатия(букв. прекрасно-доблестное) – понятие, которое зародилось еще в архаике как аристократический идеал гармонии. Принцип К. синтезирует эстетическую («калос»-прекрасный) и нравственную («агатос»- добродетельный) оценку.

Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, обозначающий один из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Уже сторонники философии Пифагора разработали теорию очищения души от губительных страстей путем специально подобранной музыки. Трагедия, согласно «Поэтике» Аристотеля, очищает душу через страх и сострадание.

Кифаред — поэт и певец, аккомпанирующий себе на кифаре.

Койне — «общий (язык)». Язык эллинистического мира после завоеваний Александра. Распространенный среди широких масс населения, он был проще классического греческого.

Космополит — гражданин мира.

Космос (греч. «ко-осмос» = «со-проникновение», порядок, украшение) - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только идеально и материально упорядочено, но и прекрасно, основываясь на принципе калокагатии.

Ксен — одновременно гость и чужеземец.

Ксенеласия— в Спарте — процедура изгнания иноземцев.

 

Линейное письмо — древняя система письма; линейное А — еще не расшифрованное критское письмо; линейное Б (XVI—XII вв. до н.э.) — слоговое письмо, которым записан уже греческий язык.

Литургия — общественная повинность, обязательная для богатых частных лиц, например: снаряжение триеры (триерархия) или оплата хора для театральных представлений (хорегия). Условия выплаты литургии были весьма тяжелыми.

 

Метек — этимологически «живущий вместе»; проживающий в полисе иноземец, облагаемый налогом на пребывание.

Мимесис (греч. подражание) – один из основных принципов в античной эстетике, а также в эстетике классицизма 16 – 18 вв., согласно которому подражание составляет сущность искусства. Уже у Пифагора музыка рассматривается как подражание небесной гармонии. Аристотель считал, что «искусство есть подражание прекрасной природе», хотя в отличие от Платона допускал изображение уродливого, нравственно предосудительного в искусстве. Способ и объект подражания являются конституирующими признаками литературных жанров.

 

Обол — самая мелкая денежная единица; шесть оболов составляли драхму.

Олигархи— приверженцы политического строя, при котором власть делит между собой ограниченное число лиц (oligoi).

Остракизм — в Афинах — процедура изгнания не более чем одного лица по подозрению в угрозе демократии; засвидетельствована с 487 по 417 г.до н.э.

 

Пантеизм –религиозно-филос. учение, отождествляющее бога с природой.

Панэллинский — имеющий отношение ко всем греческим полисам.

Парасит(греч. сотрапезник)- обедневший, но свободный гражданин, который зарабатывает бесплатно угощение, развлекая хозяина стола.

Периэгеза— нечто вроде очень подробного путеводителя, типа произведений Гекатея Милетского (VI в. до н.э.) или Павсания (II в. н.э.).

Полис — греческое название политической общности, включающей городской центр и окружающую территорию.

Проксен— гостеприимец; гражданин полиса, представляющий в нем интересы другого полиса, даровавшего ему этот титул.

Промантия — право первоочередного обращения к оракулу.

Проэдрия — привилегия, дающая право сидеть на почетном месте в первых рядах в театре или на играх.

Пританей— общественное здание полиса, где поддерживается священный огонь и обедают гости полиса и лица, которым это право даровано государством.

Просящий — лицо, ищущее защиты у алтаря, неприкосновенное во время пребывания в храме.

 

Род— большая «семья», объединение граждан общего происхождения. В архаическую эпоху слово употреблялось применительно к ограниченному числу семей, пользовавшихся наследственными привилегиями и большим влиянием в общественной жизни. В классический период — обозначение всех потомков одного прадеда.

 

Священное перемирие — прекращение военных действий между полисами на период панэллинских игр.

Сикофант — в Афинах — профессиональный доносчик и шантажист.

Симмахия — союз полисов, имеющий прежде всего военную направленность.

