Колористический образ интерьера
1. Понятие колористического образа. 2. Драматический образ. 3. Декоративный образ. 4. Лирический образ. 5. Эпический образ
ЛИТЕРАТУРА. 1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., Искусство, 1986. 2. Волков Н.Н. Колорит в живописи. М., Искусство, 1964. 3. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985
1. Понятие колористического образа.
Колористический образ – это эмоциональная оценка цветовой среды конкретного интерьера. Он представляет собой особое состояние цветовой палитры, обладающей колористической эстетической «самоценностью», при котором у человека вызывается эмоциональная оценка цветового решения интерьера независимо от него самого на основе цветовых ассоциативных представлений. Это заранее рассчитанная эмоциональная реакция, наивысший результат ассоциативного воображения, как правило, с трудом найденное и точно рассчитанное решение. В процессе восприятия цветовой композиции первоначальные зрительные ощущения сменяются ассоциациями, которые далее конкретизируются в реальные понятия – образные представления. Таким образом, дизайнер говорит на своем особом языке – посредством ассоциаций. Они, подобно музыке, вызывают различные созвучные общим понятиям и идеям представления: оптимизма, жизнеутверждения, торжественной приподнятости, мистической отрешенности, угнетения, пышности, торжественности, стремительного движения или неподвижности, покоя или тревожного беспокойства и напряженности. В соответствии с эмоциями, которые вызывает произведение у человека и содержанием произведений, произведения можно условно подразделить на декоративные, лирические, эпические и драматические. Соответственно, колорит этих произведений будет – лирическим, эпическим, драматическим и т.д.
2. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. В драматическом колорите обязательным элементом является драматизм. Драматизм – выражает напряженность действия свойственного драме. Драма в общем понимании – тяжелое событие, переживания, причиняющие нравственные страдания. Она отражает конфликт в непосредственном действии. Столкновение сил в композиции интерьера представляется как столкновение ассоциативных образов, формирующихся изображением, символическим значением цвета (в контексте идеи произведения) и его психофизиологическими характеристиками. Характерной особенностью драматического колорита является ощущение напряженности и тяжести, которые достигаются путем сопоставления противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен. Так, например, черный цвет – символ тьмы, мрака, небытия. Фактически, любой чистый цвет, противопоставленный черному цвету и взятый с ним в определенных пропорциональных отношениях создает впечатление напряженности. Эффект усиливается, когда в черный цвет подмешивается немного дополнительного цвета и он приобретает оттенок последнего. При пропорциональном равновесии этих пятен появляется впечатление зловещего мерцания. Аналогичный эффект наблюдается и при сопоставлении близких по насыщенности аддитивно дополнительных цветовых пятен. При этом, площади этих пятен, как правило, пропорционально уравновешены. Впечатление напряженности достигается, так же, применение приема встречного ритма. Драма всегда ассоциируется с чем-то мрачным, и эти ассоциации активно используются в искусстве. Впечатление мрачности производят как сами сильно приглушенные черным хроматические цвета, так и их сочетания, а также сочетания черных и серых при малом контрасте. Особенно мрачное впечатление производят приглушенные холодные цвета – синий, фиолетовый, зеленый и их сочетания. Противопоставление света – тьме, яркого, жизнерадостного – мрачному, зловещему является непременным условием драматической композиции. На основании вышеизложенного можно сделать выводы: - в основе оценки колористического образа композиции лежит ассоциативный принцип; - основным принципом формирования драматического колористического образа является принцип единства и борьбы противоположностей. Данные принципы служат базой для следующих приемов: 1. Сопоставление противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен: - противопоставление чистого, насыщенного цвета черному; - противопоставление аддитивно-дополнительных цветов равной насыщенности, спропорционированных по площадям. 2. Сопоставление цветовых зон по их эмоциональному и символическому воздействию: - противопоставление яркой, звонкой цветовой зоны мрачной, приглушенной. 3. Общее зачернение всех цветов композиции. 4. Использование цветосочетаний ассоциативно воспринимающихся как драматические. 5. Применение встречного ритма.
