Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели эффективности производства



2015-12-07 1269 Обсуждений (0)
Показатели эффективности производства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Статистика свидетельствует, что для долговременного перио­да характерна высокая степень корреляции между производитель­ностью труда и реальной заработной платой.

В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фир­ме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсо­лютно эластично. Сам уровень зарплаты в условиях совершенной кон­куренции максимален — рабочий, согласно теории предельной произ­водительности, получает полный продукт труда: MRC = wс. Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпри­нимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.

 

Рис. 9—1. Зарплата как равновесная цена труда в условиях совершенной конкуренции

 

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т. е. с зарплатой (рис. 9—1, а):

 

mrp = mrc = wс

 

Поскольку зарплата каждого работника равна wс, то совокупные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют площади wсElс0. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд (рис. 9—2). Если зарплата вырастет с w0 до w1 , то количество нанятых работников сократится с 10 до 11; если зарплата упадет до w2, то число занятых возрастет до 12. Таким образом, согласно неоклассической теории, количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.

 

Рис. 9—2. Взаимосвязь спроса на труд и заработной платы

 

Выбор между трудом и отдыхом. Каждый человек стоит перед дилеммой: больше трудиться или больше отдыхать. Она становится наиболее острой, когда изменяется сложившаяся ситуация. Допустим, в данный момент максимальный доход, который мы могли заработать за 24 часа, равен В долл. Мак­симальное число часов в сутках, естественно, 24. Следовательно, наше бюджетное ограничение "доход—свободное время" можно выразить прямой АВ (рис. 9—3)*. Принять в качестве решения точ­ку В невозможно, так как работать по 24 часа в сутки в течение более или менее длительного периода не в состоянии никто.

*Подробнее см.: Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. II. С. 139—146.

 

Труд — своеобразный товар. Фактически продается не наем­ный работник, а его рабочее время. Оно имеет естественные преде­лы и должно быть заведомо меньше 24 часов, так как часть дня необходима человеку для отдыха, т. е. для восстановления его способ­ности к труду. Поэтому более типичной является ситуация, изобра­женная на рис. 9—3, где равновесие достигается в точке Е. При этом свободное время составляет Н0 рабочее время — (24 – Н0), дневной доход I0 =w(24 – Н0 ). Наклон бюджетного ограничения равен -w — ставке заработной платы. Это означает, что работник максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна заработной плате:

 

Рис. 9—3. Выбор между трудом и отдыхом

 

Допустим, ставка заработной платы увеличилась с w1 до w2. Бюд­жетное ограничение смещается из АВ в АВ1, (рис. 9—4). Работа в таком случае становится более привлекательной, что вызывает желание больше трудиться. Равновесие сдвигается из точки Е1 в точку Е2 (см. рис. 9—4). Если мы проведем бюджетное ограничение CD, параллель­ное АВ1 и касающееся кривой безразличия U1, то сумеем определить эффекты замещения и дохода.

 

Рис. 9—4. Рост заработной платы: эффект замещения превышает эффект дохода

 

Эффект замещения выражается в со­кращении свободного времени и росте заработной платы. Графически это означает перемещение из Н1 в Н3. Однако с ростом дохода повыша­ется ценность и такого нормального блага, каким является досуг — свободное время для развития личности. Эффект дохода направлен в противоположную сторону и равен отрезку Н3 Н2 . Таким образом, на данном этапе роста заработной платы эффект замещения превышает эффект дохода (рис. 9—4). Это означает увеличение рабочего времени с ростом заработной платы; кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон (рис. 9—5).

 

 

Рис. 9—5. Положительный наклон кривой индивидуального предложения

труда: увеличение рабочего дня с ростом заработной платы

 

Рис. 9—6. Рост заработной платы: эффект дохода превышает эффект замещения

 

Однако дальнейший рост доходов притупляет желание тру­диться. Индивид начинает ценить свободное время все выше и выше (к тому же и увеличение рабочего дня имеет свои пределы). Это приводит к тому, что эффект дохода начинает превышать эффект замещения (рис. 9—6). В результате рабочее время сокращается с (24-Н1) до (24-Н2), а свободное время увеличивается с Н1 до Н2. Та­кая реакция на рост заработной платы обусловливает отрицатель­ный наклон кривой индивидуального предложения труда (рис. 9—7).

 

Рис. 9—7. Отрицательный наклон кривой индивидуального предложения: сокращение рабочего дня с ростом заработной платы

 

Этапы роста заработной платы. С ростом заработной платы обычно возникает желание больше трудиться. Однако и это желание имеет свои пределы, так как приходится жертвовать досугом — часами свободного времени. С ростом зара­ботной платы все выше и выше становится цена отдыха. Поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарпла­ты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

На рис. 9—8 показаны три этапа роста заработной платы. На первом этапе рост заработной платы с w1 до w2 приводит к увели­чению числа рабочих часов с h1 до h2, эффект замещения превыша­ет эффект дохода. На втором этапе рост заработной платы с w2 до w3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, работник работает столько же, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода. И наконец, на третьем этапе повышение зарплаты (с w3 до w4) ведет к сокращению рабочего дня (с h2 до h 3), эффект замещения меньше эффекта дохода. Рост дохода стимули­рует увеличение спроса на такое нормальное благо, как отдых, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зарплаты растет и цена отдыха.

 

Рис. 9—8. Кривая индивидуального предложения труда

 

За последние сто пятьдесят лет средняя рабочая неделя в раз­витых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном рос­те заработной платы. Это означает, что эффект дохода превышает эффект замещения в долгосрочном периоде. Однако в краткосроч­ном периоде так бывает далеко не всегда. К тому же не следует забывать, что за средними данными скрываются существенные индивидуальные различия, так как чувствительность разных групп населения к росту доходов различна. Еще большая дифференциа­ция типична для разных групп стран. В развитых странах мужчи­ны среднего возраста (25—54 года) обычно снижают предложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся, как пра­вило, наоборот.

Однако не следует рассматривать свободное время лишь как отдых, сладкое "ничегонеделание". Как правило, в часы досуга многие люди повышают свой образовательный и культурный уровень, делают важные вложения в свой человеческий капитал.

Таблица, 9—2

 

Соотношение "инвестиций в человека" в США и производственных капиталовложений (социальные расходы, в % к производственным инвестициям)

 

Сфера
Образова-ние          
Здраво-охранение          
Социальое обеспечение          
Всего по трем отраслям          

 

Источник: Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995. С. 47.

 

Человеческий капитал. Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человека (см. табл. 9—2). Человеческий капитал рос более быстрыми темпами, чем физический, а суммарные расходы в образование, здравоохра­нение и социальное обеспечение более чем в 3 раза превышали в США в 1990 г. производственные капиталовложения.

Таблица 9—3

 

Средние издержки на обучение и доходы работников с различным образованием в США (в тыс. долл., текущие цены)

 

Уровень образования Издержки на образование Пожизненный заработок
Нач. образование   3,2   19,8     168,8      
Неполное среднее                          
образование (9—11 лет)   4,8   29,9     193,1      
Среднее образование                          
(12 лет)   5,6     59,4   224,1      
Незаконченное высшее                          
(13—15 лет)   9,6   55,2   81,8        
Высшее образование                          
(16 лет и более)   15,1   74,3     360,6      
Разрыв в издержках и в доходах между группами:                          
абсолютный   11,9   54,5     191,8      
относительный   4,7   3,7   3,6   2,1   2,1   2,3  

 

Источник: Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Указ. соч. С. 191.

 

Такой стремительный рост не в последнюю очередь связан с высоким ожидаемым доходом. Дело в том, что рациональный инди­вид (и семья в целом) должен соотнести затраты и выгоды от наме­ченного мероприятия. Методика подсчета внутренней нормы оку­паемости инвестиций в человеческий капитал аналогична вложе­ниям в физический капитал. Для этого надо соотнести дополни­тельные издержки, связанные, например, с получением образова­ния, и дополнительные выгоды, которые можно получить после обу­чения. В издержки следует включить стоимость обучения, упущен­ный в период обучения доход и другие издержки. Выгоды же должны сказаться в повышении постоянного дохода.

В развитых странах существует устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни (см. табл. 9—3). Если лица с начальным образованием получали в 1990 г. в США в течение всей своей жизни доход 756 тыс. долл., то лица с высшим образованием — 1720 тыс. долл. Абсолютный раз­рыв составил почти 1 млн. долларов. Следует заметить, что за пос­ледние 30 лет относительный разрыв в доходах между крайними группами фактически не изменился. Это говорит о существовании тенденции, которую стараются учитывать все рационально веду­щие свое хозяйство семьи.

Монопсония на рынке труда. Совершенная конкуренция на рынке труда скорее, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкурен­ция. Ее крайний случай представляет монопсония. Такая ситуация нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляю­щей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактически единственным) покупателем на местном рынке труда, а потому обладает возможностями влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых ра­ботников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Проиллюстрируем это графиком (рис. 9—9).

В случае совершенной конкуренции равновесие устанавлива­ется в точке С — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату wс получило бы Lс работников. Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кри­вая предложения является кривой средних издержек. Привлече­ние дополнительных работников означало бы повышение заработ­ной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда в денежном выражении и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL – MRCL. Это оз­начает, что, сократив число рабочих с LC до Lm, монопсония понизит заработную плату с wc до wm. Таким образом, монопсоническая власть обусловливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработ­ной платы и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMwm.

 

Рис. 9—9. Модель монопсонии

В качестве примера монопсонии можно привести профессио­нальный спорт. Национальные футбольная и бейсбольная лиги, на­циональная баскетбольная ассоциация в США довольно часто фигурируют в качестве типичных примеров монопсонии.

 



2015-12-07 1269 Обсуждений (0)
Показатели эффективности производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели эффективности производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)