Синойкизм — объединение нескольких деревень или общин в единый политический организм.

Софист — преподаватель философии и красноречия; знаменитые софисты V-IV вв. до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик) были основными деятелями интеллектуального расцвета того времени.

Софистика (от греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) – умение хитроумно вести прения, основанное на преднамеренном использовании ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Стенохория — нехватка обрабатываемых земель.

Стоицизм – философская школа, основанная в Афинах около 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. Мир (космос) представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте одушевленным сферическим телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое благодаря всепроникающему логосу, или богу.

Стратег — должностное лицо греческих полисов, обязанностью которого бьио командование войсками; высшая должность в Афинах в V в. до н.э.

 

Техне (греч. techne – умение, ремесло, искусство) – продукт человеческого рода. «Техне» мыслится через противопоставление природе-«фюсис». Бинарная оппозиция «фюсис» - «техне» является основой строгого разделения естествознания = «физики» как науки о природе вещей, их сущности, их движений, как они существуют сами по себе, и механики как искусства для создания инструментов, которые не могут быть произведены самой природой, как искусства построения машин. Механика – не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

Тиран — тот, кто узурпировал власть.

Тридцать тиранов — комиссия по принятию законов, учрежденная в Афинах спартанцами после падения города в 404 г. до н.э.; сформированная из экстремистов, она установила режим террора.

Триттия — территориальное подразделение. Фила состояла из трех триттий: прибрежной, городской и внутренней.

Феория — священное посольство, отправленное полисом или святилищем для объявления о некоем событии (например, о дате Олимпийских игр).

Фила— территориальная единица в Аттике; Клисфен в 508— 507 гг. до н.э. преобразовал старые культовые филы, создав десять новых уже в качестве административных единиц.

Фратрия — подразделение гражданской общины, объединяемое общим культом.

Фюсис (греч. physis – природное) – природа как сущее, то есть как самобытно произрастающее и органически целеустремленное, сущее в самом себе природное бытие. Будучи одним из основных понятий философии Аристотеля, «фюсис» тесно связан с «движением» как имманентным стремлением всякого предмета к своей смысловой и структурной завершенности. «Фюсис» мыслится через противопоставление не-природному, искусственному, тому, что именуется «техне».

 

Хорег — богатое частное лицо, на которое возложена обязанность оплачивать хор во время театральных представлений.

 

Энтелехия (греч.) – понятие, введенное в культурный дискурс Аристотелем, означает осуществление какой-либо возможности бытия, а также движущий фактор этого осуществления.

Эпистемология (от греч. episteme – точное знание) – теория о возможности точного знания, связываемого в элейской школе и платонизме с божественным (то есть сверхчеловеческим, надличным) субъектом в отличие от чувственного познания мира человеком, которое приводит не к «эпистеме» = истинному знанию, а к «мнению». Так, у Парменида «истина» влагается в уста богини Дике (Правды) и противопоставляется обманчивым «мнениям смертных).

Эрос (греч. eros – сильное желание, влечение; любовь) – в мифоэпических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира. В «Теогонии» Гесиода Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу богов. У Платона и в платонизме Эрос предстает как побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект эротических прапотенций. В психофизическом плане Эрос означает также любовное желание, любовная тоска. В эллинизме Эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос). В христианстве Эрос понимается, прежде всего, как плотское влечение, имеющее страстную природу, однако в целом христианство не исключает возможность гармонии тварного Эроса и Божественной любви, что традиционно связывается с любовью супружеской.

Эфебия — распространенный в греческих полисах институт, обеспечивавший обучение и интеллектуальное и нравственное воспитание юношества. В Афинах в эпоху Аристотеля приобретает форму обязательной воинской службы.

Эфоры — «наблюдатели»; в Спарте — пять высших должностных лиц, избиравшихся на один год и осуществлявших исполнительную власть.

 



2015-12-07 504 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для преподавателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)