3. ДЕКОРАТИВНЫЙ ОБРАЗ Декоративный образ – это такое состояние гармонической цветовой палитры, которое человек оценивает как красивое, праздничное, нарядное, веселое. Декорировать /фр./ - украшать. Условия формирования «праздничного», «веселого», колорита для контрастных цветовых композиций /полярных, трехцветных, четырехцветных/: 1. Отсутствие элемента напряженности, что обеспечивается соотношениями цветов, /регулируются отношения светлоты, насыщенности, цветового тона/. 2. Отсутствие противопоставления символического значения цветов, наоборот они должны дополнять и усиливать друг друга. 3. Чистота, яркость и звонкость цветовых пятен. 4. Гармоничность цветосочетаний. Цвета выбираются на равных интервалах в цветовом круге. Доминирующий цвет определяется в зависимости от идеи произведения. Однако, доза колорита минимальна. 5. Статичность контрастных композиций или, другими словами, цветовой баланс контрастных по цветовому тону композиций /оптическая сумма всех цветов композиции должна давать ахроматический цвет/. В нюансных цветовых композициях веселый и праздничный колорит формируется, как правило, теплой гаммой в пределах от желтого цвета до красного. Функцию резонирующего, уравновешивающего психофизиологическое воздействие активных теплых пятен выполняет белый цвет. Именно активное введение белых пятен, растяжек к белому создает впечатление обилия света, радости и веселья.
4. ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ Лирика – есть выражение непосредственных чувств, переживаний, порождаемых различными явлениями жизни. Лирический колорит – это такое состояние цветовой палитры, которое человек оценивает как нежное, мягкое, «ласковое». Эмоциональные оценки «нежный», «мягкий», «ласковый» подсказывают пути решения композиции – смягчение цветовых отношений в композиции. Одним из способов является высветление, разбел, использование рядов пастельных цветов. Возможен и такой прием, как активное использование белого контура. Практически любую гармоническую контрастную и статическую композицию можно сделать «лирической» разбелив ее. Смягчить цветовой контраст можно так же: - снижением насыщенности, т.е. добавлением в основной цвет определенного количества субтрактивно-дополнительного цвета; - добавлением серого цвета во все цвета композиции. Нежные, лирические ассоциации вызываются и композициями, выполненными в контрастной гамме при сильном соподчинении зеленому и голубому. Лирика – это не только нежность, лирика это и мечта, а мечта бывает разная – «голубая», «розовая» и т.д. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что характерными чертами лирического колорита будут являться: 1. отсутствие элемента напряженности. 2. Отсутствие противопоставления /противоборства/. 3. Чистота цветовых пятен. 4. Гармоничность цветосочетаний. 5. «Мягкость» цветосочетаний.
5. ЭПИЧЕСКИЙ КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Эпический колористический образ – такое состояние гармонической цветовой палитры, которое наряду с другими средствами художественной выразительности способствует возникновению у человека, посредством ассоциаций таких эмоциональных оценок как величие, героизм, торжественность, величественное спокойствие и бесстрастие, а также создает патетический настрой, вызывая чувства подъема, энтузиазма /трудовой, революционный пафос/. Достижению подобной выразительности способствует напряженность цветовых отношений, но она не доходит до жесткого противопоставления, и придает громкость, звонкость и динамизм композиции. В зависимости от степени напряженности формируется «восторженный», «торжественный», «патетический» колорит. «Восторженный» колорит вызывает чувство восторга, радости, удовлетворения. Он близок к «праздничному» колориту и имеет незначительную степень напряженности цветовых отношений, которая достигается в контрастных композициях за счет преобладания, очень незначительного, ведущего цветового тона. «Торжественный» колорит вызывает впечатление важного, величественного, серьезного, нерушимого, священного. Формирование торжественности находится в прямой зависимости от светлотных отношений. Они должны быть так подобраны, чтобы не было как резких, так и слабых контрастов. Торжественный колорит может быть сформирован и на основе контрастной гаммы, но при этом все пятна должны быть подчинены ведущему цвету, выбранному в зависимости от идеи произведения; приглушена «звонкость» всех цветов. Величественной торжественности способствует также введение в композицию серых и черных цветов. Патетический колорит вызывает чувства воодушевления, подъема, энтузиазма. Это достигается путем создания в композиции высокой степени напряженности. Нюансные и однотонные композиции включают цвета, оказывающие возбуждающее действие на человека: красный, оранжевый, желтый. Напряженность контрастных композиций достигается значительным доминированием цветов, обладающих активными психологическими воздействиями. Средствами усиления напряженности являются: - зачернение цвета; - ритм; - большой светлотный и хроматический контраст.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |