Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?



2015-12-07 1150 Обсуждений (0)
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 0.00 из 5.00 0 оценок




Пример 1

В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

План подготовки

Нарушение лексической сочетаемости - распространенная речевая ошибка. Проявляется она в неправильном выборе слова для конкретного контекста. Чтобы знать, с какими словами "дружит" данный пароним, надо четко понимать нюансы его смыла. Подготовится к этому вопросу, выучив некий список, проблематично (список был бы слишком большим). Не обязательно читать его весь - выберите лишь те слова, нюансы значения которых вы не понимаете. Это не только полезное, но и занимательное чтение. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МИНИМУМ – изучить краткий словарик паронимов на сайте Rus-Exam.ru.

Разумеется, на ЕГЭ в словарь не посмотришь. Но вы наверняка слышали ранее слова, предлагаемые вам в тесте. Если вы помните особенности их смысловой сочетаемости, то дело в шляпе. Если нет - придется прибегнуть к некоторым манипуляциям. Обычно будет достаточно одной из трех процедур. Рассмотрим их на примере.

Инструменты

01Попробуйте, не подглядывая в предложения из примера, сами придумать "малый" контекст(на уровне словосочетания) для каждого слова. Что можно назвать ценным? Совет, кадр (т.е. сотрудник), подарок, приз. А какие слова сочетаются со словом "ценностный"? Пожалуй, только два: ориентиры и установки. Теперь посмотрим на пример. В предложении (2) видим "ориентиры". Туда и подставим слово "ценностные".

Скорее всего, зная возможный контекст, вы легко справитесь с заданием. Но могут понадобиться дополнительные рассуждения:

02Как можно видоизменить контекст? Слово "ценный" явно имеет количественный посыл. Его можно использовать со словами, обозначающими количество, например "очень ценный". А теперь посмотрите на пример. Нетрудно заметить, что слово "очень" нельзя подставить в предложениях (2) и (4). Что такое "очень ценные ориентиры"? Какая-то ерунда! Чего в них может быть ценного? "Очень ценные бумаги" тоже не скажешь, но по другой причине. Словосочетание "ценные бумаги" (акции, облигации и т.д.) настолько устойчиво, что в него ничего нельзя вклинить, а если убрать слово "ценные", то полностью исказится смысл. Так что с "ценными бумагами" все в порядке, а ошибка содержится именно в варианте (2).

03Если первые два подхода не развеяли сомнений, можно попробовать понять смысловой диапазон слова, независимо от контекста. "Ценный" имеет отношение к цене (в прямом или переносном смысле), а ценностный - к ценностям. При этом надо заметить, что речь идет вовсе не о конкретных ценностях (золото, недвижимость и т.д.), а об абстрактной установке человека, его жизненных приоритетах: что для него главное - карьера, материальные блага, патриотизм, власть, семья и пр. Поняв эти нюансы, мы опять же с легкостью увидим, что именно в варианте (2) речь идет о ценностях, а не о цене.

Образец рассуждения

Итак, в ваших руках три основных инструмента. Иногда полезно бывает также попытаться подставить синонимы. Универсальной схемы здесь нет. Но всегда нужно "танцевать" от конкретного слова: в каком контексте оно может применяться, какие ассоциации оно вызывает, насколько ограниченна его сочетаемость, является ли значение конкретным или абстрактым, в чем нюансы значения(количественная, качественная характеристика). Но главным, повторюсь, остается поиск подходящего контекста.

Часто репетиторы в подобных вопросах требуют от ученика выдать пример рассуждения. Дело это очень полезное, но с одной небольшой поправкой. Вам совершенно не нужно выстраивать некое наукообразное повествование. Вы должны либо очень коротко объяснить отличие между двумя паронимами, либо просто предложить для каждого из них вариант контекста на уровне словосочетания или короткого предложения. Не забивайте голову деталями. При рассмотрение описанного выше примера достаточно, чтобы в вашем сознании на экзамене всплыло следующее. "Более ценный" - хорошо, "более ценностный" - не годится. "Ценный" - это про количество. "Ценностный" - какая-то абстракция. Возможный контекст: "ценностные ориентиры". Всё!

