Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия складского хранения запасов



2015-12-07 2036 Обсуждений (0)
Стратегия складского хранения запасов 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи и принципы складирования

 

Познакомимся с ролью складов в логистической системе. Прежде всего, мы рассмотрим стратегию складского хранения запасов. В принципе эффективная система распределения не предпола­гает чрезмерно долгого хранения запасов, но в некоторых случаях это оправданно. Затем мы расскажем об экономических и сервисных выгодах складирования. И, наконец, рассмотрим базовые принципы управления складскими операциями.

Стратегия складского хранения запасов

Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения. На первых этапах своего развития экономика США представляла собой совокупность более или менее самодостаточных семейных хо­зяйств. Потребители сами хранили все необходимые для жизни запасы, принимая на себя соответству­ющие риски. Мясо хранили в коптильнях, а все, что может испортиться, — в погребах.

Развитие транспорта сделало возможной экономическую специализацию. Функцию хранения при­няли на себя производители продукции, предприятия оптовой и розничной торговли. Из литературы того периода видно, что склад рассматривался как необходимое для завершения маркетингового про­цесса место хранения товаров. Иными словами, в цепи движения сырья и готовой продукции склад служил стационарным пунктом, где товар дожидался своевременной «встречи» с потребителем. Соот­ветственно, склады воспринимались как «неизбежное зло», добавляющее дополнительные издержки к процессу физического распределения продуктов, но в этой точке зрения почти не учитывало более широкий спектр логистических операций, в которых складское хозяйство играет жизненно важную роль. Долгое время недооцененной оставалась существенная функция складов по накоплению и фор­мированию нужного потребителям ассортимента продуктов. Управляющие складами мало заботились о внутреннем контроле и ускорении складского оборота.

Литература того периода правильно описывает ситуацию. Компании видели свою главную цель в налаживании эффективных и экономичных процессов снабжения, производства и потребления, не придавая должного значения внутренним складским операциям. Склады признавались необходимым средством выживания, но при этом мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения и обработки запасов. Все усилия инженеров были направлены на решение производственных проблем.

Организация работы складов в ту эпоху отражает пренебрежение грузопереработкой. В типичном случае продукцию доставляли к складу в железнодорожных вагонах или на грузовиках, а затем вруч­ную перемещали во внутрискладскую зону хранения и укладывали на стеллажах или штабелями на полу. Совместное хранение разнородной продукции на одном складе вело к постоянным потерям. Обо­рот складских запасов был налажен плохо. При поступлении заказа от потребителя продукцию вруч­ную грузили на транспортные тележки, которые затем доставляли на отгрузочную площадку, где и загружали в транспортное средство.

Сравнительная дешевизна рабочей силы порождала беспечное отношение к применению трудовых ресурсов. Недостаточное внимание уделялось эффективности использования складских площадей, тех­нике и приемам грузопереработки. Впрочем, при всех этих организационных недостатках складское хозяйство той поры вполне справлялось со своей ролью — служить мостом между производством и сбытом.

После окончания второй мировой войны менеджеры осознали необходимость повышения эффек­тивности складского хозяйства и усомнились в том, действительно ли нужно держать так много скла­дов. По сложившейся практике в каждом районе сбыта имелся отдельный склад со своим товарным запасом для обслуживания местных потребностей оптовой и розничной торговли. Но по мере совер­шенствования техники прогнозирования и календарного планирования производства реальная необ­ходимость в содержании больших товарно-материальных запасов сокращалась. Постепенно улучшалась координация производственных процессов, реже стали происходить сбои и задержки в производствен­ном цикле. В связи с сезонными колебаниями объемов производства и сбыта нужда в складах по-преж­нему сохранялась, но общая потребность в запасах для поддержки производства существенно умень­шилась.

Вместе с тем возрастала потребность в складском хранении запасов у розничной торговли, пере­крывая сокращение производственных потребностей в складских мощностях. У розничных магазинов возникла необходимость держать в запасе все более широкий ассортимент продуктов, которые было очень накладно заказывать малыми партиями у каждого производителя. Высокие расходы на транспор­тировку малых партий грузов практически лишили розничных торговцев возможности размещать зака­зы непосредственно у производителей. В результате усилилась нужда в использовании складов для свое­временной и экономичной поставки торговцам необходимого ассортимента продуктов. На оптовом уровне канала распределения склад стал опорным пунктом розничной торговли. Прогрессивные опто­вики и вертикально интегрированные компании розничной торговли создали совершенные системы складского хозяйства, способные обеспечивать потребности розничной сети.

Опыт эффективного управления оптовыми складами вскоре был заимствован и производителями. Для фирм с разветвленной сетью производственных мощностей эффективное складское хозяйство открывало путь к сокращению запасов сырья и полуфабрикатов, позволяло снизить издержки при од­новременной оптимизации производства. Складирование стало интегрированным элементом производ­ственных стратегий, основанных на принципах снабжения «точно-в-срок» и отсутствия запасов Основ­ная идея логистической концепции «точно-в-срок» заключается в уменьшении запасов незавершенно­го производства, а этого не достичь без безупречно надежной системы снабжения. Для того чтобы наладить такую надежную систему снабжения в стране столь обширной, как США, требуется сеть складов, размещенных в стратегически выгодных пунктах. Базовый запас деталей и полуфабрикатов можно держать на центральном складе, что снижает потребность в хранении собственных текущих за­пасов на каждом сборочном предприятии. Продукцию закупают и свозят крупными партиями на такие централизованные склады, а отсюда ее по мере необходимости доставляют на заводы. Развитое склад­ское хозяйство становится жизненно важным интегрированным элементом производства.

Что касается логистических потоков «на выходе» с производственной линии, то склады позволяют поставлять потребителям смешанные отправки нужных продуктов. Маркетинговые отделы приветство­вали возможность отправлять смешанные партии продуктов прямо с производства, потому что это расширило возможности сбыта и обслуживания потребителей. В свою очередь самим потребителям поставка смешанных партий продукции непосредственно от производителей дает два преимущества. Во-первых, единоразовая доставка всего необходимого ассортимента продуктов сокращает логисти­ческие издержки и к тому же позволяет воспользоваться льготными тарифами при транспортировке консолидированных партий грузов. Во-вторых, у потребителей появилась возможность сократить запа­сы малоходовых товаров, потому что они могут теперь получать такие товары мелкими партиями в составе консолидированных грузов. По мере нарастания конкуренции производители, наладившие опе­ративную поставку заказчикам смешанных партий продукции, получили конкурентные преимущества. В 1960-х и 1970-х годах происходило активное развитие новых технологий ведения складских операций. Этот процесс технологического совершенствования затронул почти каждый аспект деятельности скла­дов, в результате появились более совершенные техника и процедуры хранения запасов и грузопереработки. В 1980-х годах акцент сместился к совершенствованию конфигурации складских систем и тех­нологий грузопереработки.

В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий. Гибкость необходима для удовлетворе­ния растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование ин­формационных технологий увеличивает гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.


Функции складов

Складирование создает стратегические выгоды двух типов - экономические и сервисные. В прин­ципе складское хозяйство допустимо включать в логистическую систему только в том случае, если это оправданно соотношением издержек и выгод. Рассмотрим каждый тип выгод по отдельности, хотя надо понимать, что такое деление несколько искусственно.

Экономические выгоды. О прямых экономических преимуществах складирования можно говорить, когда использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Отдачу от капиталовложений в развитие складского хозяйства легко перевести на язык экономических выгод, поскольку она поддается измерению и выражается непосредственно в сто­имостных показателях. Например, если включение в логистическую систему еще одного склада ведет к сокращению совокупных транспортных расходов на величину, превышающую сумму постоянных и пе­ременных затрат на содержание этого склада, можно говорить о снижении общих издержек. При любом сокращении общих логистических издержек эксплуатация склада экономически оправданна. Складиро­вание создает четыре основных вида экономических выгод, в числе которых консолидация, разукруп­нение, доработка/отсрочка и накопление запасов. Рассмотрим и проиллюстрируем каждый из них.

Консолидация грузов. Складирование создает экономические выгоды за счет консолидации отправок. Консолидирующий склад получает от ряда производственных предприятий продукцию, предназначен­ную определенному заказчику, и формирует из нее более крупную смешанную (консолидированную) партию отправки. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке заказчика не возникает транспортных заторов. Таким образом, склад вбирает в себя товарно-материальные потоки, поступающие от производителей, и выпускает их в форме крупных отправок потребителям. Схема работы консолидирующего склада показана на рисун­ке 13. l a.

Чтобы обеспечить эффективность операций по консолидации отправок, каждый завод должен ис­пользовать склад в качестве следующего на пути к потребителю пункта хранения произведенной продук­ции, а также в качестве пункта сортировки и комплектования грузовых отправок. Главное преимущество консолидации заключается в возможности укрупнять партии товаров, отправляемых в определенный район сбыта. Консолидирующий склад может использоваться одной фирмой или совместно нескольки­ми компаниями. Это дает возможность всем производителям или грузоотправителям, пользующимся услугами склада, сокращать расходы на распределение своей продукции по сравнению с вариантом, когда каждый из них осуществлял бы доставку своих продуктов потребителям индивидуально.

Разукрупнение и перевалка грузов в пути. Эти операции схожи с тем, которые осуществляют консо­лидирующие склады, только в них не входит функция хранения. При этом на сортировочный терми­нал (склад разукрупнения) доставляют грузы от производителей, предназначенные нескольким заказ­чикам, разделяют их на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляют каждому потре­бителю. Схема таких операций показана на рисунке 13.1а. Грузы на сортировочный терминал доставляют большими партиями, что обеспечивает экономию транспортных расходов и облегчает орга­низацию транспортировки.

Перевалочный терминал оказывает аналогичные услуги с одним отличием — он всегда работает с несколькими производителями. Использование перевалочных терминалов типично для снабжения роз­ничной торговли ходовыми товарами. Схема их операций показана на рисунке 13.16. Разные произво­дители присылают на склад полностью груженные трейлеры. Полученный груз, если он не маркирован по предназначению тому или иному потребителю, сперва распределяют среди заказчиков либо, если он маркирован, сортируют в соответствии с конкретными заказами. Таким образом, продукцию бук­вально «переваливают» через склад и загружают в трейлер, предназначенный для отправки определен­ному заказчику. После чего трейлер, груженный смешанной партией продуктов от разных производи­телей, доставляет груз на предприятие розничной торговли. Экономическая выгода этой схемы заклю­чается в том, что транспортировка от производителей на склад и со склада розничным торговцам осуществляется с загрузкой транспортных средств по полной транзитной норме, а поскольку продук­ция на складе не хранится, экономятся еще и складские расходы. Кроме того, благодаря полной за­грузке транспортных средств достигается оптимизация использования погрузочно-разгрузочных пло­щадок склада.

Доработка/отсрочка. Склад можно использовать и для того, чтобы задержать процесс окончатель­ной доработки или сборки продукции легкой промышленности. Склад, располагающий оборудовани­ем для маркировки или снабжения продуктов этикетками, позволяет отсрочить окончательное изго­товление продукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос. Например, произво­дитель, выпускающий овощные консервы в банках, может не наклеивать на них этикетки и не снабжать товарной упаковкой. Когда дело касается продуктов, продаваемых в розницу под частными торговыми марками магазинов, такой образ действий дает производителю возможность не заботиться о том, кто будет заказчиком его продукции. Когда поступит конкретный заказ от того или иного роз­ничного торговца, склад быстро расклеит этикетки, упакует банки и отправит заказчику.

 

Подобная услуга обеспечивает двоякую экономическую выгоду. Во-первых, она минимизирует риск, поскольку окончательную доработку и упаковку осуществляют только после того, как появился определенный заказчик со своими требованиями к маркировке и упаковке. Во-вторых, она позволяет сократить запасы, поскольку на одни и те же банки можно клеить разные этикетки и по-разному их упаковывать. Снижение риска и уровня запасов часто ведет к сокращению общих издержек логистики несмотря даже на то, что наклейка этикеток и упаковка на складе обходится дороже, чем на предприя­тии-изготовителе.

Накопление запасов. Для некоторых отраслей жизненной необходимостью является создание запасов сезонной продукции. Например, садовую мебель и игрушки производят круглый год, а пик их продаж приходится на очень короткие промежутки времени. А вот урожай фруктов, овощей и зерна собирают раз в году, а потребляют круглый год. Обе ситуации требуют длительного хранения продукции. Накоп­ление запасов создает своего рода защитный буфер, позволяющий наладить эффективное производ­ство в условиях ограничений, связанных с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса.

Сервисные выгоды. Сервисные преимущества от работы складов в логистической системе могут со­провождаться, а могут и не сопровождаться снижением издержек. Когда наличие склада оправдывает­ся главным образом сервисными выгодами, это означает, что основная его задача состоит в усилении способности всей логистической системы в целом создавать полезность места и времени. Такого рода отдача от вложений капитала с трудом поддается прямой количественной оценке, поскольку требует сопоставления издержек и уровня сервиса. Например, создание склада для обслуживания определенного сегмента рынка может привести к росту издержек, но одновременно — к увеличению рыночной доли, объема продаж и валовой прибыли. В принципе такие решения оправданны, если конечным результатом оказывается рост прибыли. Проблема в том, как измерить влияние подобных капиталовло­жений на прибыль.

Складирование обеспечивает пять видов сервисных выгод: приближение запасов к рынку, форми­рование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок, обеспечение про­изводства и создание эффекта присутствия на рынке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Приближение запасов крынку. Приближение запасов к рынку чаще всего используют в физическом распределении. Прежде всего, к этому приему прибегают производители сезонного или ограниченного ассортимента продукции. Вместо того чтобы хранить запасы на торговых складах круглый год или снаб­жать рынки непосредственно с производственных предприятий, можно в удобный момент продвигать запасы к основным рынкам, чтобы сократить сроки поставки. При этом часть производимого фирмой ассортимента продукции размещают на «прифронтовых» складах в критические периоды сбыта. Это позволяет распределить товары на складах вблизи ключевых потребителей как раз накануне пикового подъема сезонных продаж.

