Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг



2015-12-07 3215 Обсуждений (0)
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взаимодополняемость благ.Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с дру­гом называется взаимодополняемостью благ.Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодопол­няемые блага называются комплементарными товарами (comple­mentary good).Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жестокой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразли­чия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, незави­симо от цен на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюд­жетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображен­ными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, при­водит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппара­ты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два про­дукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

 

Рис. 4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

 

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэф­фициента перекрестной эластичности ExyD, показывающего элас­тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

(4.7)

где Qx — величина спроса на благо X;

Рy — цена блага Y.

 

 

Рис. 4—19. Относительная взаимодополняемость

 

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (ЕxyD < 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая вза­имодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичнос­ти . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

Взаимозаменяемость благ.Свойство благ (товаров или услуг) удовле­творять потребности (личные или про­изводственные) за счет друг друга называ­ется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Вза­имозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.


Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость

 

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюд­жетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е (см. формулу 4.7).

Положительная перекрестная эластичность товаров-субсти­тутов (Е > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимо­заменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потреби­тельских благ.

 

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Вопросы для повторения

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Почему рациональное поведение не всегда присуще, реаль­ным потребителям?

4. От каких факторов зависит степень рациональности потре­бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребите­лей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к проблеме ценности получил широкое распространение только в 1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности высказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.).

6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду?

7. Какие из основных постулатов теории потребительского по­ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи­тельный, временный?

8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф­фекты как нерациональное потребительское поведение?

9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

10. Почему экономистов интересует точка касания линии бюд­жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли­чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

11. Чем определяются форма и месторасположение кривых без­различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

12. Каким образом изменение цены товара и дохода потреби­теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

13. Какие факторы определяют бюджетное ограничение по­требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюд­жетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в ры­ночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян­ство предельной нормы замещения служить признаком неравновесного состояния потребителя?

16. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если Да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической систе­мы к другому?

17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной системе?

 

Примеры решения задач

 

1. Верны ли следующие утверждения?

1.1. Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.

Да Нет

1.2. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.

Да Нет

1.3. В кардиналистской теории полезности не учитывается ог­раниченность денег у покупателя.

Да Нет

1.4. Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

Да Нет

1.5. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

Да Нет

1.6. Точка, лежащая ниже кривой производственных возмож­ностей, может дать более эффективную для потребителя комбина­цию, чем точка на кривой производственных возможностей.

Да Нет

1.7. Чем более острым является угол наклона линии бюджетно­го ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потре­бительский бюджет.

Да Нет

1.8. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

Да Нет

1.9. Кривая "цена—потребление" не показывает влияние цены на объем потребляемых благ.

Да Нет

Ответы

1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие по­требителя (оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда отношение предельных полезностей двух товаров равно отноше­нию их цен.

1.2. Нет. Изменение общей полезности не связано строгой про­порциональной зависимостью с динамикой предельной полезности.

1.3. Да. Бюджетное ограничение используется только в ординалистской теории полезности.

1.4. Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присоеди­нения к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты "Мальборо!").

1.5. Да. Если Р12, = 1, то согласно правилу максимизации полезности MU 1/MU2 = 1.

1.6. Да. Точка N более высокой кривой безразличия U, обеспе­чивает потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на кривой производственных возможностей точка М, которая принад­лежит более низкой кривой безразличия U1.

 

1.7. Нет. Величина потребительского бюджета не связана с углом наклона линии бюджетного ограничения.

1.8. Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соот­ношению цен, могут пересекаться.

1.9. Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние из­менения цен на относительную замену одного блага другим.

 



2015-12-07 3215 Обсуждений (0)
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)