На что обратить внимание

· Хотя в приведенном выше варианте в задании дана пара слов (паронимы), в реальном задании может быть иная формулировка. Вам могут просто предложить найти, в каком из четырех предложений выделенное слово не уместно. В этом случае речь не идет а паронимах, но суть та же - оценка правомерности лексической сочетаемости данного слова в контексте.

Пример 2

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

1) Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
2) Составленный руководителем проекта план в процессе работы ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
3) В Музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков.
4) На книжной ярмарке всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться в с любимыми авторами.

Такая постановка вопроса не должна вас смущать: просто надо забыть про всякие паронимы и оценивать сочетаемость отдельно для каждого предложения. Есть надежда, что одно из предложений резанет вам слух. В данном случае ошибка настолько грубая, что ее трудно не заметить: "ОТБОР дисков" следует заменить на "ВЫБОР дисков". Но ответ может не быть столь очевиден, поэтому рассмотрим и другие пункты вопроса.

Предложение (1) звучит немного странно. Но помните, что ваша задача - оценивать не стилистические красоты текста, а только правомерность того или иного словосочетания. В этом смысле выражение "охватить вниманием" вполне можно пережить. А вот о наличии такого выражения как "претерпеть изменения" надо просто знать. И, наконец, серьезная ловушка содержится в предложении (4). Возможность ПРЕДОСТАВЛЕНА или ПРЕДСТАВЛЕНА? Если не уверены, попробуйте порассуждать. Обратите внимание, что при подборе слов нужно использовать ту же грамматическую форму, что и в предложении (в данном случае страдательный залог). Этим мы сократим диапазон значение, например отсечем значение представлять=воображать. Что или кто может быть ПРЕДСТАВЛЕН? Спикер (представить кого-то собравшимся), отчет, офицер (представлен к награде). А что может быть ПРЕДОСТАВЛЕНО? Возможность, шанс, самолет. Каким синонимом можно заменить слово "предоставить"? Словом "дать". Поэтому в предложении (4) слово "предоставлена" использовано верно.

· Иногда нюансы значения слова зависят от окончания. В этом смысле вопрос о лексической сочетаемости иногда пересекается с вопросом об ударениях (разные окончания могут приводить к разным ударениям). Помните, что, в отличие от вопроса А1, где вам предлагали оценить возможность того или иного ударения, в данном случае вы должны оценивать корректность применения данного словав контексте. Не дайте себя запутать.

Например, возьмем такое предложение: "В июле весь класс на три недели отправился в ЯЗЫКОВЫЙ лагерь".Этот вариант необходимо признать ошибочным. Почему? Ведь слово "языковый" существует! Проблема в том, что "языковый" имеет отношение к языку, как органу. Если же мы говорим о языке как средстве человеческого общения, то необходимо использовать слово ЯЗЫКОВОЙ.

Практика

Из приведенных выше рассуждений вы поняли, что при анализе надо исходить из особенностей конкретного слова. Попытаемся использовать столь же гибкий подход в тренировочных упражнениях. Перейдите в рабочую тетрадь и сделайте задания. В Упр. 1 при наличии в предложении ошибки, необходимо заменить одно из слов на похожее по форме, но отличающееся по смыслу. В Упр. 2 предлагается составить лексические пары (А+Б).

Тяжелый случай

Существуют лексические пары, в которых, по свидетельству учителей и репетиторов, ученики чаще всего делают ошибки.

а) Убедитесь, что вы хорошо понимаете отличия следующих слов.
б) Если есть сомнения - посмотрите в словаре.
в) Затем попытайтесь самостоятельно поставить каждое слово в контекст (например, придумайте короткое предложение).
+ Обратите внимание на написание (сложности подчеркнуты).

ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
ПРЕТЕРПЕТЬ - ПЕРЕТЕРПЕТЬ - ПРИТЕРПЕТЬСЯ
ПРЕСТАВИТЬСЯ - ПРЕДСТАВИТЬСЯ
АДРЕСАНТ - АДРЕСАТ

 



2015-12-07 1150 Обсуждений (0)
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)