Поставщики удобрений и ядохимикатов часто обращаются к этой тактике в периоды выращивания урожая. По окончании сезона нераспроданные запасы продукции возвращают на центральный склад.

Формирование рыночного ассортимента. Ассортиментный склад — который могут использовать и производитель, и торговец оптовый или розничный — накапливает рыночный ассортимент продуктов в ожидании заказов потребителей. Это может быть смешанный ассортимент, состоящий из множества видов продукции, поставляемой на рынок разными производителями, или специальный ассортимент, составленный по желанию конкретного заказчика. В первом случае оптовый продавец спортивной ' одежды, например, будет держать на складе продукцию ряда поставщиков, чтобы обеспечить потре­бителям широкий выбор. Во втором случае оптовик подберет полный комплект униформы для целой команды, включая майки, трусы и обувь.

Формирование рыночного ассортимента отличается от приближения товаров к рынку интенсивно­стью и продолжительностью использования складских мощностей. Приближая товар к рынку, фирма обычно держит в запасе узкий ассортимент продуктов и размещает их на непродолжительный срок на множестве малых складов, расположенных вблизи конкретных рынков. Ассортиментные склады, на­против, немногочисленны, расположены в стратегически важных пунктах, работают круглый год и держат широкий ассортимент продуктов.

Комплектование смешанных отправок. Комплектование смешанных грузов на складе напоминает процесс разукрупнения и сортировки, только данная операция может охватывать несколько отправок от производителя. Когда заводы рассредоточены в пространстве, пересортировка и транзитное ком­плектование грузов на промежуточном складе позволяет снизить транспортные издержки и объем складских запасов. Обычно продукция поступает с производственного предприятия на склад вагонами или грузовиками. Каждая большая партия доставляется по самому низкому тарифу. По прибытии на склад транзитной комплектации транспорт разгружают и составляют смешанные партии отправок для определенных заказчиков или рынков.

Экономичность комплектования смешанных отправок на промежуточных складах традиционно под­держивается специальными тарифами, представляющими собой разновидность транзитной скидки. При этой тактике формирования смешанных отправок к поступающим грузам могут добавляться про­дукты, регулярно хранящиеся на складе. Склад, осуществляющий транзитное комплектование грузо­вых отправок, обеспечивает сокращение совокупного объема запасов в логистической системе. Комп­лектование смешанных грузов расценивается как сервисная выгода, потому что партии отправок под­бирают в точном соответствии со спецификацией заказчика.

Материально-техническое обеспечение производства. Экономические особенности производства иногда требуют довольно большого запаса некоторых компонентов. В таких случаях склады осуществ­ляют постепенную поставку материалов и деталей на сборочное предприятие. Создание страховых за­пасов продукции, закупаемой у внешних поставщиков, может быть оправдано либо длительностью срока поставки, либо колебаниями производственных потребностей. В таких и во множестве других случаев самым экономичным решением является создание достаточных запасов на складе материаль­но-технического обеспечения производства, откуда материалы, детали и готовые узлы своевременно и с небольшими издержками поступают на сборочную линию.

Эффект присутствия на рынке. Сервисные выгоды от присутствия на рынке не столь очевидны, как от других складских функций, но специалисты по маркетингу часто расценивают их как крупней­шее преимущество местных складов. Эффект присутствия на рынке основывается на представлении, что местный склад (и запасы продукции на нем) позволяет с большей гибкостью реагировать на запросы потребителей и быстрее осуществлять поставки, чем в том случае, если операции ведутся с отдаленных складов. Отсюда следует идея, что размещение складов вблизи местных рынков способ­ствует увеличению рыночной доли и росту прибыли. Но хотя об эффекте присутствия на рынке гово­рят много и часто, очень мало серьезных исследований подтверждает его действительное влияние.

Заключение. Складские услуги весьма разнообразны и не сводятся к простому хранению запасов. Более того, многие из них фактически сокращают потребность в текущих запасах. Такое подстраивание складского хозяйства под нынешние требования к уровню и стоимости сервиса служит отличной иллюстрацией современного логистического менеджмента. Схемы товарно-материальных потоков, представленные на рисунке 13.1, отображают пять видов выгод, создаваемых складами. Не отражен­ные на этом рисунке выгоды (доработка/отсрочка, накопление запасов и приближение запасов к рын­ку) связаны, скорее, с фактором времени, чем с движением товарно-материальных потоков.



2015-12-07 2036 Обсуждений (0)
Стратегия складского хранения запасов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия складского хранения запасов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2036)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)